Генерал Лавр Корнилов — казах…

По матери. Первый командующий Добровольческой армией России родился на казахстанской земле

К 130-летию со дня рождения


Пролог


Утро 31 марта 1918 года артиллерийская батарея красных обстреляла небольшую ферму с жилым домиком на берегу Кубани в ближнем тылу белых. Пушечный выстрел был метокартиллерийский снаряд пробил стену и разорвался под столом, за которым сидел командующий Добровольческой армией генерал от инфантерии Лавр Георгиевич Корнилов. Осколок поразил в висок человека, чье имя еще при жизни было овеяно легендами. На страницах газет и митингах противной белому делу стороны его называли «диктатором», «палачом» и чаще всего «контрреволюционером». Генерал Корнилов шел к своей героической гибели, будучи обреченным на смерть в бою. По Добровольческой армии был оглашен приказ: «Неприятельским снарядом, в 7 часов 30 минут 31 марта сего года убит генерал Корнилов. Пал смертью храбрых человек, любивший Россию больше себя и не смогший перенести ее позора. Велика потеря наша, но пусть не смутятся тревогой наши сердца и пусть не ослабнет воля к дальнейшей борьбе. Каждому продолжать исполнение своего долга, памятуя, что все мы несем свою лепту на алтарь Отечества». Корнилов в жизни был далек от штампованного образа белого генерала со всеми отрицательными чертами человеческого характера, дравшегося против социалистической революции и светлого будущего за свои поместья и фабрики, титулы и почести. У генерала-фронтовика Лавра Корнилова не было ни богатств, ни поместий, титулованных предков и классовой ненависти к простому люду. Он сам был из него, по-своему, открыто и прямодушно любил Отечество, до смертного часа оставаясь верным единожды данной им воинской присяге.


Родина — Усть-Каменогорск


Родился первый глава белого воинства в семье отставного хорунжего станицы Каркаралинской 18 августа (по новому стилю 31 августа) 1870 года в небольшом городке Усть-Каменогорске. Отец его был служилым казаком с Горькой линии казачьих поселений, устроенных со времен Петра Великого по всему течению Иртыша, Выйдя в отставку, Корнилов-старший с семьей поселился в степном городке Каркаралинске, где работал писарем волостной управы. Выше десятого класса по табели о рангах государственных чиновников отставной казачий хорунжий подняться не мог—получил лишь чин коллежского секретаря волостной управы в Семипалатинской области. Мать Лавра Георгиевича была простая казашка из кочевого рода, обитавшего на левобережье Иртыша. Сильная кровь предков по линии матери сказалась на внешнем облике Корнилова характерными скулами и узким разрезом глаз.


Восточный тип лица внешне заметна выделял генерала Корнилова в среде генералитета императорской армии. Корнилов-старший по своему положению не мог устроить сыну протекцию. Он сумел с большим трудом определить его в Омский кадетский корпус. Кадетский корпус был закончен с наивысшим баллом. Корнилов-младший получил право выбора военного училища. Выбор пал на Михайловское артиллерийское. Через годы учебы в Омском кадетском корпусе и Михайловском артиллерийском училище Корнилов-младший пронес отцовский подарок книгу «Собрание писем старого офицера своему сыну». На титульном листе отставной казачий хорунжий четко подписал: «Кому деньги дороже чести тот оставь службу. Петр Великий». Так отец учил сына постигать величие Родины и своего воинского долга перед ней. В 1892 году молодой подпоручик получает назначение в Туркестанскую артиллерийскую бригаду. Выдержав все тяготы туркестанской службы, Корнилов через три года, получив звание поручика, добивается права сдавать экзамены в Академию Генерального штаба и поступает в нее. Условия учебы в Академии ГШ во все времена были жесткие.


Достаточно слушателю было провалиться на одном экзамене, как следовало отчисление из академии. Но и здесь Лавр Корнилов в числе первых. По выпуску наградами для него стали малая серебряная медаль, чин капитана досрочно. Его фамилия украсила почетную мраморную доску Академии. К тридцати гадам выпускник Академии ГШ владел персидским, татарским, английским, французским и немецким языками. Отличное знание Востока, ею обычаев и традиций пригодилось ему во время службы в штабе ТуркВО, где он стал военным разведчиком. С февраля 1899-го по март 1904 года капитан Корнилов совершил «служебные поездки» в Персию. Афганистан, Индию и Китаи. Составленные Корниловым военно-научные обзоры стран Среднего Востока были предметом зависти британских «специалистов» по азиатскому региону. Изданные штабом ТуркВО работы капитана Л. Г. Корнилова «Кашгария, или Восточный Туркестан» и «Сведения, касающиеся стран, сопредельных с Туркестаном» стали серьезным вкладом в географию и этнографию региона.


