“Бомба” под председательством

Казахстанский дипломат, сам того не желая, сделал политическую биографию киргизскому активисту и навредил имиджу собственного государства

В тот момент, когда в кулуарах ОБСЕ должен был фактически решаться вопрос о возможном председательстве Казахстана в этой организации в 2009 году, его дипломаты оказали своей стране медвежью услугу.

Хорошо известно, что западная Европа и США весьма настороженно относятся к кандидатуре Казахстана, и главным основанием для этого служит недостаточная, с их точки зрения, демократизация политических процессов, которую проводит Астана. Последняя же, в свою очередь, предприняла ряд акций в Европе, чтобы это мнение изменить в лучшую сторону и показать, что Казахстан – страна открытая и готовая к трансформации в сторону западных стандартов в области прав и свобод человека.

Для лоббирования этой идеи в штаб-квартиру ОБСЕ в Вену направилась представительная делегация, усиленная председателем Госкомиссии по демократизации Казахстана, представителями правительства и парламента, среди которых была и дочь президента страны Дарига Назарбаева. В задачу этой делегации входила встреча во дворце “Хофбург” с рядом ведущих дипломатов ОБСЕ и презентация республики, как неуклонного поборника соблюдения прав человека.

25 сентября в Вене казахстанская миссия в ОБСЕ, собственно, и собиралась провести очередное мероприятие в рамках этой программы, на которое были официально приглашены миссии государств-членов этой организации.

Однако высоких гостей ожидал конфуз, “виновником которого” стал киргизский беженец Урмат Мусуралиев, проживающий в Вене и принимающий участие в деятельности Конгресса демократических сил Центральной Азии, созданного год назад по инициативе оппозиционных сил центрально-азиатских государств, а также при поддержке киргизских официальных лиц.

Активист вышеупомянутого Конгресса у входа в здание ОБСЕ распространял шестистраничную брошюру с альтернативной информацией о положении дел с правами человека в Казахстане. Судя по всему, оппозиционеры решили в противовес акции официальной делегации провести свою презентацию и проинформировать членов ОБСЕ о специфическом понимании демократии в республике.

По словам представителей западных неправительственных организаций, на их глазах произошло следующее: ряд дипломатов, из тех, кто не опоздал на мероприятие, успели получить “крамольные” брошюры и изучали их в лоби дворца, как раз в тот момент, когда здесь же появились члены казахстанской делегации, также штудирующие этот документ.

Согласно рассказам очевидцев, в рядах казахстанской миссии возникло брожение, начался перезвон по мобильным телефонам, а затем ряд ее представителей покинули помещение. Далее, по словам сотрудника службы безопасности ОБСЕ, заместитель посла Казахстана в ОБСЕ Вячеслав Денисенко вызвал полицию и потребовал, чтобы активиста Конгресса демократических сил немедленно арестовали. Обосновал он свое требование тем, что распространять брошюры подобного содержания у входа во дворец “Хофбург” запрещено. Австрийская полиция его требование выполнила. Урмата Мусуралиева допросили, проверили у него документы и, в конце концов, не найдя никаких нарушений, отпустили. К этому времени большинство дипломатов ОБСЕ уже покинули здание, и “плохую брошюру” на руки получили немногие (впрочем, дипломатический представитель Казахстана, видимо, не знаком с возможностями современных средств связи – тот же день документ был разослан всем членам ОБСЕ по Интернету).

Казалось бы, инцидент исчерпан, однако история на этом не закончилась. “Я тебя узнал. Я твой адрес выясню. Так что готовься…”, — по крайней мере, именно такую фразу, сказанную Денисенко в угрожающем тоне в адрес Мусуралиева услышали сотрудник службы безопасности ОБСЕ, понимающий по-русски, и один из русскоязычных участников мероприятия, оказавшийся невольным свидетелем происходившего. Оба изъявили готовность подтвердить свои показания в любом суде.

Судя по всему, телефон и адрес киргизского активиста выяснить удалось (в кулуарах ОБСЕ автору сообщили, что, вероятно, не последнюю роль здесь сыграла любовь к футболу. Киргизские и казахстанские дипломаты в Вене в свободное от работы время охотно гоняют мяч и иногда приглашают присоединиться к ним своих соотечественников. Возможно, именно там и мог повстречаться Денисенко со своим неожиданным оппонентом). Более того, согласно утверждениям самого Мусуралиева, в течение последующих двух дней он по телефону вынужден был выслушивать нелицеприятные вещи в свой адрес: его предупреждали, что он не получит статус беженца и будет выдворен из страны.

Подробную информацию об этих “демократических” действиях представителя казахстанской дипломатии получили глава делегации США в ОБСЕ г-жа Финли и директор бюро по правам человека ОБСЕ г-н Штрохал.

Как сообщают западные дипломаты, теперь и США, и институт Штрохала намерены заявить протест в связи с действиями казахстанской миссии, поскольку на территории Австрии препятствовать свободному выражению мнения не позволено никому. Западные аналитики исходят из того, что выпады, прозвучавшие в адрес киргизского активиста, вряд ли стоит воспринимать серьезно, и, по их мнению, нет никаких оснований считать, что действия господина Денисенко санкционированы Астаной. Однако ситуация показательна с точки зрения того, как понимают нормы демократии некоторые казахстанские официальные лица. А это, в свою очередь, может сыграть негативную роль при решении вопроса о председательстве Казахстана в ОБСЕ.

Что же касается активиста из Киргизии, то он с полным основанием может настаивать на своей защите со стороны австрийского правосудия и требовать скорейшего получения статуса беженца! Из Вены сообщили, что глава миссии США решила лично встретиться с Мусуралиевым и приложить все усилия к защите еще недавно мало кому известного активиста от угроз поступающих в его адрес.

От редакции.

Эта история наделала много шума и может нанести ощутимый ущерб имиджу Казахстана. Действительно, чего стоят заявления первых лиц государства о приверженности Казахстана принципам демократии, если даже руководитель дипмиссии открыто демонстрирует неуважение к правам и свободам граждан.

Таким образом, венский скандал выходит далеко за рамки каких-то частных отношений, и поэтому мы обращаемся со страниц “Новой газеты” к министру иностранных дел г-ну ТОКАЕВУ со следующими вопросами:

  1. Известно ли МИДу РК об этой истории?
  2. Как оценивает руководство МИДа действия заместителя посла РК в ОБСЕ г-на Денисенко?
  3. Каким образом МИД намерен урегулировать этот скандал?

Мы просим г-на Токаева считать этот запрос “Новой газеты” официальным и предоставить нам ответы в сроки, установленные действующим законодательством Республики Казахстан.

“Новая газета” — Казахстан”