Зачем “Газпром” пригласил Кулибаева

За последнее время в казахстанских СМИ появилось немало материалов, выдвигающих различные, порой невероятные версии по поводу причин появления председателя ФНБ “Самрук-Казына” Тимура Кулибаева в руководстве одного из столпов российской экономики – компании “Газпром”.

Итак, 30 июня, по итогам внеочередного общего собрания акционеров ОАО “Газпром”, в состав совета директоров компании, вместо экс-главы немецкого концерна E.On AG Буркхарда Бергмана, был избран председатель правления Фонда национального благосостояния РК “Самрук-Казына” Тимур Кулибаев. Согласно оценке российских источников, избрание казахстанского топ-менеджера подчеркивает особую важность экономического сотрудничества между Казахстаном и Россией, а также является признанием высоких профессиональных качеств Тимура Кулибаева.

В этой связи, весьма закономерно высказывание теперь уже экс-главы “Газпрома” Алексея Миллера, который на брифинге в Москве заявил о том, что уже 10 лет знаком с Кулибаевым. А те соглашения, которые были подписаны с легкой руки казахстанского топ-менеджера в 2003 году, составляют базовую основу работы “Газпрома” с Казахстаном.

Впрочем, какие бы не звучали мнения и оценки, очевидно одно: российский энергетический гигант сделал свой выбор не случайно. Ясно одно, что интерес России к кандидатуре Кулибаева, вполне рационален и, по-видимому, обусловлен, достаточно вескими обстоятельствами.

Прежде всего, необходимо отметить особую значимость в биографии Кулибаева карьерного этапа, связанного с работой в казахстанском нефтегазовом секторе. Работая продолжительное время в этой сложной производственной сфере, он зарекомендовал себя одним из наиболее подготовленных и профессиональных менеджеров, способных выполнять поставленные цели. Участвуя в реализации масштабных проектов, связанных с разработкой и транспортировкой углеводородного сырья, он получил серьезный опыт в руководстве ведущими государственными компаниями нефтегазового профиля. Кроме того, по информации Миллера, “Газпром” планирует реализацию крупных проектов с Казахстаном, потому и присутствие Тимура Кулибаева в совете директоров важно для компании. Словом, профессиональный бэкграунд Кулибаева весьма надежен, и, безусловно, учитывается представителями “Газпрома”.

Тем не менее, было бы слишком просто свести все только к вышеупомянутому, не рассматривая такой значимый аспект, как взаимодействие в нефтегазовой сфере между Казахстаном и Россией. По сути, речь идет о длительном сотрудничестве, имеющем исторические корни, и которое вряд ли будет осложнено в перспективе. Слишком уж много общего между экономиками наших стран, стремящихся уже в ближайшем времени создать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Соответственно интеграция экономик предусматривает и обоюдное появление в руководстве системообразующих компаний Казахстана и России ведущих специалистов обеих стран. А Тимур Кулибаев как раз относится к тем людям, кто не только хорошо знает конъюнктуру мирового нефтегазового рынка, но и на протяжении нескольких лет последовательно выступает за интеграционные процессы с Российской Федерацией в целом, и компанией “Газпром” в частности.

Свидетельством тому, могут служить договора, подписанные между Казахстаном и РФ в бытность Кулибаева на посту первого вице-президента АО “НК “КазМунайГаз”. К примеру, в период с 2002 по 2005 годы между российским “Газпромом” и ЗАО “Национальная компания “КазМунайГаз” было создано на паритетной основе и зарегистрировано в Казахстане совместное предприятие ЗАО “КазРосГаз” для закупки природного газа с дальнейшей его переработкой на ГПЗ России. Кстати, в настоящее время, “КазРосГаз” — определено оператором проекта разработки трансграничного газоконденсатного месторождения “Имашевское”, которое находится на стыке российской Астраханской и казахстанской Атырауской областей. Его запасы оцениваются в 28,7 млрд. кубометров газа и 20,7 млн. т газового конденсата.

Сотрудничество это очень плодотворно и выгодно для Казахстана, так как позволяет стране получить дополнительные объемы собственного газа, причем как для реализации проектов индустриально-инновационного развития, так и для стратегически важного газопровода “Бейнеу – Бозой”.

Следующим шагом совместной российско-казахстанской деятельности стал контракт, заключенный в октябре 2002 года между “Газпромом”, ООО “Оренбурггазпромом” и Карачаганакской интегрированной компанией, в рамках которого газ с Карачаганакского месторождения поставлялся для переработки на Оренбургский ГПЗ. Спустя три года, между Казахстаном и Россией, а точнее между ОАО “Газпром” и АО “Интергаз Центральная Азия” (НК “КазМунайГаз”), был подписан пакет контрактов на транспортировку российского и среднеазиатского природного газа по территории Казахстана на 2006-2010 годы. Контракты предусматривали совместное использование газотранспортных систем “Средняя Азия – Центр” (САЦ) и “Бухара – Урал”, проходящих как раз по территории Казахстана. С тех пор, именно “Газпром”, по сути, и обеспечивает функционирование находящейся на балансе КМГ системы САЦ.

