Не остаться бы за закрытой дверью

Обзор крупноформатных изданий

Минувшая неделя изобиловала событиями, так или иначе связанными с нефтью. В Вене на саммите стран — экспортеров нефти принято решение об увеличении объемов добычи нефти на 1,45 млн. баррелей в день. А это означает, что цены на нефть упадут, что уже, кстати, отмечено Лондонской биржей. Следовательно, ни о каких потоках нефтедолларов в Казахстан и мечтать нечего. Впрочем, лишь отдельные граждане нашей необъятной страны по-прежнему верят в то, что вскоре станут жить во втором Кувейте, ведь так им обещали.


На деле же Казахстану предстоит сделать выбор: с кем продолжать освоение нефтеместорождений. С одной стороны, страны Запада, и в том числе США, настаивающие на продаже части пакета госакций “Тенгизшевройла”. С другой – исламский мир во главе с Ираном. С третьей – Юго-Восточная Азия с Китаем во главе. А еще Россия, от которой после победы Владимира Путина на президентских выборах неизвестно чего ждать. Продолжение многовекторной политики сегодня чревато последствиями, ибо реалии заставляют думать о присоединении к какому-либо блоку. И если Казахстан не определится, то второго Кувейта не случится. Тем более что своими силами осваивать труднодоступную для добычи нефть республика не в состоянии, чем, кстати, и пользуются иностранные партнеры. Одним из вопросов, который будет обсуждаться на встрече с государственным секретарем США Мадлен Олбрайт, которая совершит поездки по странам Центральной Азии и Казахстана в середине апреля, станет, естественно, вопрос о нефти. А точнее, о продаже части госпакета акций “Тенгизшевройла”.


Еще осенью прошлого года общество было взбудоражено слухами о предстоящей продаже, и тогда же очки в политической борьбе завоевал руководитель национальной компании “Казахойл” Нурлан Каппаров, который выступил против предложения премьер-министра Нурлана Балгимбаева о продаже части госпакета акций ТШО. Увы, времена меняются, и в кресле руководителя нефтяного монополиста восседает теперь г-н Балгимбаев, а г-н Каппаров является вице-министром энергетики, индустрии и торговли. А разговоры о продаже акций, похоже, переходят из стадии слухов в разряд реальности. Именно так, во всяком случае, можно расценить высказывания президента страны Нурсултана Назарбаева во время встречи на минувшей неделе с журналистами. Подробный отчет об этой встрече предоставила на своих страницах газета “Панорама”.


“Если потребуются капиталовложения в этот стабилизационный фонд, а мы народу об этом открыто скажем, то, возможно, что для этих целей нам придется продавать какую-то долю нашей нефтяной собственности, в том числе часть акций самого “Казахойла”, — заявил Нурсултан Назарбаев. При этом он подчеркнул, что “все в конечном счете будет зависеть от того, “какую сумму за них предложат”.


Интересно, что три года назад нынешний глава Павлодарской области Галымжан Жакиянов выступил с инициативой о создании специального фонда, в котором бы аккумулировались все деньги от продажи нефти. Эти средства, по мнению г-на Жакиянова, шли бы на развитие экономики, поддержание социальной сферы. Однако тогда его идея не была поддержана. Спустя три года сам глава государства заявляет о том, что необходим такой фонд: “Мы подошли к тому периоду,

когда деньги, поступающие от нефти, особенно в виде роялти, должны поступать в специальный фонд, который будет создан с участием нашего парламента. Можно его назвать “Развитие Казахстана” или “Фонд будущих поколений”. Сразу возникает несколько вопросов. Первый: почему такой фонд понадобилось создавать именно сейчас? Президент утверждает: “Надо приучать казахстанцев жить без тех денег, которые мы получаем или ожидаем получить от нефти”. Как пишет корреспондент “Панорамы”, решение о создании фонда объясняется тем, “что оно выведет Казахстан из-под зависимости от перепадов цен на основной экспортный продукт”. Хорошо, но тогда возникает второй вопрос: почему к созданию фонда будет привлекаться парламент, у которого, согласно Конституции, есть только одна функция — законотворчество? Понятно, что в создании фонда будут использоваться бюджетные деньги, а бюджет, как известно, формируется парламентом. Но для участия в каком-либо мероприятии подобного рода парламенту требуются контрольные функции. Ведь он просто формирует и распределяет бюджетные средства, а следить за их использованием не может, так как не имеет на это полномочий. Уж сразу бы и сказали, что перераспределяется ответственность, ведь и так понятно, что роялти и прочие поступления от нефти вновь канут в Лету, какие фонды ни формируй.


