Павлодар против Астаны: анатомия конфликта

Борьба за отмену постановления правительства № 53 от 12 января (“О некоторых вопросах компании “Аксесс индастриз инк.”) приобрела характер длинного и шумного скандала, о сути и природе которого в республике мало кто имеет представление.


Для большинства людей, наблюдающих за перепалкой в прессе, за демонстрациями (вроде театрального ухода в отставку мэра города Экибастуза Елтая Арбиева), происходящее — какая-то нервная возня вокруг каких-то налогов и платежей, которые кто-то там, в Павлодарской области, не хочет платить.


В то же время эта борьба уже вышла за рамки не только Павлодарской области, но даже Казахстана — о ситуации, в которую попала в нашей стране крупная американская компания, заговорили в конгрессе США, выразило беспокойство и руководство РАО “ЕЭС России”, интересы которой также здесь непосредственно задеты. Скандал разрастается и в средствах массовой информации — стороны постоянно используют их для обливания друг друга грязью и публикации различного рода “компромата”, что тоже не способствует репутации Казахстана — как благоприятной для вложения крупных иностранных инвестиций страны.


Но, чтобы разобраться в происходящем, нелишне было бы напомнить предысторию этого конфликта.


Осенью 1996 года в Экибастуз пришли три новых собственника местных угольных разрезов. Причём вначале весь угольный бассейн предлагалось продать одному консорциуму, в который бы объединились три этих компании — РАО “ЕЭС России”, “Аксесс индастриз инк.” и Евроазиатская энергетическая компания (группа А.Машкевича). Однако руководство Казахстана посчитало, что таким образом будет создан монополист на угольном рынке, и разрезы были проданы порознь.


С самого начала приватизации угольного бассейна возникли противоречия между АО “Энергоуголь” (российской компанией, управлявшей от имени РАО “ЕЭС России” разрезом “Северный”) и ТОО “Богатырь Аксес Комир” (дочерней компании “Аксесс индастриз инк.”, работающей на разрезе “Богатырь”). Дело в том, что казахстанские чиновники каким-то образом умудрились продать двум собственникам один и тот же объект — угольные поля 9 и 10. Эта конфликтная ситуация, возникшая из-за невообразимой неразберихи в Госкомпривате, впоследствии неоднократно использовалась местными властями в своих целях.


Не вдаваясь в подробности контрактов со всеми тремя компаниями, скажем лишь, что одним из основных их пунктов было положение о стабильном налоговом режиме в течение 10 лет. Иными словами, различного рода платежи и налоги оговаривалось сохранять на определённом уровне, не взирая на изменение налогового законодательства республики. Это, надо заметить, обычная практика при заключении подобного вида сделок, с целью привлечь солидные компании и крупные инвестиции. Никто не согласится работать на нынешнем казахстанском рынке, учитывая его непредсказуемость, не получив соответствующие гарантии. И эти гарантии казахстанское правительство компаниям дало.


Осенью 1997 года на смену акиму Даниалу Ахметову пришёл Галымжан Жакиянов. Сравнивать их стили руководства было бы, наверное, некорректно. И перед первым, так же


как и перед вторым, главной задачей всегда было пополнение областного бюджета — это самый больной вопрос любого акима области. Налоговые поступления от иностранных инвесторов стали за эти годы играть для Павлодарской области первостепенную роль. Однако способы их взимания оказались у Жакиянова и Ахметова весьма различными.


Надо сразу заметить, что отношение к обоим этим акимам в республике сложилось различное. Но нас в данном случае интересует не это, а факты и динамика изменения экономической ситуации в регионе. Иностранные компании пришли в область при Ахметове и во многом при его непосредственном и активном содействии. Учитывая то, что у нас до сих пор фактически не сложился нормальный потребительский рынок, бывшему акиму приходилось идти на разработку и осуществление различных схем и комбинаций, для того чтобы местные предприятия, в частности энергетические, работали бесперебойно и получали хотя бы какой-то бартер — к примеру, уголь.


Эти схемы были расценены Галымжаном Жакияновым как неприемлемые и аннулированы. Перед многими областными предприятиями встала проблема платежей в бюджет наличностью – так же как и получение наличных денег с потребителей. Кроме того, был поставлен вопрос о пересмотре ряда контрактов, заключённых правительством с иностранными компаниями. Вопрос этот в первую очередь касался арендной платы за землю, которая регулируется местными властями и их явно не удовлетворяла.


Быстро возник конфликт, в котором отразились все противоречия, которые были заложены в процедуру приватизации изначально. Местная власть стремилась поднять тарифы за землю до самой немыслимо высокой планки, и в результате стоимость земли под каким-либо объектом порой стала превышать в несколько раз стоимость самого объекта.


Американская компания AES, например, купив Экибастузскую ГРЭС-1 за 1,5 млн. долл., вынуждена была заплатить за землю под электростанцией уже 11 млн. долл. Такая сделка, по мнению руководства компании, должна была сохранить хорошие отношения между ней и областной администрацией, однако этого не случилось, т.к. претензии местного руководства оказались гораздо выше ожидаемых.


