Отпуск отпуском, а дело превыше всего

Отпускное настроение у журнала “КонтиненТ”, судя по номеру 14, продлилось недолго. Если в предыдущем корреспонденты издания позволили себе расслабиться, то этот номер оказался весьма насыщенным по содержанию. И это несмотря на то, что “КонтиненТ” на минувшей неделе отпраздновал годовщину своего появления на свет.


Примером оперативности можно назвать публикацию Константина Сыроежкина о встрече в Душанбе “Шанхайской пятерки”. Автор четко обозначил задачи, стоящие перед государствами, входящими в это объединение. Думается, что более подробный анализ этой встречи, результатом которой стало подписание соглашения, мы найдем в последующих выпусках журнала.


Нельзя не отметить, что журналисты “КонтиненТа” в последнее время прибавили в профессионализме. Появилась оперативность, а самое главное, освещаемые темы, как правило, подаются с разных точек зрения – журналиста, эксперта, непосредственного производителя. Заметно оживила журнал рубрика “Из жизни”. В этом номере маленькую заметку Аскара Ахметова можно назвать образцом журналистского мастерства: в заметке из 60 с лишним строк он описал все проблемы нынешнего конкурса “Алтын жулдыз”. Здесь все – и появление новых номинаций, в которых попытались объединить коня и трепетную лань, и нарушение профессиональной этики (главные редакторы изданий, получивших премии конкурса, заседали в жюри). Лучше и не скажешь.


Под этой же рубрикой заметка Виталия Волошина “К вопросу о сексуальной ориентации” рассказывает о некоторых странностях рекламы в Алматы. К слову, мы нередко предлагали коллегам сделать репортажи на эту тему – о рекламном плакате фирмы “Хамле”, том самом, на который обратил внимание и Виталий Волошин. Очевидно, автор прав: создатели плаката руководствовались одним принципом: “…главное ведь здесь не этика, главное – внимание привлечь…”.


Алексей Иконников в “Заметках по поводу” затрагивает тему, которая уже несколько лет является ведущей темой для разговоров на кухне, в очередях, на улице и пресс-конференциях, — о пенсионной реформе и накопительных пенсионных фондах. На сей раз очередную пресс-конференцию по этому поводу провели “отцы пенсионной реформы” — глава Ассоциации финансистов РК Даулет Сембаев и председатель Национального банка Григорий Марченко. Помимо того, что журналистам бодро изложили приятные вести об итогах работы за полугодие – “рост суммарного объема пенсионных активов за полгода достиг 34,5%, что оказалось лишь немногим меньше уровня всего прошлого года – организаторы высказали свое видение развития пенсионной реформы в противовес выпадам главы Ассоциации НПФ г-на Алибаева. Цифры, которыми оперировали г-да Сембаев и Марченко, не могут не впечатлять, однако следует напомнить тот факт, что на всем постсоветском пространстве только Казахстан реализует план перехода к накопительной пенсионной системе. И это напомнил Алексей Иконников.


Надо сказать, что журналисты “КонтиненТа” в этом номере рассказали практически обо всех важных событиях первых дней июля. Естественно, особый интерес вызвало сообщение об открытии в Восточном Кашагане нефтяного месторождения, превосходящего запасы нефти на Тенгизе “примерно в семь раз”. Журналистка делает акцент на том, что пока ОКИОК, который и провел “основные объемы работ на “Сункаре”, не сделал никакого комментария к известию об открытии месторождения. Если информация о столь огромном месторождении подтвердится, то Казахстан выходит в число самых крупных стран мира, занимающихся нефтедобычей. И, следовательно, становится объектом самого пристального политического интереса со стороны развитых государств.


Арман Жандарбеков рассказывает о смене власти в верхушке мусульманского духовенства Казахстана. Автор обращает внимание на то, что ускользнуло от глаз других комментаторов: появление на посту муфтия ученого-арабиста, дипломата, к тому же пробывшего в Саудовской Аравии несколько лет, может способствовать тому, что ваххабитизм в Казахстане даст корни. “Теперь же вполне можно предположить, что новый муфтий, исходя из его биографии, предпримет попытки провести модернизацию исламских традиций в Казахстане в духе “арабского ислама”. Это будет сразу заметно, если муфтий начнет широкомасштабную замену прежних кадров людьми, прошедшими обучение в исламских школах Саудовской Аравии, других арабских стран”.