И еще об отчете встречи главы государства с журналистами. “Отвечая на вопрос “Панорамы”, он отметил, что все стороны, задействованные в экономических процессах в Казахстане, должны быть взаимно честны: “И правительство, и инвесторы обязаны четко выполнять условия контрактов и придерживаться требований законодательства”. Речь идет о бельгийской компании “Трактебель”. Оторопь берет, когда читаешь следующий пассаж: “Мы только сейчас узнали, что в свое время прошлыми правительствами были отданы газопроводы… Но газопроводы передаются не в собственность, а только в концессию” (!?). Это в президентской-то стране глава государства не знает, что творит правительство? Ну, братцы, это уже перебор… Словом, “Трактебелю” неизвестно с кого придется требовать неустойку, потому что в любом случае компанию вытеснят с казахстанского рынка. При этом как распределится пакет акций создаваемого “Казтрансгаза”, неизвестно. Думается, что какая-то часть попадет в руки небезызвестной группы Машкевича.


Между тем, как сообщает в этом же номере “Панорама”, президент “Казахойла” Нурлан Балгимбаев заявил на прошедшей конференции по развитию нефтедобывающей нефтеструктуры на западе Казахстана, что в условиях появления альтернативы казахстанской нефти имеет смысл именно сегодня продать часть акций ТШО.


“Деловая неделя” на минувшей неделе оказалась как никогда суха и деловита (просим извинения за тавтологию). “Без обид” газета повествует о том, как трудно сегодня приходится журналистам, вынужденным в условиях дефицита информации (Астана далеко, расходы на проезд туда и обратно для освещения деятельности органов власти “непосильны большинству СМИ”), в поте лица добывать хлеб свой насущный. Можно согласиться с большинством тезисов передовой статьи “Деловой недели”, однако во многом коллеги лукавят. Например, сетуя на то, что не могут добраться до Астаны, журналисты этой газеты пишут о своих поездках за границу и с упоением расписывают обеды в токийских или сингапурских ресторанах, как будто это является самым важным в жизни японцев или сингапурцев. Нельзя согласиться и с упреками в адрес парламента и Казахстанского пресс-клуба, пригласивших в качестве спонсора компанию “Филипп Моррис”. Да, действительно, в тех же Штатах ведется борьба с курением, но что делать, если нет в республике спонсоров, которые могли бы помочь региональным журналистам ознакомиться с работой парламента. Не противоречит ли подобный наскок словам самих же газетчиков: “Поэтому без “рупора” депутатам и чиновникам не обойтись, как и без оплаты информационных услуг СМИ. И не надо упрекать журналистов в корысти – бизнес и творчество в цивилизованном обществе идут параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Деньги и слово без ущерба могут сочетаться так же органично, как сплетаются воедино деловые интересы многих депутатов от бизнеса с их законотворческой деятельностью”.


Все остальное в “Деловой неделе” описывает прошедшие события в Казахстане и мире.


“Время По” на этой неделе дает весьма любопытную перепечатку из “Независимой газеты” под заголовком “Премьер под двойным огнем”, подзаголовок которого сразу нацеливает на баталии информационных войн — “Передел собственности в Павлодарской области стал причиной начала использования в борьбе за власть в Казахстане “черных” технологий”. Понятно, что речь идет об информационной войне главного телеканала Казахстана (“Хабар”) против Касымжомарта Токаева и его заместителя Даниала Ахметова – бывшего акима Павлодарской области. В эту войну включился и интернетовский сайт “Евразия”, который, по слухам, финансируется экс-премьером Казахстана Акежаном Кажегельдиным. Суть конфликта — в лоббировании россиянами “УралТЭК” и в постановлении правительства, которое возвращает иностранным инвесторам их права согласно подписанным контрактам. Судя по всему, в войну против г-на Токаева включился блок: Рахат Алиев — Дарига Назарбаева — Нурлан Балгимбаев. Во всяком случае, травлей премьера занимаются СМИ, контролируемые этой группой лиц.


Удачным на минувшей неделе оказался очередной номер газеты “Новое поколение”. “Желтая субмарина” некоего мистера Эндрю Губенко рассказывает о том, что в Южном Казахстане некогда побывала легендарная группа “Битлз”. И не просто побывала в результате нечаянной посадки по техническим причинам, но даже и выступала на свадьбе дочери 85-летнего Талгата. И если принять во внимание, что газета вышла в канун 1 апреля, то можно порадоваться за такой ход со стороны журналистов, который наверняка привлекут внимание любителей “Битлз”.


