Vade mecum? Нет. Просто быть рядом

(Монолог растерянного евразийца)


Поскольку я являюсь этническим казахом и коренным жителем своей страны, то, в принципе, не имею права вмешиваться во внутренние дела России. Но когда во время саммита президентов стран СНГ исполняющий обязанности президента Российской Федерации В.В. Путин сказал по телевидению, что Россия в его лице будет защищать миллионы русскоязычных на всем постсоветском пространстве, я понял, что это имеет прямое отношение и ко мне. Казахи, проживающие на своей исторической Родине, почти поголовно русскоязычны — все они наряду со своим родным языком более или менее владеют русским, и я являюсь одним из этих семи миллионов. Все, кто в советские времена учился как в русских, так и в национальных школах, воспитывались в духе великой русской культуры, и это, скорее всего, преимущество, чем недостаток. Если это так (а это действительно так), то все мы, казахи, подпадаем в число русскоязычных, которых грозится защитить г-н Путин. Спрашивается: от кого? Уж не от самих ли себя?


Я не знаю, какими средствами намерен господин Путин защищать мои интересы, но я, со своей стороны, подумал, что лично я в его покровительстве не нуждаюсь. В расположении и участии русского народа – да, в защите со стороны Путина – нет.


И это не признак патологической русофобии. Я, как и многие мои сверстники, горжусь тем, что являюсь носителем русской культуры, да и с детства рос вместе с русскими мальчишками. Половина моих учителей были русской национальности, хотя и учился я в казахской школе. Русские ближе мне по духу и по образу мышления. Я твёрдо убеждён, что Россия была, осталась и остается великой державой; знаю, что нам во все времена предстоит находиться рядом. Может быть, именно из-за этого мне больно видеть, как Россия входит в третье тысячелетие под знаком кровавого Владимира: применяемые в мире обычные методы борьбы против террористов превратились теперь в широкомасштабную войну на полное уничтожение чеченского народа.


Именно этим Путин, вернее те, кто стоит за его спиной, хотят преподать урок не только народам в составе Российской Федерации, но и тем, кто отделился после развала СССР. Вот что самое страшное. Когда с экранов телевидения видишь измученные лица стариков, женщин и детей — беженцев из Чечни и раненых русских мальчишек, которые с больничной койки вещают о больших потерях с обеих сторон, — невольно задумаешься: а не повторится ли все это у нас в Казахстане?


Не знаю, как остальные, но лично я не хочу защиты со стороны президента соседней великой страны (в том, что В.В. Путин будет избран на этот пост, сомнений нет), лексикон которого изобилует бандитскими выражениями типа “будем мочить”, “дадим по морде” и т.д. Я не желаю защиты со стороны генералов, которые практически отнесли чеченцев в возрасте от 10 до 65 лет в число террористов, которых собираются, по выражению Владимира Владимировича, “мочить”, при том “в сортире”. Почему именно в сортире – непонятно.


Правда, официальная кремлёвская пропаганда поспешила заявить, что генералы, как и Путин, оговорились, и теперь возрастной ценз террористов изменён. Но подобные оговорки, как и непроизвольные жесты, выдают истинные намерения. На Западе, в отличие от нас, это поняли сразу – приостановлены полномочия российских депутатов в ПАСЕ, ожидаются экономические санкции. И теперь Путин говорит, что присутствие России в странах СНГ является абсолютным приоритетом. Спасибо, понятно. Но лучше бы эти слова произнес кто-нибудь другой из российских политиков…


Мне, как и многим, было понятно изначально, что не нужно строить иллюзий насчёт того, что в России полностью победила демократия и теперь нет сил, тоскующих по твёрдой руке хозяина и собирателя земель. Еще пару-тройку лет назад на страницах газеты “Караван” небезызвестный г-н П.В. Своик излагал идею относительно того, что в СССР развалилась лишь власть КПСС, а все остальное должно оставаться как прежде – то есть независимые ныне молодые государства, в том числе, конечно Казахстан, должны вернуться в лоно России. Так было всегда – сперва озвучивается идея, затем… Как видим, Беларусь уже вернулась. И, пожимая руку Александру Лукашенко, Владимир Путин сказал, что этому пути может последовать любая из бывших республик бывшего СССР.


Теперь, когда выявлен абсолютный приоритет в политике и закреплен союз с Беларусью, пропагандистская машина наберет полные обороты. Убеждён, что предвыборная агитация преподнесёт Путина в качестве национального героя и собирателя русских земель. Впрочем, подготовка почвы для повторения белорусского пути в Казахстане началась даже чуть раньше: оживилась деятельность славянских движений, требующих двойного гражданства и придания русскому языку статуса государственного; муссируются слухи о притеснениях русскоязычных; появляются статьи шовинистического толка. Я уже не говорю о том, как хотели создать русскую автономию на моей малой родине – в Восточном Казахстане.