Сложилась ситуация, в которой центральной власти как бы нельзя было дезавуировать свои обязательства при заключении индивидуальных контрактов с иностранными компаниями, нельзя так же (хотя бы внешне) поступиться положениями закона “Об иностранных инвестициях”, поэтому роль главных мытарей в стране была перепоручена местным акимам, которые сами пытались оспаривать контракты, заключённые в своё время Центром.


Некоторые предприниматели в той же Павлодарской области вынуждены были даже заключать отдельные договоры с местной администрацией, в которых оговаривались условия, когда компании могли рассчитывать на помощь в случае неоправданных проверок и ревизий, которыми изобилуют взаимоотношения бизнесменов и представителей казахстанской власти. Однако и эти соглашения не помогают — местная власть просто не может их соблюдать.


Пример тому — соглашение, заключённое в марте 1998 года между группой компаний, работающих под эгидой Евразийского банка, и Павлодарской областной администрацией. Ни один пункт этого документа власти так и не выполнили, требуя от компаний выплаты налогов за год вперёд.


Причём, повторяем, пополнение областного бюджета — первостепенная задача любой областной администрации, однако с осени 1997 года эта проблема в Павлодарской области стала решаться весьма своеобразно, что сопровождалось непрерывными скандалами, судебными тяжбами и ожесточённой перебранкой в прессе.


К сожалению, и это опять же факт неоспоримый, сегодня слишком многие иностранные инвесторы в области в открытую говорят, что пресловутый Закон “Об иностранных инвестициях” оказался для них искусной приманкой. Оспорить действия местных властей иностранцам здесь крайне сложно — согласно существующей правовой практике вначале взаимные претензии должны рассматриваться в местном, областном суде, которые в Казахстане, как правило, контролируются областными акимами.


Наиболее наглядный пример в этом случае представляет противостояние с акиматом американской компании “Aксесс индастриз инк.”, владеющей угольным разрезом “Богатырь”, которая обжаловала решение областного суда в Генеральной прокуратуре, откуда предписание пересмотреть это решение было спущено обратно в тот же суд, который вновь настоял на своём. Такие процедуры могут протекать долгие и долгие месяцы без всякой гарантии на объективное рассмотрение.


Данную же компанию через суд вновь заставили подписать договор покупки земли, причём по самым диковинным ставкам — в 200 раз превосходящим условия подписанного с правительством контракта.


Конечно же, иностранные компании, пришедшие в республику не для благотворительной деятельности, а делать бизнес и получать прибыль, просто не могли смириться с такой ситуацией. И если группе предприятий Евразийского банка удавалось до поры до времени “решать” свои проблемы путём закулисных переговоров и различного рода денежных “подкачек” областного бюджета и отдельных местных чиновников, то несговорчивые американцы не оставляли усилий по реанимации подписанных ранее контрактов.


Наиболее упорной, удачливой в этом отношении оказалась компания “Аксесс индастриз инк.”, наверное, потому, что она несла большие убытки, разрабатывая самый большой по площади угольный разрез Экибастуза. Надо заметить, что с доводами руководства этой компании о том, что её положение, как иностранного инвестора, явно ухудшилось после повышения арендной платы за землю, согласился и сам аким Г.Жакиянов, о чём свидетельствуют его письма в правительство в апреле и сентябре 1999 года. Правда, при этом аким просил компенсировать это ухудшение из республиканского бюджета, хотя оно произошло после его собственных новаций.


Правительство Н. Балгимбаева, по неизвестным причинам, просто не рассматривало ни просьб “Аксесс индастриз инк.” восстановить условия контракта, ни посланий Галымжана Жакиянова, и лишь после смены Кабинета министров этот вопрос был вынесен на рассмотрение. В казахстанской прессе неоднократно высказывалось мнение, что это стало возможным только при содействии бывшего акима области Даниала Ахметова, который в новом правительстве занял пост вице-премьера и стал курировать как раз промышленность.


Думается, что в самом этом утверждении нет ничего нелогичного – так же как и крамольного: почему бы вице-премьеру, занимающемуся проблемами экономики и хорошо знающему регион, в котором он проработал несколько лет, и не поднять этот вопрос? Кроме того, он был направлен на экспертизу во все правительственные ведомства, имеющие непосредственное отношение к данной проблематике, в том числе, кстати, и в Министерство госдоходов.


Все эти инстанции дали практически однозначный ответ: повышение арендной платы противоречит условиям контракта и должно быть отменено. Так и родилось пресловутое правительственное постановление № 53 “О некоторых вопросах компании “Аксесс индастриз инк.”, которое сразу вызвало бурю гнева со стороны и акима Г. Жакиянова, и депутатов областного маслихата. Дело в том, что в этом документе предусматривалась компенсация именно за счёт областного бюджета, т.к. предписывалось отменить ранее повышенные платежи за землю, которые шли в область.


Говорить сегодня о законности или незаконности этого документа, наверное, могут только юристы, и президиум Верховного суда республики уже сказал первое слово — 23 марта он отменил все предыдущие решения Павлодарского облсуда по этому вопросу и направил дело на повторное рассмотрение в новом составе. Ждать, таким образом, осталось недолго, и сторонам так или иначе вновь придётся садиться за стол переговоров и искать пути решения взаимных финансовых претензий.