Еще один материал, который, безусловно, в ряду хитов: интервью с президентом ЗАО “Хабар” Даригой Назарбаевой — “Я дочь Президента, и с меня особый спрос”. Публикация, несомненно, остановит внимание самого ленивого читателя, потому что каждый найдет в ней то, что хочет. Скептик скажет: “Ага, я вам говорил, что Дарига претендует на власть” (подтверждения в словах самой г-жи Назарбаевой). Оптимист произнесет: “Наконец-то у нас появилась настоящая бизнесвумен, которая принесет пользу обществу”. В общем, на любой вкус. Начнем с того, что г-жа Назарбаева говорит о том, как “Хабар” зарабатывает деньги: “Вопросы финансирования “Хабара” время от времени становятся предметом политической спекуляции. Во многом это связано, я думаю, с отсутствием официальной информации о распределении бюджетных средств”. Видимо, чтобы восполнить этот пробел, г-жа Назарбаева называет сумму, которую агентство “Хабар” получает из бюджета – “741 миллион тенге, из которых 433 миллиона тенге (58 процентов) оплачивается транзитом через наш счет связистам за доставку телесигнала потребителям. Оставшаяся часть обеспечивает нашу жизнедеятельность”. Очевидно, то, что впервые в открытой печати называются доходы и расходы “Хабара”, связано с тем, что президент этого телеканала начинает строить собственную имиджевую политику. И все сказанное ею в интервью так или иначе подтверждает этот вывод: “Наша работа — на виду у многочисленной аудитории, поэтому халтуру себе позволить просто не можем. К тому же я всегда помню, что я дочь президента и с меня особый спрос”.


Продолжая эту тему, приведем еще несколько цитат из интервью: “Говоря о рецептах нашего успеха, было бы неверным проигнорировать вопрос государственной поддержки канала. Нам удалось убедить правительство в эффективности нашего проекта как средства спасения государственного телевидения. Мы обещали в короткий срок стать главным источником информации о стране и для страны. Сегодня без ложной скромности можно сказать, что львиную долю своих обещаний мы выполнили и не зря “тратим” деньги налогоплательщиков”. Правда, как тратятся деньги налогоплательщиков мы так и не узнаем из интервью. Быть может, заслуга “Хабара” состоит в том, что ежевечерне крутятся очередные серии мыльной оперы “Перекресток”, которую смотрят пенсионеры, и то лишь из-за того, что хоть в кино можно посмотреть на “красивую жизнь”. Далее: “Однако при реализации новых интересных проектов мы все больше сталкиваемся с проблемой дефицита кадров. В конечном счете, люди – вот главный капитал. Найти талантливого человека, помочь ему реализовать себя, создать комфортные условия для этого – это вторая, на мой взгляд, ключевая задача управления”. И при этом одна из наиболее интересных журналисток, выступающих в информационном жанре, была уволена из “Хабара” за то, что пыталась подавать объективную и содержательную информацию, в том числе и об оппозиции.


Дальше – еще больше пассажей, изумляющих своей откровенностью, которая была бы уместна, если бы не наводила на кое-какие размышления. Тем более что сама г-жа Назарбаева утверждает: “В конце концов, одурачить зрителя или читателя сложно, поскольку у него есть выбор между различными точками зрения, сопоставляя которые он делает свои собственные выводы”. Ну, например, вот один из таких пассажей: “Информированность, компетентность и справедливость – главные принципы канала. Мы очень ответственно относимся к каждому слову, звучащему в эфире” (!?). Как это сопоставить с тем, что именно “Хабар” сейчас занимается дискредитацией премьер-министра, назначенного, кстати говоря, главой государства? Ведь подобные действия идут вразрез с политикой, проводимой Нурсултаном Назарбаевым, и оказывают ему “медвежью услугу”. Назвать это погоней за “лица необщим выраженьем”? “Однако ни те, ни другие не хотят замечать того, что у канала давно сложилось свое лицо, свое независимое суждение, и по степени влиятельности и на тех и на других мы – на первом месте”. И последнее. Дарига Назарбаева говорит о том, что идея создания национального канала на государственном языке пришла давно. Предлагалось объединить два канала – “Хабар” и “Казахстан-1”. “К сожалению, наше предложение отклика не нашло, и вопрос, собственно, уперся в мою персону. Возобладало мнение: “Люди скажут, что Дарига Назарбаева подмяла под себя все государственное вещание”.