Главной темой номера стал вопрос: “вытянет ли потребитель экономику?”. К ней тесно примыкают все остальные материалы (в том числе и про нефть), включая “Интернет и банки: новые перспективы”, “Игра по правилам” под рубриками “Технологии” и “Транспорт”. Комментарий президента Союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана Максата Сактаганова о ситуации с автоперевозками создает исчерпывающую картину того, почему “чрезвычайно выгодный бизнес” — автомобильные перевозки – пробуксовывает в нашей стране. Здесь бюрократические проволочки на таможнях, границах, высокие тарифы, отсутствие дорог, транспортных маршрутов, система налогообложения, отсутствие денег на приобретение подвижного состава… Между тем, доказывает г-н Сактаганов, “Расчеты показывают, что если обеспечить хотя бы паритет казахстанских операторов на международных перевозках, то можно дополнительно создать свыше 30 тысяч рабочих мест и получить значительные суммы налоговых поступлений, ведь государственный бюджет недополучает сегодня миллиарды тенге. Вместе с тем, чтобы изменить положение, требуется немногое – лишь обеспечить государственную поддержку национальным перевозчикам и создать им равные условия с операторами других стран. Необходимо подготовить и заключить межправительственные соглашения и упорядочить выдачу бланков разрешений на въезд на территорию Казахстана”. Не правда ли, что все вышеперечисленное является общим для всех отраслей экономики в Казахстане?..


Статья Александра Федорова “Оживление, рост или просто статистика?” — своего рода комментарий к словам министра экономики Жаксыбека Кулекеева о том, что “достигнутый по итогам первого квартала экономический рост “пока не является устойчивым”. “Основной прирост производства в Казахстане по-прежнему происходит за счет горнодобывающего сектора экономики (25% по итогам I квартала 2000 года). Соглашаясь с мнением г-на Кулекеева о том, что “в целом казахстанская экономика продолжает оставаться чувствительной к любым изменениям, в частности связанным с экспортом сырья и конъюнктурой мирового рынка на него… В 2000 году эффект девальвации будет постепенно исчерпываться, а все растущее негативное влияние на экономику будет оказывать устаревшее и изношенное оборудование и технологии, которые не обновляются из-за отсутствия финансирования”, автор статьи делает акцент на отсутствии четкой государственной экономической политики. В понятие “государственной экономической политики”, по мнению г-на Федорова, входит “реанимирование остановленных предприятий, создание благоприятных условий для бизнеса, рост инвестиций, в том числе государственных, снижение налогового бремени как для бизнеса, так и для населения”. Правда, почему-то г-н Федоров заявляет: “К сожалению, казахстанского Грефа наше общество пока не увидело”. Странно, однако, ведь г-н Греф еще не представил какой-либо внятной программы “государственной экономической политики”. Стоит ли ссылаться на него?


Все остальные материалы в подборке “Главная тема” как бы иллюстрируют тезисы г-на Федорова. Выясняется, что, по мнению казахстанских производителей, отечественное товаропроизводство может быть не хуже импортного, а даже превосходить его. Об этом говорят Галина Нахманович, директор республиканского общественного движения “Сделано в Казахстане”, Башир Мухаметов, генеральный директор парфюмерно-косметической фабрики “Уркер косметик”. Но, чтобы это стало повсеместной реальностью, необходимо предпринимать решительные меры по реализации того, о чем говорил выше Максат Сактаганов. Не будет государственной поддержки отечественных производителей, не усовершенствуется законодательство, не снизится налоговое бремя – не выйдем мы из сегодняшней ситуации, когда низкокачественный импорт забивает казахстанскую продукцию. Б. Мухаметов утверждает: “На мой взгляд, сегодня крайне необходимо оградить казахстанского потребителя от некачественной импортной продукции и переориентировать его на отечественную”. И с этим утверждением нельзя не согласиться.


Думается, что большие споры вызовет статья Аслана Дюсембекова, главного специалиста отдела экономического анализа и мониторинга Комитета по антидемпинговому контролю Министерства энергетики, индустрии и торговли. Автор говорит об макроэкономических аспектах импортозамещения. По его мнению, сегодня в экономике сложилась ситуация, когда “потребности долгосрочного развития требуют снижения уровня текущего потребления”. Но, ставя перед собой приоритетные цели, государство забывает о другом: “… на сегодняшний день ясно, что завышенный курс тенге лишает ресурсов развития целые сектора отечественной промышленности. Снижая объемы производства, предприятия вынуждены сокращать количество рабочих мест, снижать налоговые отчисления в бюджеты всех уровней”. А. Дюсембеков считает, что “ущерб от завышенности курса тенге выходит далеко за рамки производственного сектора”. Он приводит конкретный пример: “В 1999 году дополнительные доходы от высоких цен на нефть использовались не для выплат по внешнему долгу и поддержки государством назревшей реструктуризации финансового сектора, а были направлены на финансирование дефицита торгового баланса со странами СНГ, то есть на закупку дополнительных объемов импортных товаров. Такое использование экспортной выручки наносит Казахстану двойной ущерб. С одной стороны, возросший импорт товаров вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка и увеличивает безработицу. С другой – нехватка валюты для осуществления выплат по внешнему долгу вынуждает идти на новые дорогостоящие заимствования и форсировать продажу государственных активов”. Между тем в прошлом году утверждалось, что отпуск тенге в “свободное плавание” сделан для того, чтобы поддержать отечественных товаропроизводителей, выпускающих импортозамещающую продукцию. Результаты той акции мы все видим каждый день.