Манчжурия…


С Началом русско-японской войны1904-1905 годов, подпопковник Корнилов оказался на полях Манчжурии. В должности начальника штаба 1-й стрелковой бригады он принял участие в сражениях под Сандепу и Мукденом. В ходе сражения под Мукденом во время общего отступления русской армии вывел с боем из окружения три полка. За этот воинский подвиг офицер удостоился самой почетной воинской награды ордена Святого Георгия 4-й степени. После окончания войны следует новое назначениевоенным агентам (атташе) в Китай. Работая на дипломатической должности, полковник Корнилов завел немало полезных знакомств.


Так, к нему с большой доверительностью относился молодой офицер Чанкайши, будущий президент Китайской Республики. После возвращений из Китая Корнилов последовательно служит в Варшавском военном округе, откуда получает назначение на должность командира 2-го отряда Заамурского корпуса пограничной стражи.


Под началом легендарного генерала Брусилова


С началом Первой мировой войны, в августе 1914 г. генерал-майор Корнилов вступил в командование 3-й бригадой 49-й пехотной дивизии. Вскоре командующий 8-й армией генерал А. А. Брусилов назначает его начальником 48-й Стальной пехотной дивизии, которую именовали еще Суворовской. В состав дивизии входили пехотные полки, овеяные славой великих русских полководцев А. В. Суворова-Рымникского и П. А. Румянцева-Задунайского. Об этом говорили названия полков: 189-й Измайловский, 190-й Очаковский, 191-й Ларго-Кагульский, 192-й Рымникский. В день 23 августа попки прошло испытание на прочность. Зацепившись за городок Миколаев, 34-й корпус, куда входила корниловская дивизия, своим правым крылом выдвинулся вперед и был охвачен австрийскими войсками. Одна за другой следовали атаки на корниловскую дивизию, не случайно в русской армии она носила название Стальная. В критический эпизод боя генерал лично повел в контратаку — в штыковую рукопашную схватку свой последний дивизионный разерв силой в один пехотный батальон. Австрийцы не смогли устоять под натиском русской штыковой атаки.


В сентябре 1916 г. генерал Корнилов получил в командование 25-й армейский корпус, который он возглавлял до февральской революции 1917 г.


Октябрьская революция


Партия большевиков готовилась основательно к штурму бастиона государственной власти. Российская империя лежала в развалинах. Собираемая по пяди, по кусочку, начиная с Ивана Калиты, земля русская «треснула по швам». Провозгласили независимую Украинскую державу Братья-спавяне; отделились поляки и прибалты; даже свои, кровные, издревле защищавшие рубежи государства, донские, кубанские и терские казаки создали свои государства: Амурскую, Крымскую, Ставропольскую республики. В самой Великороссии каждая волость готова была объявить себя независимой республикой. Все дрались «за Родину», и каждый подразумевал под этим что-то свое. Именно в это смутное время на юге России начала формироваться Добровольческая Белая армия. К началу декабря 1917 года был сформирован ее костяк. В основном добровольцами становились офицеры, юнкера, студенты и гимназисты старших классов. Но призыв атамана Донского казачьего войска Каледина к казакам «О защите России от большевиков» так и не нашел должной поддержки у казачества. До массовых репрессий среди казаков со стороны советской власти было еще далеко, и Дон думал зажить тихой, спокойной жизнью.


Гражданская война


Нужно сказать, что «политика» казачества, его (казачества) шараханье из стороны в сторону, сыграли большую отрицательную роль на финал гражданской войны в России. Но об этом позже. И так, в начале 1918 года основу Добровольческой армии составил Корниловский ударный полк под командованием подполковника Неженцева: 500 штыков и 50 офицеров. Из Киева прибыл костяк Георгиевского полка, состоящий из солдат — георгиевских кавалеров, под командованием полковника А. К. Кириенко. Большой радостью стало прибытие остатков конного Текинского полка. Вместе с георгиевцами из Киева прибыла большая группа юнкеров местных пехотного и артиллерийского училищ. К середине января 1918 года Добровольческая армия насчитывала 5 тысяч человек (т. е. по современным меркам половину дивизии по штату военного времени). Но сила армии множилась единством взглядов ее бойцов. В начале 1918 года атаману Каледину не удалось поднять донское казачество на борьбу с большевиками.