Когда активисты славянских движений в Казахстане снова обратились в Думу России относительно угнетения русских в Казахстане, мои русские друзья, с которыми я рос с детства и делил все горести и радости, недоумевали: “Кто их избрал? Кто дал им полномочия говорить от моего имени? Помогли ли они хоть одной русской семье, которая действительно нуждается в помощи?” И я удивляюсь их наивности. Ведь, скорее всего, такие активисты самоорганизовались в целях заработать себе политические дивиденды, а не помочь казахстанским русским.


Но как бы там ни было, подобные политиканствующие элементы успели отравить души очень многим. Благодаря их действиям я лишился многих друзей — некоторые из них находятся сегодня в России, большинство в Германии и малое число — в Израиле. Хотя я их понимаю – не все ладно сегодня в Казахстане: диктаторствующий режим, клановость власти, разгул коррупции, рост преступности, незащищенность в социальном плане, массовая безработица и многое другое может сломать всякого. При всем том из Казахстана уезжают наиболее подготовленные, талантливые, образованные и компетентные люди. Мне труднее вдвойне — ведь в отличие от них мне идти некуда — земля моих предков находится здесь.


Но ведь она, тот есть земля эта, в равной степени не чужая и для тех, кто родился и вырос здесь. Но существует расхожее мнение о том, что русских здесь у нас притесняют. Так это правда или нет?


Да, это правда. Притесняют, да еще как. Но притесняют их не казахи, а существующая сегодня в Казахстане власть. Причем она притесняет не только русских, а всех, кто живет под ее сенью, притом без разбора. Как это ни странно, от притеснения властей больше всех страдают сами казахи. Если русскому, в силу своих привычных деловых качеств, удается пристроиться практически в любые производственные структуры, то казахам труднее приложить свои силы в определенные сферы. Сельское хозяйство, где до недавнего времени трудились в основном представители коренной национальности, развалено, вследствие чего молодежь хлынула в города, усиливая криминальную ситуацию в них. Те из казахов, кто не смог реализовать свои творческие и научные планы, уехали за границу или торгуют на многочисленных барахолках. Средний класс ещё не сформировался — государство давит предпринимателей непомерными налогами, убивая деловую инициативу в корне.


Нельзя скрывать и того, что все больше сокращается число русских занимающих руководящие должности, однако прежде всего это объясняется клановыми интересами власть имущих, чем действительное притеснение по национальному признаку.


А так никто никого в Казахстане не притесняет. Русский язык де-факто является государственным – любой документ в высших эшелонах власти готовится на русском и только после этого переводится на казахский. Количество русскоязычных СМИ и каналов TV в Казахстане в несколько раз превышает число газет и журналов на казахском языке; даже в компьютерах многие программы не поддерживают шрифты казахского алфавита, и электронный документооборот как в государственных, так и в коммерческих структурах осуществляется только на русском. Действуют русские школы, практически во всех вузах Казахстана преподавание ведется на русском языке. И это не заслуга властей – просто все это идет естественным образом. Так что раздуваемая истерия вокруг притеснения русских в Казахстане со стороны казахских националистов является не более чем мифом.


Вместо того чтобы бороться за свои права здесь, на месте, некоторые политиканствующие элементы из славянских и казачьих организаций втягивают в это дело шовинистически настроенных ястребов из России. Это опаснее всего: ведь разыграть русскую карту в Казахстане легко – найти горячие головы как среди казахстанских русских, так и среди коренного населения можно всегда. Завязать с их помощью кровавый межнациональный конфликт, запустить затем механизм “защиты обиженных” для Путина не составит никакого труда – даром, что ли, возглавлял он ФСБ России?


В контексте массового промывания мозгов обращает на себя внимание статья Газиза Алдамжарова, одного из руководителей партии РНПК (“Начнем с понедельника” за 14 января 2000 года), полная скрытых угроз и прозрачных намеков, под директивным названием “Кто станет нашим попутчиком – решать сегодня”. Разделяя в целом точку зрения автора относительно ориентации в сторону России, не могу скрыть свою озабоченность по поводу амбициозности власти прагматиков, которые пришли сейчас в Кремль, о чем открыто излагает в своей статье г-н Алдамжаров.


Вот к примеру, он пишет: “…Но надо знать Россию, веками привыкшую к великодержавному статусу, надо понять русскую душу, чтобы ощутить горечь утраты бывших союзных республик. Чего стоит суверенитет Украины, 300 лет входившей в состав Российской империи того же Казахстана, 250 лет назад добровольно вошедшего в русские земли. А теперь махонькая горная Чечня со своими средневековыми шариатскими законами пытается вырваться из-под власти “неверных”. Военное поражение во второй чеченской кампании для России будет губительным: создастся прецедент выхода других автономий из состава федерации, нависнет угроза гражданской войны. Поэтому В. Путину в оставшиеся два месяца до президентских выборов нужна только победа. И он, большой амбициозный прагматик, сделает всё, чтобы покорить сепаратистов”. А о том, что сделает В. Путин после избрания президентом России, автор умалчивает, но, как говорится, намек понятен.


