Оралманы на исторической родине – изгои или полноправные граждане?..

Пожалуй, главной темой шестнадцатого номера журнала “КонтиненТ” следует считать возвращение казахов на историческую родину. Что ждет репатриантов здесь? И всегда ли “дым Отечества нам сладок и приятен”? На эти вопросы и попытались ответить два самых маститых автора издания – политологи Константин Сыроежкин и Султан Акимбеков. О судьбе репатриантов стараются не говорить, хотя существуют целые ведомства, которые занимаются демографическими проблемами, и в том числе оралманами (именно такое название носят казахи, пожелавшие вернуться на землю своих предков из Монголии, Ирана, Турции, Китая и других стран мира). Принимаются даже законы, но… Сложность решения проблемы репатриантов, считает доктор политических наук Константин Сыроежкин, “не только в том, что она затрагивает судьбы конкретных людей, но и в том, что ее решение связано с межгосударственными отношениями, с проблемой понижения социального статуса остающихся в стране пребывания представителей этнической диаспоры, с проблемами, связанными с неизбежными социальными издержками, материальными затратами, политической стабильностью и национальной безопасностью принимающего репатриантов государства”. При этом, как указывает сам автор, “вопрос о том, целесообразно или нет принимать репатриантов, не стоит. Государство-нация, а именно на основе этого принципа происходит возрождение государственности на развалинах бывшего СССР, обязано проявлять заботу о своих соотечественниках”.


Увы, заботу проявлять надо на деле, а не на словах. Еще в 1991 году в Казахстане состоялся первый Всемирный курултай казахов, на который съехались отовсюду, даже из Америки и Австралии. Было сказано много слов о том, что Родина ждет, готова принять. Но прошли годы, а воз и ныне там. Думается, что выводы, сделанные казахстанским политологом, должны заставить государственных мужей трезво отдавать отчет, на что они зовут, что предлагают и каково придется тем, кто не пожелает вернуться на историческую Родину. Не останутся ли они в положении “этноса-изгоя”? К сожалению, в пылу развала великой страны, эйфории суверенитетов мало кто думал о последствиях вгорячах высказанных призывов. Не потому ли спустя девять лет все остается прежним? Не решаются вопросы гражданства, прописки, жилья, трудоустройства и т.д.


Константин Сыроежкин – один из немногих синологов в Казахстане. Долголетнее изучение китайской истории, этносов, населяющих это великое государство, политических и экономических аспектов позволяет ему уверенно рассуждать о тех проблемах, которые сегодня в полный рост встают как перед Казахстаном, так и перед Китаем. Процесс миграции казахов на юго-восток имеет исторические корни и насчитывает несколько этапов. Самое последнее массовое переселение казахов в Синьцзян состоялось в 1932-1934 годах, когда от голода многие жители степей бросились спасаться к китайцам. Среди переселенцев было немало и тех, кого в степи называли “ак суек” (“белая кость”). А уже из Китая их потомки переселились далеко на Запад. И сегодняшнее возвращение казахов в свои родные края крайне выгодно китайской стороне, которая таким образом решит немало проблем, связанных с территорией и этническими противоречиями. “Не хотелось бы думать о худшем, но история учит, что созданием “пятой колонны” брались и более неприступные крепости, нежели Казахстан. Во всяком случае, уже сегодня, учитывая характер миграционных процессов в Казахстане, в китайской прессе достаточно серьезно ставится вопрос о замене выбывающих “русскоязычных” специалистов специалистами из Синьцзяна. По-видимому, в этих планах специалисты казахской национальности, как имеющие лучшую перспективу адаптироваться в Казахстане, фигурируют скорее в роли Троянского коня”. Добавим к этому, что китайцы – одни из тех, кто не ассимилируется среди других народов, а наоборот.


Об этом говорит и кандидат политических наук Султан Акимбеков: “… нельзя не сказать, что китайская цивилизация имеет огромный опыт по аккультурации и даже ассимиляции самых разных кочевых народов. За тысячи лет было немало кочевников, завоевывавших Китай или просто долго живших рядом с ним. И все они за жизнь одного-двух поколений без остатка растворялись в китайском обществе, поддавшись обаянию китайской культуры. Южные хунны, сяньби, табгачи, кидани, монголы, тюрки-шато, маньчжуры, чжурчжени – это только самые крупные из известных. Их потомки – это такие же китайцы, как и все остальные. Китайское общество более политически и социально организовано, чем любое другое на континенте Евразия”.


Да, конечно, приезд миллионов казахов (а только из Китая могут переехать около полутора миллионов человек) в определенной степени поможет решить демографические проблемы, заполнить пустующие территории. Но как их трудоустроить, расселить, решить вопросы пенсионного возмещения, медицинского обслуживания и т.д., и т.п.? Пока на эти вопросы никто из государственных мужей ответа не дал. А решать данную проблему необходимо, ибо углубляются демографические проблемы, усиливается влияние внешних факторов на стабильность и безопасность страны.


