Марат Тажин просит журналистов быть точнее в цитировании его слов

2 февраля в Астане состоялось заседание Совета безопасности Республики Казахстан. Заседание проходило за закрытыми дверями под председательством Нурсултана Назарбаева.


После заседания в конце дня состоялся брифинг секретаря Совета безопасности Марата Тажина. Он сообщил журналистам, что на заседании рассматривались два вопроса: проект новой Военной доктрины Республики Казахстан, а также меры по предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма.


По его словам, проект новой Военной доктрины развивает основные положения Стратегии национальной безопасности Республики Казахстана на 1999-2005 годы. Отвечая на вопрос, будет ли опубликована Военная доктрина для ознакомления с ней широких масс, секретарь Совбеза заявил, что проект появится в печати в изложении.


Более подробно г-н Тажин рассказал о комплексе профилактических мер, которые будут приниматься для предупреждения и пресечения проявлений терроризма и экстремизма. Это прежде всего упорядочение визового обмена, усиление контроля над ввозом и вывозом боеприпасов и боевой техники, присоединение к международным конвенциям по борьбе с терроризмом, мониторинг деятельности религиозных организаций на территории страны. Весьма строгими теперь станут правила пребывания в Казахстане, в том числе и для туристов. Больше внимания станут уделять прохождению международных грузоперевозок, особенно автомобильных.


Есть еще несколько областей взаимодействия Казахстана с другими государствами: обмен студентами и преподавателями, координация правоохранительных и специальных органов в борьбе с терроризмом и экстремизмом.


Не станут ли принимаемые меры основой для того, чтобы можно было объявить “охоту на ведьм”, то есть принимать жесткие меры для подавления оппозиции? На этот вопрос секретарь Совбеза ответил отрицательно.


Однако, учитывая печальный опыт предыдущих лет в независимом Казахстане, можно сделать вывод о том, что борьба с внутренними оппонентами будет принимать все более масштабный характер. Даже само появление г-на Тажина, обычно избегающего публичных выступлений, в последние дни свидетельствует о возможности такого. Сам г-н Тажин заявил, что его слова во время выступления на заседании “круглого стола” в сенате были передернуты журналистами и неправильно истолкованы. И он говорил только о том, что любое государство имеет право на защиту от действия сил, в том числе фашиствующих, которые призывают к насильственному изменению существующего строя. Сам же секретарь Совбеза считает, что добиваться изменений следует исключительно конституционными процедурами.


Высказав несколько сентенций в адрес журналистов и СМИ в целом, приводящих его слова с купюрами, г-н Тажин попросил журналистов быть точнее в цитировании его слов. При этом он заверил, что сам к СМИ всегда относился с уважением и никогда не станет отвечать на те шпильки, которые он слышит и читает в СМИ в свой адрес.


…Появление Военной доктрины в эти дни не случайно. События в России заставляют Казахстан действовать быстрее. Накануне в России также была одобрена Военная доктрина. Такое совпадение заставляет задуматься, в частности, об одном. Очевидно, на недавнем саммите глав государств, входящих в СНГ, и во время визита премьер-министра Казахстана Касымжомарта Токаева речь шла о торговле боевой техникой. После скандала с МиГами Казахстан продолжает оставаться в центре внимания всех крупных стран мира и в первую очередь России. Поскольку транзит всех грузов из нашей республики идет через Россию, последняя не может стоять в стороне от продажи оружия даже по этой причине. Кроме того, всегда может быть поднят “русский вопрос”. Есть еще другие проблемы, без решения которых ни Казахстан, ни Россия не смогут обеспечить национальной безопасности. И, видимо, появление почти одновременно Военных доктрин в обеих республиках сопряжено с поиском взаимовыгодных направлений для решения имеющихся проблем.