Президент Н.Назарбаев устами объявил человека коррупционером, руками ему же преподнес орден

В основе этой фразы, которую мы себе позволили сформулировать и установить в качестве заголовка к этому материалу, только факты. И ничего другого. Лишь голые, что называется, факты.

В первом случае глава государства публично объявил чиновника фактически коррупционером, вследствие чего последний был уволен с руководящей должности и оказался под следствием.

Во втором случае президент своим Указом этого же человека наградил орденом “Курмет” по формулировке “за заслуги перед государством”.

На что мы тут обращаем особое внимание? На то, что и первый, и второй случаи явились публичными событиями. А вот столь же публичной реабилитации на таком же высоком государственном уровне удостоившегося подобных противоречивых оценок человека в период времени между двумя названными случаями не было. Другими словами, на это конкретное лицо на глазах всей общественности страны было дважды обращено высочайшее внимание.

В первый раз оно обернулось жесточайшей обструкцией, а во второй – одной из самых почетных в Казахстане государственных наград. Тут, согласитесь, есть, отчего прийти общественному мнению в недоумение, а то и в изумление. И главный вопрос, который при этом возникает, такой: насколько системна вот уже столько лет широко рекламируемая борьба государства с коррупцией? И системна ли она сколько-нибудь вообще?

А теперь поговорим о самих этих фактах.

В ходе своего выступления с речью под названием “Демократия – наш выбор, демократия – наша судьба” перед Парламентом РК 31 марта 1999 года президент Н.Назарбаев сказал так: “30 сентября (имеется в виду 1998 год – авт.) я говорил о необходимости ужесточения борьбы с коррупцией, которая является одной из опаснейших угроз нашей демократии. В минувшем году мы приняли новое законодательство о борьбе с коррупцией, разработали специальную программу. Все должны помнить: борьба с коррупцией в нашей стране принимает бескомпромиссный характер. Напомню о своем обращении к народу по этому поводу в прошлом году. Поблажек не будет ни для кого. И мы станем по всей строгости закона карать тех, кто обманывает доверие простого народа. А такие люди есть. И на местах, и в центре”.

Дальше глава государства приступил к поименному перечислению имен чиновников, обманывающих, по его выражению “доверие простого народа”, и их негативных деяний. Приведем оттуда ту цитату, которая касается нашей темы: “Заместитель акима Актюбинской области Дошаев Е.Н., используя свое служебное положение, открыл ресторан под названием “Ляззат”, оформив на подставное лицо – Ищанову Газизу, его свояченицу. Дошаев непосредственно руководит всей финансово-хозяйственной деятельностью ресторана, используя свое служебное положение, оказывает покровительство… Аким Мугалжарского района Актюбинской области Хохлов П.П. зарегистрировал и способствовал обеспечению незаконных льгот и привилегий крестьянскому хозяйству “Бирлик”, главой которого являлась его супруга – Ткачева О.В.”.

Разоблачение на столь высоком государственном уровне, разумеется, не прошло даром названным тут лицам. Кара “по всей строгости закона” обрушилась на их головы очень скоро. И сообщение об этом прошло по всем официальным информационным каналам. В частности, КазААГ (Казинформ) и “Казахстанская правда” сообщали тогда следующее: “В выступлении на совместном заседании парламента 31 марта текущего года президентом Нурсултаном Назарбаевым были приведены конкретные факты нарушения законов и коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами как в центральных, так и в местных исполнительных органах. В их числе назывался заместитель акима Актюбинской области Е.Дошаев… Аким Мугалжарского района этой же области П.Хохлов. Решением Акима Актюбинской области А.Мусина на основании пункта 6 статьи 28 Указа Президента Казахстана, имеющего силу закона, от 26 декабря 1995 года “О государственной службе”, а также пункта 4 статьи 10 Закона республики от 2 июля 1998 года “О борьбе с коррупцией” Е.Дошаев и П.Хохлов освобождены от занимаемых должностей. В настоящее время по вышеуказанным фактам правоохранительными органами ведется расследование”.

Итак, объявленный самим главой государства коррупционером Е.Дошаев во исполнение соответствующих требований Указа президента РК “О государственной службе” и т.п. был снят с должности заместителя акима области, и его дело было принято правоохранительными органами к расследованию. А вот другой Указ Н.Назарбаева, имеющее отношение все к тому же лицу. Содержание у него полярно противоположное тому, что говорилось в речи “Демократия – наш выбор, демократия – наша судьба” от 31 марта 1999 года.

Впрочем, посудите сами – вот он, этот документ от 12 декабря 2005 года
за №1682: “УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О НАГРАЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. За заслуги перед государством, активную общественную деятельность, значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны, укрепление дружбы и сотрудничества между народами наградить… орденом \»Курмет\» ДОШАЕВА Ергена Николаевича — председателя КГП “Атырау-Акпарат”, город Атырау”.

Период между датами обнародования названных двух документов составляет 5 лет, 8 месяцев и 12 дней. Теперь обратим внимание на то, что же произошло в этом промежутке времени.

Упомянутое расследование, о котором говорилось в начале апреля 1999 года, по всей видимости, не подтвердило обвинений в адрес упомянутых выше бывших чиновников. Или же их в части, касающейся Е.Дошаева, быть может, признали не совсем обоснованными.

Как бы то ни было, уже осенью того же 1999 года бывший заместитель акима Актюбинской области возглавил газетное издательско-полиграфическое объединение “Отандастар”, сформированное, насколько известно, под эгидой вновь созданной тогда, накануне парламентских выборов, партии “Отан”, чей учредительный съезд проходил в Актобе. Там он проработал 2 с лишним года. Весной 2002 года аким Актюбинской области А.Мусин был переведен на аналогичную должность в Атырауской области. Его прежнее место занял Е.Имантаев. Вслед за А.Мусиным в Атырау уехал и Е.Дошаев. Там он возглавил казенное государственное предприятие (КГП) “Атырау-Акпарат”, призванное сосредоточить в своих руках все материально-технические и финансовые ресурсы издающихся главным образом на государственные средства газет области.

Своей деятельностью на этом посту Е.Дошаев, получается, и снискал, внеся “значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны, укрепление дружбы и сотрудничества между народами”, ту заслугу перед отечеством, за которую удостоился ордена “Курмет”.

Лично я ничего против такой оценки труда Е.Дошаева на означенном посту не имею. Более того, я рад за него. Дважды обращался к нему в качестве журналиста. И в обоих случаях остался весьма довольным.

В первый раз это было в 1994 году, тогда Е.Дошаев работал пресс-секретарем в областном акимате в Актобе. Нас, двоих журналистов из Алматы, он принял дружелюбно. Организовал встречу с Савелием Пачиным, тогдашним акимом Актюбинской области, свозил в Хромтау, на Донской горно-обогатительный комбинат. Вторая наша встреча с ним произошла спустя почти десять лет, в феврале 2004 года. Было это уже в Атырау. И опять он помог мне встретиться с областным акимом.

На этот раз – с Асланом Мусиным. Об этом человеке я также составил по этой встрече и беседе в ходе нее вполне благоприятное впечатление. Мое дело к нему заключалось в просьбе поддержки с его стороны одного проекта, связанного с историей. А.Мусин вроде как согласился в принципе. Но в результате ничего не вышло. Однако я на него не в обиде.

Все это я говорю исключительно для того, чтобы дать понять, что в выборе автором примеров из жизненного пути Е.Дошаева для подтверждения противоречивости государственной политики борьбы с коррупцией у нас в стране нет какой-то негативной предубежденности к этому человеку. Это так. Тем более, сейчас уже, видимо, есть основания полагать, что публичное объявление Е.Дошаева коррупционером было не совсем оправданным, раз его впоследствии наградили высокой государственной наградой.

Дело не в нем. Дело в том, что у нас вовсе не редкость такие случаи, когда должностное лицо сперва публично критикуют за коррупционное деяние, а потом его же начинают продвигать вверх по служебной лестнице или представляют государственной награде. То есть случай с Е.Дошаевым – не единственный. Но он, надо признать, примечательный.

Мы тут вовсе не собираемся утверждать, что тех людей, которых однажды на самом высоком уровне критиковали за коррупцию, больше нельзя ни продвигать по службе, ни награждать государственными наградами. Но перед тем как после критики получать разного рода поощрения, они должны реабилитироваться на столь же высоком уровне. Иначе общественность будет, по меньшей мере, недоумевать по поводу столь полярных оценок деятельности одной и той же личности.

Коррупция – это сейчас в среде политиков и средствах массовой информации самая популярная тема. Были разговоры о ней и в показываемых по воскресеньям еженедельных информационно-аналитических программах всех общенациональных телеканалов от 17 сентября. А до этого этой теме посвятили свои выступления аким города Алматы И.Тасмагамбетов и один из самых последовательных критиков коррупционной практики, депутат Мажилиса РК С.Абдрахманов. Первый выступал на совещании в городском акимате, а второй – в печати. Мэр южной столицы, в частности, высказался “за комплексность и системность в борьбе с коррупцией”. С необходимостью такого подхода нельзя не согласиться.

Все вроде бы ясно. Но вопросы остаются. Очень серьезные вопросы. Особенно в свете таких фактов, которые изложены выше.