Генерал-фронтовик, георгиевский кавалер не смог пережить позора и измены казачества. Итогам стало его самоубийство. Большевики начали осознавать угрозу с ига. Красные войска выбили из Батайска отряд генерала Маркова. Был оставлен Таганрог. В таких условиях, при отсутствии помощи со стороны казачества, генерал Корнилов в станице Ольгинской провел реорганизацию Добровольческой армии. Вся добровольческая пехота сводилась в три полка: Офицерский генерала С.П. Маркова — 750 человек, Партизанский генерала А.П. Богаевского — 1000 человек, Корниловский ударный полковника М.О. Неженцева — 1000 человек и армейская кавалерия немногим более 800 всадников под командованием генерала И.Г. Эрдепи.


Из 3700 бойцов Добровольческой армии 2350 были боевыми офицерами-фронтовиками, награжденными боевыми орденами. Среди них З6 генералов и 242 штаб-офицера, из которых 24 числились за Генеральным штабом. Кадровых офицеров [т. е. окончивших военные училища) насчитывалась всего 500 человек, офицеров военного времени, то есть получивших офицерское звание в ходе Первой мировой войны, было 1848 человек. Из нихштабс-капитанов — 251, поручиков — 334, подпоручиков — 535, прапорщиков 668. В середине февраля армия двинулась в свой первый поход, который получит название «Ледового». В армейских рядах с винтовками и вещевыми мешками за плечами шли два бывших Верховных главнокомандующих русской армии в годы Первой мировой войны генералы от инфантерии Л. Г. Корнилов и М. В. Алексеев.


Гибель сына казашки


Армия с боями пробивалась на Кубань. Корнилов понимал, что Кубань должна была стать опорной стратегической базой для формирования армии для дальнейшего наступления на Москву и Петроград. Понимали это и в Москве. Поэтому красные войска развернули на юге активные боевые действия проводя при этом повсеместный террор. Маховик гражданской войны начал раскручиваться с огромной силой. С походом на Кубань добровольцы получили подкрепление в виде отряда кубанских казаков под командованием генерала Покровского. Численность армии возросла до 6 тысяч человек. 26 марта 1918 года началась операция по взятию Екатеринодара 27 марта добровольцы под командованием генерала Богаевского перешли в наступление. С началом наступления белым сопутствовал успех. Несмотря на то, что сипы революционных полков и отрядов составляли 30 тысяч бойцов, корниловский план овладения городом выглядел в силу этого авантюрным, хотя и основывался и а реальных боевых возможностях Добровольческой армии. 29 марта 1918 года в 16 часов 30 минут начался штурм города. В атаку пошел Корниловский полк, но под губительным огнем атакующие цепи залегли. Тогда командир полка полковник Неженцев личным примером поднял в атаку офицеров попка и был сражен наповал пулей. Тем временем генерал Б. И. Казанович, с рукой на перевязи, превозмогая боль перебитого плеча повел Партизанский полк в атаку. Добровольцы опрокинули передовые цепи красных и вплотную подошли к городу. 30 марта 1918 года Корнилов в последний раз собрал военный совет Добровольческой армии. Корнилов говорил сухо и сжато. Армия потеряла в ходе. боев около тысячи человек убитыми и ранеными. люди до крайности утомлены физически и морально. Исходя из этого, командующий не видел другого выхода, как на рассеете атаковать город… Но разорвавшийся снаряд лишил Добровольческую армию ее командующего. который в самом начале гражданской войны на необъятных просторах возглавил белое депо…


Так погиб славный сын простой казашки.


Эпилог


3 октября 1918 года командующий Добровольческой армией генерал А. И. Деникин учредил «Знак отличия 1-го Кубанского похода». Знак № 1 по праву принадлежал генералу от инфантерии Л. Г. Корнилову. Человеку воинской чести, попытавшемуся вооруженной силой воззвать к жизни уходящую в историю старую Россию.


«Доживем до понедельника»

№ 36, 31 августа — 6 сентября 2000 года