Все вышеcказанное само за себя говорит о том, предложение “Газпрома” войти Тимуру Кулибаеву в число претендентов на членство в совете директоров имело исключительно прагматический характер, но при этом отвечало обоюдным интересам, как казахстанской, так российской стороны. А тот факт, что господин Кулибаев является в настоящее время председателям Фонда Национального Благосостояния “Самрук-Казына” лишь упрощает взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Казахстаном уже действующих в рамках единого Таможенного Союза.

Тем более что именно руководство Российской Федерации первым сделало шаг в направлении улучшения инвестиционного климата в своей стране. Напомним, что произошло это в марте текущего года в ходе выступления президента России Дмитрия Медведева. Одним из пунктов новой программы улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации стал вывод государственных чиновников из советов директоров госкомпаний. И этот процесс уже начался. К 1 июля из Советов директоров российских квазигосударственных компаний должны были выйти вице-премьер Виктор Зубков, а также министры — энергетики Сергей Шматко и экономического развития Эльвира Набиуллина. И если замена Виктору Зубкову пока не найдена, то вместо Эльвиры Набиуллиной и Сергея Шматко обсуждались независимые директора-иностранцы. Один из кандидатов, по данным российских СМИ, являлся бывший канцлер ФРГ 67-летний Герхард Шредер, который в настоящий момент возглавляет комитет акционеров компании “Nord Stream” и отлично разбирается в международных делах “Газпрома”. Вторым кандидатом был назван 44-летний Тимур Кулибаев.

Впрочем, в итоге расклад в руководстве российской газовой монополии получился совсем не такой, как предполагалось ранее. Виктор Зубков возглавил совет директоров “Газпрома”, вместо Алексея Миллера. И покинет ли новоиспеченный глава “Газпрома” свое новое кресло, в связи с требованием президента Медведева, станет известно лишь 1 октября. Но, пока новыми членами совета директоров “Газпрома” стали: Тимур Кулибаев и ректор Российской академии народного хозяйства Владимир Мау.

Что, между прочим, в отношении Тимура Кулибаева демонстрирует доверие и признание ко всей Республике Казахстан. Ведь это значит, что наша страна имеет в своем активе хорошо подготовленных менеджеров, способных на равных конкурировать со специалистами из стран с развитой экономикой. То, что “Газпром” сегодня входит в число наиболее серьезных мировых корпораций, мало кто подвернет сомнению.

Вообще, можно предположить, что в Москве не сомневаются, что с приходом Кулибаева, будет легче решать большое количество вопросов связанных с совместными казахстанско-российскими планами в нефтегазовой сфере. Но ведь и Казахстан в этом случае получит свои дивиденды и бонусы. Речь идет не только об имидже страны на международном уровне. К примеру, казахстанский топ-менеджер будет в курсе стратегических планов “Газпрома”, тем самым, получая возможность лоббировать интересы всей нашей страны в Российской Федерации. И это, надо сказать, у опытного бизнесмена всегда отлично получалось. Ведь благодаря достигнутым ранее договоренностям, сегодня Казахстан получает около 5 млрд. куб. м российского газа по $85 за 1 тыс. куб. м, тогда как Узбекистан поставляет газ Кыргызстану уже по $230. Чувствуется разница?

А вместе с тем, только на экономических выгодах сотрудничество не завершается. Если рассматривать ситуацию через призму политической составляющей, учитывая при этом перспективы крепнущего Таможенного Союза, где обе стороны, по сути, стали основными стопами экономического объединения, можно с уверенностью предположить, что оппонентам ТС трудно будет играть на разделение интересов Москвы и Астаны. Наверное, в истории СНГ это первый случай, когда два самых крупных игрока на пространстве, демонстрируют серьезность усилий координации в самый важный и самый прибыльный для них в сфере экономики период. К тому же намечающийся альянс “Кулибаев- Газпром” — это еще и вопрос устойчивости для казахстанского Фонда Национального Благосостояния. В “Самрук-Казына” автоматически увеличится капитализация, если его глава становится членом совета директоров “Газпрома”. В первую очередь, конечно, появится новая возможность для привлечения инвестиций. К тому же, это еще один шаг, как для стабилизации экономики Казахстана, так и для создания положительного образа предприятий задействованных в таких глобальных программах, как “народное IPO”.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена