Сериалы: от библейских историй до «Милой Анны»

Без малейшего намека на святотатство, но с полной исторической достоверностью можно утверждать, что величественная Библия стала далеким прообразом того, что мы называем сегодня телевизионными сериалами. В самом деле, если выборочно проследить за богатой историей литературы, то эпические творения Гомера «Илиада и Одиссея», панорамные циклы романов — «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака, поиски утраченного времени Марселя Пруста в большей или меньшей степени отмечены своеобразной многосерийностью во имя общего, сквозного замысла. Гениальные библейские графические иллюстрации Гюстава Дорэ так и остались непревзойденным сериальным творением в изобразительном искусстве, на смену которому сегодня пришли убогие журнальные комиксы и фотороманы. В эфирном пространстве современного ТВ господствует «кино с продолжением» чем не повод для того, чтобы еще раз задуматься над слагаемыми столь поразительного феномена?..


Телевидение оказалось неблагодарным созданием Десятой Музы, почти разрушившим коллективизм кинопросмотров, на смену которому все чаще приходит экзистенциальное одиночество человека возле мерцающего телеэкрана, особенно в постсоветском пространстве с его кинопроизводством и кинопрокатом, ныне сравнимые с деревенской телегой, у которой не только увели лошадь, но и украли колеса.


Не секрет, что в самой идее игровых телесериалов абсолютно отсутствует эффект изначальной новизны плодотворный концентрат столетних достижений всемирного кинематографа уже давно бесцеремонно опустили до обывательского уровня безжалостной потребительской машинерии, не делающей особой разницы между производством детских памперсов, женских прокладок или мыльных опер для ТВ, весьма похожих на ту самую болезнь, которую в народе весело называют свиным цепом. Стоит ли удивляться в итоге, что жанровый букет телесериалов не путать с многосерийными художественными, документальными и научно-популярными фильмами это удешевленный римейк с полноценных киножанров: мелодрам, исторических, криминальных историй или экранизаций литературной классики, низведенных до уровня бульварного чтива.


Производственная модель, неизменное лекало, по которому создается любая «мыльная опера», предельно просты и интернациональны по своей сути. Самый расхожий вариант в особенности латиноамериканского розлива это вечный мотив Золушки, которая рано или поздно становится Принцессой: «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Милая Анна». Секрет немеркнущего успеха взаимовыгодная игра в «поддавки»: сериальные великомученики отчаянно, но с холодным драматургическим разумом стараются во что бы то ни стало угодить массовому зрителю в основном пенсионерам и скучающим домохозяйкам вынужденно «приседая» до потребностей обыденного, заниженного коллективного сознания, которое всячески отгораживается или спасается от бесконечных проблем повседневной жизни за счет бесплатного и долгосрочного сериального варева из зажиточной круговерти вокруг бесконечно влюбленных бездельников, неизвестно как зарабатывающих на хлеб насущный, но ловко успевающих сбить с пути истинного обаятельно-беззащитных девушек из народа. У подобных поделок без труда обнаруживается социально-политический контекст, когда за счет беспроигрышного визуального транквилизатора можно приглушить множество проблем, возникающих между государственным аппаратом и его горячо любимыми согражданами.


Большинство телеканалов, доступных в пределах южной столицы, всячески стараются ублажить сериальных фэнов, запуская в ежедневный эфир по два-три «мыла» блоками, почти без перерыва, а иной раз просто цугом, доводя общий объем сериалов с утра до вечера до семи-восьми разновидностей, включая повторы. Возьмем, для примера, понедельник, 24 апреля, «РЕН ТВ»:


































10.00, 20.10


«Черепашки ниндзя», мультсериал


10.30.


«Дикие КОТы, или Команда отчаянных трапперов», мультсериал


12.00.


«Синдикат-2»


16.30.


«Редакция»


17.35.


«Секретные материалы»


18.45.


«Свет женских глаз»


19.40.


Мультсериал (название неизвестно. — А.Л.)


20.35.


«Пляж (Спасатели Малибу)»


22.00.


«Селеста, только Селеста»


00.00.


«Редакция»

Можно иронически пройтись по поводу того, за что платят зарплату руководителям иных телеканалов, шпигующим доверенный им эфир максимально возможным сериальным марафоном, но на поверхность неравнодушного сознания выплывает весьма серьезная проблема: почему и зачем столь настойчиво выбивают остатки здравого смысла у взрослых зрителей и непоправимо калечат слабые детские мозги откровенно дебильной, компьютерно-изготовленной мультипликацией зарубежного пошиба?..


В газетных программах почему-то все многосерийные игровые киноленты, видеофильмы зачисляют в один ряд с «классическими» сериалами с их дауновской драматургией, фанерной атмосферой павильонных интерьеров и какой-то особенной, остолбенело-многозначительной актерской игрой, невольно создающей впечатление, что исполнители находятся в состоянии веселого или угнетенного наркотического транса. Зрителям приходится самостоятельно отделять «мыльные« затеи от добротных многочастных художественных фильмов, достойных оптимального внимания в пределах дозированного теледосуга. Кто будет отрицать, что можно иногда посмотреть хорошо снятые литературные экранизации, кинобиографии, телеварианты детективных шедевров Артура Конан-Дойля, Агаты Кристи или Жоржа Сименона и все то, что не унижает наше сознание, а расширяет познавательный, художественный и даже интеллектуальный кругозор. Особое место в этом ряду занимают документальные и научно-популярные многосерийные фильмы, вроде таких уникальных проектов, как «Все путешествия команды Кусто», которые необыкновенно интересны сами по себе, но и могут стать существенной добавкой к среднему и высшему образованию.


Мне кажется, что доминирующее изобилие «мыльных» сериалов и многосерийных кинолент как бы подрывают изнутри традиционное «борщовое» телевещание, настойчиво подталкивая и наше республиканское ТВ в целом к неизбежной жанрово-тематической дифференциации, к той модели, которая уже давно действует во многих странах. В формате отдельных телеканалов идут новостные, спортивные, гуманитарные, музыкальные, географические программы или блоки фильмов от признанных шедевров до сериалов разного качества. Впервые об этом серьезно задумались руководители Агентства «Хабар». По словам его президента Дариги Назарбаевой, «…сегодня ясно, что ограничиваться только новостями нельзя и нужно все же двигаться к корпоративной модели, созданной, например, на ВВС. Мы уже сделали первый шаг в этом направлении. Я имею в виду «Хабар-2». В будущем мы мечтаем о «Хабар-3» образовательном канале, о «Хабар-4» канале для детей, о «Хабар-5» для молодежи. Как говорится, глаза боятся, а руки делают». И далее: «Я мечтаю о том времени, когда у «Хабара» появится возможность снимать настоящее кино, производить документальные фильмы, мультфильмы, наладить конвейерное производство телесериалов». (Газета «Новое поколение», 31.03.2000 г.).


Завершая разговор о сериалах и многосерийных фильмах, не хочется давать вам самонадеянные менторские советы для наиболее верной ориентации в сериальной телестихии. Давайте сообща руководствоваться общеизвестной истиной о том, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих», используя в качестве спасательного круга собственный вкус и подсознательное чувство меры. Иного не дано…