Если уважаемый читатель еще помнит, в одном из недавних выпусков рубрики мы говорили о некоторых публикациях, настойчиво рекомендующих «оставить Абая в покое». Но читая и перечитывая материалы той же казахской печати, мы вновь убедились, что такая постановка вопроса (по крайней мере, сейчас) в лучшем случае может быть только утопичной. И, похоже, что Абай с его всеохватывающей критикой пороков собственной нации оставит ее в покое не так уж скоро, разве что после наступления казахского царства всеобщего благоденствия. Ибо, как свидетельствует сама жизнь, опасения и тревоги, которые испытывал поэт, изучая нравы своих современников, в наши дни имеют тенденцию к углублению. Поэтому, несмотря ни на что, мысли Абая ныне остаются такими же, а может, и гораздо более актуальными, нежели в период его земной жизни
Так, еженедельник «Алтын Орда», который, кстати сказать, в последнее время становится одним из весьма зубастых изданий РК, опубликовал беседу своего главного редактора М.Акдаулетулы с депутатом парламента РК А.Айталы, озаглавленную «Улт кулдырап барады» («Нация продолжает деградировать»). Хотя в предисловии к материалу (кстати, он опубликован 15.06.00 в № 21 газеты) г-н Акдаулетулы утверждает, что данная беседа не имеет ничего общего «с разглагольствованиями оппозиции и наемников мировых «демократических сил», угрожающих «призраком приближающегося конца света», материал по своей внутренней энергетике получился куда более угрожающим (в смысле правдивости и нелицеприятности. — Г.М.
).Квинтэссенция беседы состоит в том, что титульная нация РК оказалась ныне самой обделенной и униженной, неуклонно катящейся в пропасть деградации.
К чести участников беседы, за такое скверное состояние вещей они обвиняют не представителей других этносов, а прежде всего собственных чиновников-аткаминеров, оказавшихся совершенно чуждыми интересам родного народа. Желая, видимо, подчеркнуть, что речь идет исключительно о казахской нации, М.Акдаулетулы пишет: «Мне нет дела до Казахстана, ибо он может существовать и без казахов. Я веду речь о казахах. А казахи для меня — это мои трое сыновей и четверо дочерей, мои братья, их завтрашний день. Возможно, их ожидает эфиопский вариант: через два-три года — голод, неграмотность… а затем, лет эдак через десять, — штук десять местных, т.е. казахских, миллионеров… и американская «гуманитарная помощь».По утверждению беседующих, в Казахстане создана такая парадоксальная ситуация, когда казахи живут, в отличие от остальных граждан республики, в своем замкнутом, узконациональном, что ли, пространстве, как бы «изолировавшись» от всех других. Национальная же история до краев переполнена разного рода измышлениями да мифами. А так называемая интеллигенция становится еще более услужливой и раболепствующей, чем во время советской власти. И для того чтобы нация как можно скорее рассталась с красивыми, но бесплодными иллюзиями
, участники беседы предлагают раскрыть ее глаза на суровые реалии действительности.Кстати, об одном из самых жестоких ее проявлений — продаже младенцев-сирот иностранцам — еженедельник выступил уже дважды (№№ 20, 21) и на примере судеб 250 подкидышей, увезенных преимущественно в США, сумел поднять вопрос, прямо скажем, на общенациональный уровень. Ведь в действительности совершенно не понятно, каким образом и почему в стране, где всего полгода назад небезызвестный фонд «Демография» рвался вознаградить каждого новогоднего младенца (правда, при условии совпадения рождения минута в минуту) премией в 100 000 тенге, дети вдруг оказались совершенно никому не нужными, что сотнями отправляют их за пределы страны? Не свидетельствует ли это о том, что наш суверенный Казахстан унаследовал из прошлого печально известный принцип «нет людей — нет проблем»? Ведь дети — те же люди, хотя пока не понимают, что Родина от них отказалась и подарила их, как вещь, заокеанским дядям и тетям.