“КонтиненТ” продолжает публиковать материалы о том, как можно провести отпуск и свободное время. Здесь — рассказы о дайвинге (подводном плавании) на Иссык-Куле, боулинг-центрах в Алматы и описание достопримечательностей Кипра, где отдыхают уже десятки казахстанцев.


А еще нынешний номер журнала дарит пищу для интеллектуалов. Во Всемирной паутине разгорелась самая настоящая драка (естественно, без кулачных боев, а на интеллектуальном уровне) вокруг статьи Андрея Хуснутдинова “Последний век русской литературы”. Примечательно, что спор затеяли пользователи Интернета из Санкт-Петербурга, что говорит о том, что “КонтиненТ” читают в России. Анатолий Федосеев опровергает мнение Зиновия Киселева о том, что “закваска этих скандальных публикаций…- неуважение к русской культуре. А. Федосеев заявляет: “В том-то и дело, что автор любит русскую литературу и болеет за нее. Неужели это непонятно из статьи?.. Это знаете, как у Ницше, который похоронил публично Бога, но у которого за каждой страницей его “Заратустры” чувствуется такой Бог, что – не дай Бог”. С этим соглашается и профессор МГУ, главный редактор “Русского переплета” В.М. Липунов: “Да, статья написана без радостного (с пляской на гробах) ерофеевского пафоса. И это привлекает. Никому не дано знать сроков. Да и вопрос не в том: умерла – не умерла, вопрос в нашей боли к чужому сознанию. Иначе – игра ума, беллетристика”. Можно принимать и не принимать утверждение А. Федосеева “Литература не есть бытописательство, литература не есть описание психических явлений. Литература – попытка создания другой реальности”, но если это не так, то почему мы спорим о том? Показательно, что этот спор возник вокруг статьи именно в “КонтиненТе”. Можно спорить о профессионализме журналистов издания, но одно несомненно: интеллектуальный уровень Чокана Лаумулина, Султана Акимбекова, Александра Новикова, Константина Сыроежкина не вызывает никаких споров, а это – залог будущих успехов “КонтиненТа”.


И последнее. В начале июля закончился чемпионат Европы по футболу. Казалось бы, рядовое событие из мира спорта. Но именно оно напомнило человечеству, что процессы, идущие в современном мире — глобализация, интеграция, – вовсе не досужие вымыслы ученых, а реальность. Об этом говорит Булат Абдулин, продолжающий тему “татарского ренессанса” на примере чемпионата по футболу. “Это был иррациональный чемпионат, проходивший под знаком солнечной активности”, “чемпионат сумасшедших. Людям с рациональным умом и нордическим характером там было нечего делать, а они этого, к сожалению, не поняли”. Но главное не в том, а в другой истине: “Футбол – это не просто игра. Это народная политика в прямом и переносном смысле этого слова. Бесчинства фанатов на улицах тихих бельгийских городов, полмиллиона ликующих французов на Елисейских полях в Париже, скорбь миллионов итальянцев, голландцев, турков – это всплеск эмоций, своеобразная психологическая встряска, которые особенно много сегодня значат для сытой Европы. Европы, которая стоит перед новым веком в своей истории, перед неизведанным будущим, которое так наглядно демонстрирует триумфатор – сборная Франции.


Символично, что именно современные французы поставили победную точку в футбольной истории Европы XX века. Эти французы совсем не похожи на французов времен Великой революции или полка “Нормандия-Неман”. Аргентинец Трезеге, араб Зидан, баск Лизаразю, выходец из Ганы Десайи, Джоркаефф с его осетинскими и армянскими корнями, уроженец Новой Каледонии Карамбе и многие другие. Это просто другая Франция, которая в XXI веке будет частью новой Европы”.