Кассандры могут не беспокоиться: ситуацией владеют

Перманентная перетасовка чиновников – атрибут кадровой политики Нурсултана Назарбаева на протяжении всех девяти лет со дня признания суверенитета Казахстана. Впрочем, это и не удивительно, ибо движущей силой всех перемен является инстинкт самосохранения. Именно он не дает покоя стареющему президенту (хотя что такое стареющий – Франсуа Миттеран оставался президентом Франции в возрасте более чем солидном – далеко за 70 лет), а потому заставляет время от времени перетряхивать весь набор и переставлять местами тех или иных персон. Кстати, в этом Нурсултан Назарбаев далеко не нов. То же самое мы видели на всем протяжении президентства Бориса Ельцина; это наблюдается и в Азербайджане, Грузии, Таджикистане, Узбекистане и т.д. Иными словами, партийные лидеры советских времен хорошо помнят поговорку, что “кадры решают все”, а потому принцип личной преданности затмевает все остальное. Дело лишь в одном – в “доступе к телу”. Поскольку равноудаленных быть не может, так как всегда есть определенное число лиц, более приближенных, то все, кто окружает главу государства, борются за то, чтобы оказаться поближе.


В настоящее время, по данным российских исследователей, в Казахстане существует несколько финансово-промышленных группировок, состоящих из представителей различных слоев общества. Несмотря на то, что они составлены большей частью из родственных кланов, их нельзя назвать жузово-клановыми группировками. И прежде всего потому, что в погоне за “доступом к телу” возникают самые различные союзы, в которых принадлежность к жузам не играет решающей роли, а все определяется финансовыми возможностями и профессиональными качествами. К примеру, группировка “Казкоммерцбанка”, которая сегодня имеет прочные позиции, состоит из представителей всех трех жузов, связанных между собой партнерскими отношениями в бизнесе, школьными и студенческими отношениями. Показательно следующее: Нурсултан Назарбаев прекрасно осведомлен, кто откуда и с кем сотрудничает. Однако по последним событиям в Казахстане неясно, полностью ли президент владеет ситуацией или он находится в плену у олигархических групп. На такой вывод наталкивает, в частности, бензиновый бум, наступивший в республике в июле-августе. Резко взлетевшие цены на ГСМ, остановка одного за другим нефтеперерабатывающих заводов уже заставили говорить о том, что перебои с бензином и дизтопливом в канун уборочной страды в центральных и северных областях республики спровоцированы. Об этом открыто говорят и члены правительства. Понятно, что сейчас те, кто организовал взлет цен на бензин, ловят рыбку в мутной воде: на разнице цен, естественно, кто-то наживет целые состояния. Хотя в определенной степени оправдать взлет цен можно повышающимися ценами на сырую нефть на мировом рынке. Как это вяжется с политикой Нурсултана Назарбаева, активно призывающего к искоренению коррупции и произвола в чиновничьей среде? Тем более когда на Западе муссируется получение взяток от крупных американских нефтяных компаний казахстанскими чиновниками, и в частности самим президентом. Впрочем, ничего удивительного в том, что главу государства в очередной раз подставляют, нет. Такое происходит постоянно, и, видимо, поэтому Нурсултан Назарбаев так часто меняет состав правительства и парламент. Если ему теперь не приходится опасаться оппозиционности парламента, который после принятия новой Конституции в 1995 году не имеет не только контрольных, но практически и представительных функций, то чиновники довольно часто подводят своего патрона, что подтверждают и нынешние кадровые перемены. Однако ротация кадров наводит на мысль о том, что подковерная борьба ведется постоянно и новые назначения лишь показывают степень приближенности к “телу” той или иной группировки.


В конце июля вернувшийся из краткосрочного отпуска (который продлился почти весь месяц) Нурсултан Назарбаев совершил инспекционные поездки по ряду областей, где побывал на промышленных предприятиях и строящихся объектах. Неудовольствие президента вызвала автотрасса Алматы-Астана. Колдобины еще не введенной в эксплуатацию дороги привели в негодование главу государства. Меры последовали сразу: в отставку отправлен министр транспорта и коммуникаций Серик Буркитбаев. Вместо него новым министром назначен теперь уже бывший председатель правления Народного банка Карим Масимов.