Никак не желая удариться в давно набившую оскомину патетику, я тем не менее не смог удержаться от мысли, что мы, отказываясь от своих малюсеньких граждан, отказываемся тем самым от будущего страны. И почему-то вспомнились мне патетические стихи одного из старейшин казахской поэзии С.Сеитова, напечатанные в посленовогоднем номере «Казак эдебиет
i» (№ 2, 14.01.2000). Называется это произведение «Келе жатыр коксеген келешегiн» (Приближается будущее, о котором ты мечтал»). Оно, помимо прочих, содержит в себе следующие оптимистические стихи (в дословном переводе):«И зачем нам
Оглядываться назад?
Ведь мы завершаем
Двадцатое столетие.
Века сменяют друг друга,
И жизнь продолжается, меняясь,
Приходит на смену нам.
И придет оно —
Новое, совершенное поколение,
Которое преображает
Облик жизни на земле».
Далее автор с присущим ему романтическим пафосом восклицает, что влюблен в грядущий век и ждет его с нетерпением. Между тем особо проявлять терпение, может, и не стоит, ибо, как показывает проза жизни, до какого поэтизированного благоденствия не так уж близко. На данный момент наши умы заняты, увы, совершенно приземленными вещами, среди которых не самое последнее место принадлежит вопросу выживания и сохранения того, что имеем.
В этом смысле особо симптоматичным, на наш взгляд, является открытое письмо доктора филологических наук А.Исмаковой, обращенное к первому казаху-космонавту Т.Аубакирову и депутатам парламента РК («Казак эдебиет
i«, » 23, 09.06.2000). Описывая с болью в душе плачевное состояние здоровья сары-аркинских казахов, которые всегда заболевают раком четвертой степени после каждой аварии российских «Протонов» и умирают внезапной смертью, автор письма решительно протестует против создания на Балхаше новой атомной станции.В том же номере газеты писатель М.Есламгалиулы обращается к депутатам с предостережением об опасности принятия Закона о земле, «лишающего казахский народ его самого последнего богатства и надежды».
Впрочем, эта тема наряду с некоторыми другими названа доктором филологических наук А.Сейдимбеком в числе «Опасных идей»
(«Егемен Казакстан», № 134, 07.06.2000). А опасность вопроса о земле автор видит в том, что лозунг О.Сулейменова «Землю — всем казахстанцам» фактически явится законодательным закреплением старых замыслов российской империи, преследовавшей цель вытеснить местное население с насиженных плодородных земель, с тем чтобы «отдать их пришельцам». Что же касается опасности идеи выборности акимов, то, как утверждает автор, «ни в коем случае нельзя противопоставлять местных акимов правительству и народ — государству». Примерно такая же опасность, по А.Сейдимбеку, присуща и идее национального диалога, ибо «не совсем ясно, кто будет представлять казахстанцев, вступивших в диалог с властями». … Ведь так называемые демократы и бесчисленные партии, сторонников которых — раз-два и обчелся, не в состоянии выступать от имени народа. Такое право принадлежит лишь президенту, премьер-министру или руководителям парламента. Следовательно, так называемый национальный диалог, вокруг которого поднято столько шумихи, является на самом деле не чем иным, как тем же противопоставлением народа государственным структурам, чего и добиваются его авторы».Вот так коротко и ясно расправился А.Сейдимбек с идеей национального диалога. Может, он и прав по-своему (не желает вызвать осложнений в отношениях простых казахов и власти), но ведь кто-то должен отвечать хотя бы за те безобразия, о которых говорилось в приведенных нами сегодня материалах. И даже если для этого не подходит форма национального диалога, все равно судьба наших детей, оказавшихся почти с момента рождения иностранцами, судьба людей, ставших жертвой упавших ракет, не должна оставаться гласом вопиющего в пустыне. Разве казахи не говорят: «Судын да сурауы бар» («И за воду есть спрос»). А в наше время, какой это еще спрос — не мне объяснять… квартиросъемщикам. В том числе и уважаемому Акселеу-ага…