Гуд бай, Мадлен, гуд бай!

Послесловие к визиту

Нурсултан Назарбаев показался заокеанской гостье «излишне раздражительным». Возможно, потому, что не дал себя увлечь антироссийской риторикой.


Журналисты, которых берут в свой самолет государственные чиновники высокого ранга, очень часто выполняют роль «подсадной» утки — во время государственного визита дипломат связан десятками условностей. А с журналиста какой спрос? Что захотел, то и ляпнул.


Хозяину (или в данном случае — хозяйке) правительственного самолета остается лишь извиняюще поднимать брови: что поделаешь, мистер Назарбаев, у нас свободная пресса. И внимательно наблюдать за реакцией своего собеседника.


Так было и во время визита государственного секретаря США Мадлен Олбрайт в Казахстан.


Сначала пресса растиражировала высказывание одного из авторитетных аналитиков Америки, вице-президента Института Катона Т.Карпентера. Размышляя о цели поездок руководителей своей страны в Центральную Азию, он, не мудрствуя лукаво, объявил, что они хотят «создать американскую сферу влияния на южном фланге России» И как следствие — свести роль последней в этом регионе к минимуму…


Затем в наступление ринулись непосредственно «акулы пера». Хлыщеватый малый из свиты г-жи Олбрайт не просто спросил, а строго выговорил казахстанскому президенту: а почему, собственно, Казахстан в последнее время слишком пристально смотрит в сторону России? Не настала ли пора сменить приоритеты — хотя бы в связи с поездкой госсекретаря США?

Когда Назарбаеву перевели вопрос, он тонко усмехнулся. Официальный визит — дело, конечно, важное. Но хорош был бы руководитель суверенной страны, если б стал после каждой встречи с зарубежным гостем менять внешнеполитическую ориентацию.


Прекрасно понимая, что его в очередной раз хотят «прощупать», и не только журналисты, Назарбаев позволил себе, наверное, несколько больше иронии и сарказма, чем заслуживал журналист, привезенный в «обозе» госсекретаря.


На Западе, отрезал Назарбаев, странным образом присутствует советское имперское мышление (президент никакую страну не упомянул, но все присутствовавшие все прекрасно поняли). Уж очень хочется новым «учителям» строго указать — куда, в какую сторону, как часто «смотреть« тому или иному государству. Ведь никто не выпытывает американских руководителей, какая страна им больше нравится — Мексика или Канада. Назвав Россию «богом данным соседом» лидер Казахстана подчеркнул, что ничего в отношениях с этой страной он менять не собирается. Тем более что долговременное союзничество с Россией — практически во всех сферах — отвечает стратегическим интересам самого Казахстана.


Президент отвечал жестко, решительно, едва ли не с вызовом. И приглашенные на пресс-конференцию даже стали переглядываться. Но признать реакцию главы Казахстана неадекватной мог лишь человек, незнакомый с политическим «закулисьем». Да и с самим Назарбаевым тоже.


Казахстанский президент, правящий своей страной еще с советских времен, узнал за эти годы много разного — и о себе, и о своем государстве. Во времена администрации Джорджа Буша отношения со Штатами складывались на удивление легко. Тогда родилось соглашение с американским нефтяным гигантом «Шеврон», удалось с немалой выгодой избавиться от ядерных ракет. Была заложена правовая база для торгово-экономических отношений. Кстати, американские инвестиции в Казахстане, перевалив за 1 миллиард долларов, прочно удерживают первое место среди других стран-инвесторов, а исполняемость соглашений (есть такой термин в международной практике) составляет 77 процентов. Для сравнения: в отношениях между странами Содружества реально «работает» только один документ из десяти… Наконец, Соединенные Штаты за последние годы оказали безвозмездную помощь Казахстану в виде различных пособий, субсидий и грантов — более чем на полмиллиарда долларов.


Все это так. Но с приходом в Белый дом демократов отношения с США стали более прохладными. Назарбаеву постоянно указывают на «недемократичность» его правления. В сенате демонстративно принимают бывшего премьера, а ныне заклятого врага А.Кажегельдина. Дело дошло до того, что в ходе недавнего визита в США у его руководителей не нашлось времени, чтобы сразу принять главу Казахстана — о чем вволю позлорадствовала оппозиционная пресса.