35-летний Карим Масимов является одним из самых успешных топ-менеджеров в республике. С его именем связано становление Алматинского торгово-финансового банка, который одним из первых получил право на операции с золотом и другими драгоценными металлами. В числе клиентов этого банка – крупнейшие иностранные и отечественные компании, работающие с гигантами индустрии и в торговле.


Карим Масимов имеет два высших образования, владеет, помимо родного казахского и русского языков, еще арабским, китайским и английским. Кандидат экономических наук, три года работал в Урумчи и Гонконге. Увлекается восточной философией и восточными единоборствами. Не менее успешным оказалось его руководство и Народным банком. Именно это кредитное учреждение одним из первых открыло зарубежное представительство (в Китае), стало использовать современные методы обслуживания – банкоматы, карточки, маниграммы, банковские услуги через Интернет. В Народном банке – одна из самых развитых филиальных сетей, что позволяет ему проводить операции оперативно и качественно.


Следует отметить, что г-н Масимов относится к так называемой группировке Тимура Кулибаева и довольно тесно сотрудничает с “Казкоммерцбанком”. Но к этой же группировке относится и Серик Буркитбаев. Последний сменил научную лабораторию на чиновничий мундир в середине 90-х годов. С помощью заместителя администрации президента, а затем вице-премьера Имангали Тасмагамбетова, курировавшего связь, г-н Буркитбаев стремительно совершает карьеру. Это по его инициативе и при действенном участии запущена система связи “Нурсат”, а “Казахтелеком”, которым он руководил, становится самым грозным монополистом в республике. Назначенный вместо Еркина Калиева (одного из представителей “новых казахов”) министром транспорта и коммуникаций Серик Буркитбаев больше внимания уделяет не базовым отраслям (авиации, железнодорожному и автомобильному транспорту), а внедрению современных информационных систем. Что в общем-то вполне оправданно, поскольку г-н Буркитбаев – доктор физико-математических наук, и внедрение новых технологий составляет сферу его научных интересов. Однако злые языки стали поговаривать о том, что под предлогом внедрения информационных систем г-н Буркитбаев стал совать свой нос туда, куда дорога заказана — например, в нефтегазовую отрасль (кстати, на это указывает и обозреватель газеты “Новое поколение” Сергей Волков, комментируя отставку Серика Буркибаева). Возможно, это и так. Мы же попробуем высказать версию о том, что он просто-напросто перестал устраивать тех, кто выдвигал его, ибо провалы в отрасли, находящийся на его попечении, очевидны. Это и кризис в авиации, и плохие автомобильные дороги (та же строящаяся дорога Алматы-Астана может служить примером тому), и многое другое. При этом интересно то, что не так давно “Казкоммерцбанк” подал иск в суд на национального перевозчика “Эйр Казахстан”, так как компания не возвращает кредит, полученный в банке. Наблюдатели отмечают, что за этим иском, скорее всего, стоит следующий расчет: довести до банкротства, а потом приватизировать компанию.


Кариму Масимову в наследство достается весьма сложное хозяйство. Головной болью для нового министра (к слову, самого молодого из всех членов правительства) станут авиация и внедрение Интернета в управленческую сферу. Учитывая опыт предшественника, думается, г-н Масимов не будет совершать каких-либо резких телодвижений, а будет руководствоваться установленными требованиями. Сам же сразу после назначения заявил журналистам, что основными задачами для него являются автомобильные дороги (все та же автотрасса Алматы-Астана) и превращение всех дорог республики в транзитный коридор для грузопотоков с востока на запад и с севера на юг, что означает сотрудничество с иностранными партнерами. Но, возможно, г-н Масимов избежит ошибок своего предшественника и не отдаст стратегические объекты в собственность зарубежным компаниям.