Главной же темой номера стали Узбекистан и Кыргызстан, а точнее, события на юге этих республик. Наступление боевиков из Исламского движения Узбекистана ожидалось, но прав политолог Султан Акимбеков: “Появление же боевиков ИДУ в Узбекистане и Кыргызстане призвано проверить на прочность режимы в Ташкенте и Бишкеке, возможно, продемонстрировать их слабость перед лицом внешней агрессии небольших групп боевиков. Для этой цели выбраны труднодоступные горные районы. Расчет сделан на широкую общественную огласку… Но главный вывод из событий на юге Кыргызстане и Узбекистана заключается в том, что основная угроза безопасности стран региона находится внутри этих стран. Внешняя агрессия всегда только подчеркивает внутреннюю слабость”.


Политолог Талгат Исмагамбетов, размышляя над событиями в августе, потрясшими мир в ХХ столетии, делает неожиданные для некоторых выводы. В них он опирается на великого мыслителя этого века, чье столетие со дня смерти пришлось на 25 августа этого года, – Фридриха Ницше. “Имя Ницше стало предметом идеологических спекуляций через три десятилетия после его смерти, — указывает автор. – Ныне, когда раскрылись грандиозные манипуляции и произвольные перестановки в тексте знаменитой “Воли к власти”, очевидна правота тех, кто не включал великого мыслителя в список предтеч фашизма”. Автор говорит о том, что именно Ницше первым заявил “о неправильности и гибельности пути современной цивилизации”. Ученый указывает: “Тот же Хайдеггер различал “волю к воле” от “воли к власти”. Первая ограничена психологическим упоением кажущейся властью, вторая обращает внимание на очарование и заманчивую туманность природных феноменов. Как правило, упоение, доставляемое волей к воле, оборачивалось в 1914, 1939, 1945 годах горьким похмельем от крушения розовых надежд. Ну что ж. Значит, надо лечить не болезнь, а больного, то есть осмыслить достижения и потери века”.


В номере обращает на себя внимание небольшая заметка Булата Абдулина “Трудная судьба”. В нескольких строках рассказано обо всех проблемах нашей авиации: низком сервисе, афилированных фирмах, которые нагоняют цены на авиабилеты, несоответствии полетов времени, указанному в расписании, и т.д. Увы, действительно, “Пока мы будем позволять вот так обращаться с собой, о нас так и будут вытирать ноги разного пошиба заинтересованные лица – от директоров зоопарков до аэропортовских уборщиц” (единственное, с чем хочется поспорить, так с этим перечисленным списком профессий. Хамство не имеет социальных градаций. – Н.).


Интересна аналитическая статья Татьяны Абраменко о тяжком наследстве, доставшемся новому министру транспорта и коммуникаций Кариму Масимову. “Первое, что обращает на себя внимание, — полное отсутствие каких бы то ни было рыночных отношений в сфере связи и проникновения в нее передовых технологий”, — замечает автор статьи. “Второе: монополизм “Казахтелекома” не привел и к улучшению качества предоставляемых услуг. Кстати говоря, стремиться к его повышению у монополиста не было необходимости в силу того, что клиент был лишен выбора, а тарифная политика строилась по затратному принципу и размеры прибыли можно было регулировать по собственному усмотрению”. В отрасли накопилось немало нерешенных проблем, и одна из основных – несовершенство законодательства, что позволяет недобросовестным предприятиям использовать служебное положение в личных целях, порождает коррупцию, превращает институты государственной власти в закрытые элитарные клубы… И не решив этой основополагающей проблемы, считает Татьяна Абраменко, мы не сможем решить и другие. Любопытно, что автор, давно занимающаяся проблемами связи, согласна с мнением отдельных аналитиков, что уход Серика Буркутбаева с поста министра транспорта и коммуникаций означает новый этап передела собственности.


Специальный репортаж Вячеслава Бондаренко знакомит нас с красотами горных троп, ведущих к жемчужине Центральной Азии – Иссык-Кулю. Дорога, которая сейчас прокладывается через горы, сократит путь казахстанцев к озеру и составит всего 80 км.


Юлия Семыкина рассказывает о том, как можно провести отпуск осенью, и знакомит с водой, которую мы покупаем под видом воды из минеральных источников.


Пишущим эти строки фильм “Брат-2” не понравился. И прежде всего неестественностью сюжета: бывший “афганец” вместе с братом-бандитом едет мстить за убитого друга, а точнее, заступиться за его брата-хоккеиста, живущего в США. Можно согласиться с тем, что это профессионально сделанный фильм — “впервые за последние десять лет специально подчеркивается отсутствие комплексов и преклонения перед Америкой. Причем делается это очень грамотно, даже стильно”. Может быть, но есть другие комплексы: этакого русского парня с широкой душой, которому все нипочем: замочить ни за что человека, обозвать афроамериканца, заступиться за русскую проститутку (вот это – самое то, что вызывает долгий приступ смеха: ученые давно уже установили, что чаще всего проститутками становятся не по воле обстоятельств, а по желанию). При этом оформление виз, покупка билетов, словом, все, что требует больших затрат, — ничто. Можно согласиться с Булатом Абдулиным, что “общество в бывшем Советском Союзе выросло из детских штанишек…”. Но ведь Америкой болели в основном те, кто страдал комплексами — значит, они и сейчас страдают. Вот об этом, видимо, Булат Абдулин забывает.


А в целом, похоже, что, отдохнув, журналисты набрались новых впечатлений. И, надеемся, следующий номер будет еще содержательнее. И славу Богу – значит, медленно, но верно журнал растет на глазах, а с ним растут и его читатели.