Не стал исключением и нынешний визит Мадлен Олбрайт. Она попеняла Назарбаева на мягкость судебного решения по делу о продаже МиГов, посоветовала не увлекаться силовыми методами в борьбе с оппозицией…


Так что Назарбаев вышел к прессе уже заведенный жесткостью гостьи, которая временами переходила в занудливое менторство. И, конечно, «отвязался» на журналисте…


Никто не обольщается по поводу «независимости» казахстанских судей — они жестко структурированы в исполнительную власть уже потому, что назначаются персонально президентом. И тем не менее согласитесь — случай в истории международной практики беспрецедентный. Глава государства выслушивает упреки от министра иностранных дел дружественной державы. Не за внешнеполитический курс, не за внутреннюю ситуацию в стране, а за… юридические промахи — если таковые и имеются.


Между тем дело далеко не так очевидно, как кажется заокеанской визитерше. Ведь речь идет об обычной коммерческой сделке. Устаревшие МиГи никак не смогут составить угрозу ВВС Южной Кореи, которые оснащаются современными американскими самолетами. Северная Корея — как бы она ни относилась к идеям чучхе — отнюдь не признана международным сообществом как «террористическое государство».


Кстати, если и можно упрекнуть в чем-то казахское руководство, так это в излишней «пугливости», с которой оно попыталось «сдать» боевого офицера, начальника генштаба Минобороны. Да и коммерческой репутации Казахстана нанесен ущерб.


Неудивительно, что на фоне нервозных, американо-казахстанских отношений диалог Россия-Казахстан выглядит более предпочтительным. Россия не учит казахов, с кем и чем им торговать. Не собираются «судить» администрацию Назарбаева в спорах с собственной оппозицией. Не читают нотаций, как и в какой мере должны быть соблюдены права человека. Если вспомнить о стратегических целях США (и откровениях Т.Карпентера), то надо признать: они осуществляются странным способом. Во всяком случае, г-жа Олбрайт, действуя в своей обычной манере, явно не приобрела в Центральной Азии «друга Нурсултана». И вовсе не случайно ей не удалось добиться каких-то явных прорывов в отношениях двух стран… Назарбаев ограничился ставшей уже ритуальной поддержкой по поводу все еще весьма туманного проекта экспорта нефти из Баку в турецкий Джей-хан. (Эту «ветку» активно проталкивают США). Между тем северный вариант — через Россию — будет осуществлен уже в следующем году.


Стороны подписали заявление о сотрудничестве по предотвращению изменения климата на планете, а также выразили намерение (подчеркнуто мною. — Ю.К.) о сотрудничестве в области транспорта и здравоохранения. Для этого совсем не обязательно было г-же Олбрайт совершать долгий перелет. Достаточно было послать министра, который «отвечает» за экологию…


И еще один многозначительный нюанс. Как сообщил местный официоз — «Казахстанская правда» — в Астане было объявлено, что три страны центральной Азии (Казахстан, Киргизстан и Узбекистан) получат три миллиона долларов для «переподготовки кадров, оснащения соответствующих служб современными видами спецтехники». В Бишкеке и Ташкенте обаятельная Мадлен Олбрайт вручила местным правителям чеки — по 3 миллиона долларов каждому.


Оказано ли Казахстану подобное благодеяние?


Мне удалось связаться с пресс-секретарем президента Назарбаева А.Бисенбаевым. Он сообщил, что госсекретарь действительно обещала деньги но не 3 а 9 миллионов долларов — по 3 каждой стране. Однако, как многозначительно подчеркнул Асылбек Кнарович, Назарбаев пока никакого чека не получал…


Если перевод денег затянется, то это станет очередной «зарубкой» в памяти жесткого и властного Назарбаева.


Любопытно, что со своей гостьей он прощался с некоторым облегчением. И с чувством превосходства. Г-жа Олбрайт на своем посту останется недолго. «Эпоха Назарбаева» продолжается.


И это, как говорил один литературный персонаж российской классики «медицинский факт».