Карима Масимова многие называют креатурой Тимура Кулибаева – второго зятя Нурсултана Назарбаева. По слухам, г-н Кулибаев имеет самые тесные связи с группой “Казкоммерцбанка” (председатель правления – Нуржан Субханбердин, а совет директоров возглавляет бывший руководитель Национального банка Даулет Сембаев). Тимур Кулибаев в недавнем интервью газете “Караван” отнес самого себя к группе Рахата Алиева. Последнее вряд ли соответствует истине. Вполне очевидно то, что если и существует подобный союз, то для выполнения каких-то локальных задач, а не в стратегическом плане.


Отставка Николая Радостовца стала неожиданностью для него самого, но не для широкой публики. Уж больно неординарными оказались его шаги на министерском поприще. То он дает оценку действиям правительства, то с удивлением оповещает журналистов о крайне низкой пенсии наших стариков и т.д., и т.п. Всем памятна отповедь премьер-министра, когда на одном из заседаний правительства он попросил членов Кабинета не высказывать свое мнение, расходящееся с официальной политикой. Относилось это к Николаю Владимировичу. Вряд ли доктор экономических наук так уж далек от реалий жизни, но то, что он не вписывался ни в занимаемое кресло, ни в политику, проводимую правительством в социальной сфере, — однозначно. Поэтому отставка г-на Радостовца была предрешена. Однако Николай Владимирович не “ушел” совсем, а переместился в кресло первого заместителя. Место же министра труда и социальной защиты занял Алихан Байменов.


Алихану Байменову — 41 год. Он является кандидатом технических наук, владеет английским языком. Преподавал в вузе, а после получения суверенитета перешел на административную работу. В 1989 году организовал и возглавил движение “Улытау” в Жезказгане. Один из немногих чиновников в республике, великолепно владеющий государственным языком. Был депутатом Верховного Совета 13-го созыва, после его роспуска работал заместителем министра труда.


В отличие от Карима Масимова г-ну Байменову не придется учиться азам, так как он давно их освоил. Алихана Байменова весьма ценят казахские националисты, потому что в их глазах он выглядит твердым государственником, выступающим за интересы титульной нации. Не секрет, что в Агентстве по госслужбе предпочтение отдавалось при тендерах на ту или иную должность не людям, имеющим высокие профессиональные качества, а представителям коренной национальности. Несмотря на всю непрестижность нового поста, г-н Байменов сумеет выйти без потерь из новых испытаний. Отдельные источники сообщают, что Алихан Байменов является креатурой секретаря Совета безопасности Марата Тажина, который и содействовал карьере бывшего провинциала. Если это так, то г-н Тажин явно укрепляет собственные ряды, которые сегодня довольно шаткие.


Будучи секретарем Совета безопасности, Марат Тажин пока не проявил себя никак на данном поприще. В феврале этого года он представил военную доктрину страны, а затем ушел “в подполье”. И сейчас, когда все республики Центральной Азии сплачиваются в борьбе против террористов, голоса казахстанского Совбеза не слышно. Похоже, что сейчас г-н Тажин и К° озабочены больше подготовкой к так называемому Национальному диалогу (так называемому потому, что это словосочетание предложено РНПК во главе с Акежаном Кажегельдиным, а власти не хотят соглашаться на что-либо, исходящее от РНПК и ее лидера). Между тем события на юге Кыргызстана и Узбекистана приобретают все более тревожный характер. Нурсултан Назарбаев – единственный президент из региона, отправившийся на саммит в Ялту. Все остальные занимаются разрешением конфликта. Впрочем, быть может, в Ялте казахстанский лидер выступит с какой-нибудь инициативой, направленной на объединение усилий против боевиков. И эта инициатива будет подготовлена Маратом Тажиным. Ведомство Тажина, а это, помимо аппарата Совета безопасности, информационно-аналитический центр администрации президента и Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ) все больше теряет свои позиции. КИСИ после ухода в аппарат Ермухана Ертысбаева стал больше похож на детский сад, руководить которым не так давно назначен Маулен Ашимбаев, не имеющий опыта научной и практической работы (вряд ли чиновничий стаж может считаться за серьезный багаж, позволяющий руководить докторами и кандидатами наук).