Политику такого ранга, как уважаемый мною Газиз Алдамжаров, должна быть известна истинная подоплёка чеченской войны. Дело тут не в злой воле чеченцев, а в интересах транснациональных нефтяных компаний. Трагедия в том, что чеченский народ стал невольным заложником подковерной борьбы влиятельных олигархов. Те, кто поощрял выход Чечни из состава РФ, развязал войну и вооружал сепаратистов, а также финансировал нападение на Дагестан, преследуют только свои корыстные интересы, а не интересы чеченского и русского народов. Достаточно вспомнить, что все войны ХХ века развязывались в интересах нефтяных магнатов, и если до сих пор 35-миллионный курдский народ не имеет своей государственности и в Афганистане в течение двадцати последних лет не прекращается война, то в этом нельзя винить только самих курдов и афганцев. И нельзя удивляться, если через некоторое время Каракалпакская Автономная Республика заявит о выходе из состава Узбекистана — стимулятором сепаратизма и на этот раз станут огромные запасы нефти в Приаральской низменности…


Подозрение относительно заказного характера этой статьи усиливается, когда автор углубляется дальше: “…Что выиграет Казахстан с приходом к власти Путина? Я не хочу своей стране зла, я не космополит, не ренегат, но как специалист своего дела могу предвидеть: как только в России начнется период политической и экономической стабильности, не только русскоязычное население, но и коренные казахи, имеющие и еще не растерявшие интеллектуальный потенциал, рванутся в страну, где можно будет реализовать свои творческие возможности.


А с чем мы останемся в стране тотального туберкулеза, рака, анемии, “сплошной коллективизации” безграмотности населения, бескультурья? И к чему наш национальный нигилизм приведет? Страна, которая должна думать и претворять интеграцию в мировое сообщество, которая умышленно или спонтанно самоизолируется, не сможет быть действительно суверенной. Рано или поздно к нам все-таки кто-то придет: не может просто так валяться лакомый кусок на Великом шелковом пути. А вот кто станет нашим добрым попутчиком – Казахстану надо решать сегодня. Завтра может быть уже поздно.”


Далее г-н Алдамжаров пишет уже открыто: “Мне лично кажется: старый друг – лучше новых двух. И это – Россия. Она никогда не поднимет руку на свой бывший протекторат. Наоборот, если мы не будем пялить глаза на США (ах, вот оно что!), у которых вдруг появились свои стратегические интересы в Центральной Азии, не станем заискивать перед единоверцами в мусульманских странах, великая Россия, где многие из нас получили высшее образование, приобщились к мировой культуре, сделает все, чтобы Казахстан обрел подлинную независимость (а-ля Беларусь?), стал равным братом среди равных (значит, будут и другие братья?) братьев. Кто станет нашим попутчиком – надо решать сегодня”.


Не надо иметь семи пядей на лбу, чтобы догадаться – подобные статьи заказываются теми, кто привел невзрачного чекиста-подполковника к власти в России. И вот снова в который раз звучит клич : “VADE MECUM!” – “СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!”


И клич этот вызван не чем иным, как желанием владеть нефтяными богатствами Казахстана. Этим же объясняется появление такого неологизма, как “русскоязычное население”. Тот, кто изобрел и употребляет этот термин, в самом деле является главным сепаратистом, так как именно такие господа разъединяют нас с русскими, с которыми мы живем бок о бок не одно столетие. И я умоляю своих земляков, русских: не уезжайте из Казахстана. Вы нужны тем, кто при любых обстоятельствах вынужден оставаться здесь. Вы нужны для того, чтобы вместе строить демократию; вы нужны для того, чтобы вместе отстаивать свои права перед власть имущими в нашей многострадальной стране. Вы нужны для того, чтобы сохранить многовековую мудрость двух главных этносов Казахстана и не допустить межэтнической войны; вы нужны для того, чтобы мы вместе смогли освоить богатства этой щедрой земли и распоряжаться ими по своему усмотрению. Наконец, вы нужны для того, чтобы Казахстан, вопреки утверждениям г-на Алдамжарова, не валялся как лакомый кусок на великом Шелковом пути, а приобрел свое подобающее место в мировом сообществе


Я не приказываю вам следовать за мной и далек от угроз и намеков. Я просто хочу, чтобы мы всегда были вместе и во все времена оставались рядом. Уверен, что никто тогда не ринется защищать нас от самих себя – ни Путин, ни Клинтон или кто-то другой вообще черт знает откуда…