Отец мне так и сказал: “Мы объединим каналы, но тебе придется уйти”. Согласиться с этим я не могла, поскольку уверена, что без меня проект завалился бы”. С Даригой Назарбаевой можно согласиться в том, что с дочери президента особый спрос. Ведь народ делает “собственные выводы”, а после этого интервью убеждаешься в амбициях “дочери президента” и претензиях на самостоятельную роль в управлении государством и манипулировании общественным сознанием. Вряд ли казахстанскому обществу с традиционным приматом мужчины придутся по нраву столь высокие амбиции, пусть даже и “дочери президента”.


В “Казахстанской правде”, как всегда, полно официоза и объявлений и мало материалов, затрагивающих душу. К последним можно отнести интервью Владимира Рыжкова об академике Евнее Букетове с его братом Камзабаем, написавшим книгу о выдающемся казахском ученом (в номере за четверг, 30 марта). А в субботнем номере “Казахстанской правды” таким отдыхом для души стала страница “Культура”, где есть зарисовка о талантливейшей семье казахстанских музыкантов и исполнителей Серкебаевых, интервью с ректором Казахской консерватории Жанией Аубакировой.


Минувшая неделя принесла и потери. Ушел из жизни Нагашбай Шайкенов. Человек, который перевернул мир юриспруденции. Человек, который Был, а не казался. Его не стало, а остались Конституция, Казахская юридическая академия, издательство “Жети жорга”, Юридическая газета и газета “Зан”. Остались воспоминания, команда КВН и многое, что сразу и не приходит на ум, но что было бы невозможно без него. Многие СМИ посвятили ему строки прощания, но пронзительнее всех оказались публикации “Экспресс К”. И за это большое спасибо этой газете.


Дмитрий Кожухин продолжил серию репортажей из Атырау. На сей раз он рассказывает о том, как американцы стремятся переселиться в “город контрастов” – Атырау. Дух захватывает от подробного описания жизни “счастливых атыраусцев”, а в это время КТК показывает кадры, которые совершенно по-иному рисуют жизнь города. И разгневанные продавцы рыбы кричат в камеру о том, что власти у них отбирают последние средства существования.


Ничего нового не дала “Свободная линия” с Олжасом Сулейменовым по вопросу о земле в номере от 29 марта. И здесь простое изложение фактов и событий Валерием Кириченко в публикации “Над границей тучи ходят хмуро”. Да, “внешние рубежи Казахстана должны быть границами без опасности”, но, наверное, на эту тему и надо говорить более серьезно, предметно, с комментарием специалистов.


В номере за четверг — острая зарисовка Михаила Дорофеева на социальные темы из полузабытого Текели. Отрадно, что журналисты “Экспресс К” вспомнили, что жизнь теплится и в провинции, которая молча ищет свой путь к выживанию, когда обе столицы забыли о ней.


Михаил Егорин продолжает в этом же номере расследование о скандалах, связанных с монополистом связи – “Казахтелекомом”, – и предостерегает граждан доверять своим мобильникам и радиотелефонам. Во-первых, не только могут запросто прослушать, что вы говорите своей благоверной, но и прислать счет за несуществующие переговоры.


В пятничном номере, который теперь, видимо, будет выходить на 12 страницах, наиболее информационно насыщенна первая полоса. Это и репортаж Дмитрия Бациева с митинга, организованного Алматинским филиалом РНПК, и заметка Андрея Кратенко из Усть-Каменогорска о голодающих пенсионерках, и обзор событий недели Сергея Козлова. Профессионально сделано, весьма добротно. На второй полосе вновь Дмитрий Кожухин с рассказом о славных деяниях атырауского акима Имангали Тасмагамбетова, на этот раз о том, как он навел порядок в рыболовстве и торговле черной икрой.


Интерес вызовет интервью Александра Таланова с председателем Интеграционного комитета таможенной пятерки Нигматжаном Исингариным, поскольку оно открывает некоторые проблемы таможенного сотрудничества бывших братских республик.


Вообще обзор номеров “Экспресс К” за минувшую неделю наводит на мысль, что газета вышла на новый уровень, найдя иные подходы к освещению событий и фактов, чем это было до сих пор. Здесь сейчас работают люди, которых можно назвать профессионалами. В то же время нет еще ощущения команды, и складывается впечатление, что новые менеджеры газеты ищут импульс для последующего взлета. И дай Бог — ведь газета с умными и профессионально сделанными материалами образовывает и формирует общество.