Информационно-пропагандистскую роль на себя все больше стал брать некий информационный пул, в который входят телеканалы “Хабар”, НТК, КТК, газеты “Новое поколение”, “Караван”. Понятно, что за этим стоят старшая дочь Нурсултана Назарбаева – Дарига и ее муж Рахат Алиев. Эти издания за последнее время весьма преуспели в создании имиджа непримиримого борца с коррупцией и наркомафией – доктора медицинских наук, новоиспеченного генерал-майора Рахата Алиева. Такой образ создается, очевидно, для того, чтобы, во-первых, показать всем, что сегодня нет более преданного Нурсултану Назарбаеву человека, чем г-н Алиев. Ну и, во-вторых, деморализовать тех, кто пытается иметь собственное мнение. Сегодня зять главы государства подмял под себя практически все силовые структуры и теперь стремится подчинить себе МВД. Однако министр внутренних дел Каирбек Сулейменов – фигура достаточно самостоятельная, чтобы его могли так запросто подвинуть. Несмотря на непрекращающуюся критику в его адрес и полицейских в СМИ информационного пула, он по-прежнему удерживает позиции, достаточно близкие к главе государства. Надо сказать, что именно он все эти годы обеспечивает относительную стабильность правящего режима. И Нурсултан Назарбаев не может не осознавать этого. Видимо, поэтому он продолжает держать г-на Сулейменова на его посту.


Однако подвижки в силовых структурах ожидаются. Скорее всего, уйдет в отставку Мараткали Нукенов – председатель Таможенного комитета, которого называют ставленником Рахата Алиева. Но вряд ли кому-то из соперничающих группировок удастся провести “своего человека” на эту должность. Вероятнее, Таможенный комитет останется за Рахатом Алиевым.


Буквально сразу после назначения Карима Масимова и Алихана Байменова президент страны посоветовал всем доморощенным кассандрам не заниматься прогнозами — мол, отставок больше не будет. Однако следом назначил Заурбека Турисбекова председателем Агентства по госслужбе.


Заурбеку Турисбекову – 48 лет. Он типичный комсомольско-партийный аппаратчик, представитель той самой номенклатуры, которая сформировалась в последние годы брежневского застоя.


Новое назначение г-на Турисбекова подтверждает все домыслы о том, что он является одним из приближенных к главе государства лиц.


Все эти отставки говорят не только о все более обостряющейся борьбе в окружении президента, но и о том, что Нурсултан Назарбаев владеет ситуацией. А потому по-прежнему умело тасует колоду, то приближая одних и отодвигая других, то вновь выдвигая других, о которых уже начинают думать как о лицах, списанных с политической арены. Перманентное встряхивание кадров – атрибут управленческой политики опытного партийного чиновника, каковым и является, по сути, Нурсултан Назарбаев. Следовательно, новые кадровые изменения последуют. Вот только принесут ли они пользу государству?


И последнее, о чем нельзя не сказать. Карим Масимов – ярчайший представитель новой политической элиты, идущей на смену старым партийным кадрам. Это поколение отличают наличие ученых степеней, образованность, знание иностранных языков, открытость и умение использовать современные технологии для создания собственного имиджа. К слову, он, как и Ураз Джандосов, Мухтар Джакишев, Зейнулла Какимжанов, Нуржан Субханбердин, Нурлан Каппаров, выдвинулся в то время, когда главой правительства был Акежан Кажегельдин. Именно он сумел убедить Нурсултана Назарбаева в том, что ставку надо делать на молодых и смелее выдвигать их на руководящие посты. Акежан Кажегельдин давно уже не премьер-министр, а опальный оппозиционер, а идея его жива. В общем-то, наверное, так и должно быть.