Продать землю никогда не поздно, но куда деть казаха-сельчанина?

«Мы казахиникудышные хозяева земли»


Ко многим трудностям переходного периода прибавился еще и земельный вопрос. Одни считают продажу земли преждевременной, другие не могут представить казахстанский капиталистический “рай” без латифундистов. Более года обсуждается непростая эта проблема, будоражащая умы соотечественников.


Привлечь внимание общественности к судьбоносному для страны вопросу пыталась и партия “Алаш”. Она возглавляла акцию голодовки, прекращенную в канун дня рождения главы государства. Своими мыслями о землепользовании и землевладении делится с нашим нештатным корреспондентом лидер этой партии профессор Сабетказы АКАТАЙ. Его раздумья таковы.


Проект закона “О земле” не более чем словесная шелуха. Веками казахи использовали травяной покров земли, на котором пасли скот. И сейчас ясно всем: казах никудышный хозяин земли, он потребительски относится к своей кормилице. Похоже, данное обстоятельство прекрасно понимают бюрократы от власти они методично, из года в год поднимают земельный вопрос, зная, что мы будем молчать.


Правительство погрязло во внешних и внутренних долгах, и у страны осталось последнее достояние земля, которую и пытаются продать с целью залатать дыры в бюджете. Статья 6 Конституции РК. предполагает появление частной собственности на землю: “Земля может быть передана в частные руки”. Да, продать ее никогда не поздно, но куда деть казаха-сельчанина? На нашу территорию веками распространялась воля коллектива, юрисдикция общинно-родовой собственности. Предки наши проливали кровь в многочисленных сражениях за землю, которая стала частью национального менталитета, ареалом обитания, государственности, языка. В силу исторического развития Казахстана землей пользуются представители разных народов. И теперь, представьте, появятся частоколы, таблички с надписью “Частная собственность” тогда-то и выявится фактор, провоцирующий противопоставление народов. Вот что пугает меня!


Пусть депутаты задумаются, какой “урожай” соберут они своей законотворческой деятельностью в будущем.


Моя точка зрения: земля должна оставаться общей обителью всех народов, живущих на ней, что является лучшим стабилизирующим фактором. Акцией голодовки мы хотели показать власти: казахи не хотят, чтобы земля стала причиной межнациональных раздоров. Мы типичное центральноазиатское государство с вековыми традициями и законами, не предусматривающими ни аренду, ни продажу кормилицы. Но мысль не такая уж и плохая, если в итоге выиграет земля, а не латифундист. Нужна аренда сроком на десять-пятнадцать лет. При соблюдении ежегодных тестов на добротность землепользования она облагородит почвы. Государство просто обязано осуществлять тщательный контроль за арендаторами, при малейших нарушениях условий договора следует налагать штрафы на недобросовестных землепользователей.


В связи с вышеизложенным предлагаю обсуждаемый проект назвать “Законом о землепользовании”.


Различные этносы по-разному относятся к земле-матушке, истинного значения которой многие не понимают и поныне. Что касается казахов, то это лишь пастбище, о чем должны помнить прежде всего те, кто решил сделать землю объектом купли-продажи. Как ни печально, но казахи Семиречья пошли работать внаем, а на их собственных наделах гуляет ветер. Пора разъяснить народу, каким образом использовать наше главное достояние. Умение быть хозяином, а не потребителем земных благ вот что должно стать объектом пропаганды среди коренного населения для чиновников-мажилисменов, Правительства, политических партий, местных акиматов.


Душевную боль вызывают обнищание и деградация сельчан в недавнем прошлом тружеников совхозных полей, ферм, механизаторов и чабанов. Люди живут вне времени: скот поели, плодовые деревья вырубаются долгими холодными зимами, огороды не являются существенным подспорьем. Процветают воровство и пьянство. Жизнь теплится лишь возле деревенской почты, да и то в дни выдачи детских пособий и пенсий. Немощные старики и старухи кормят безработных детей. Дети с малолетства становятся добытчиками. Например, мы наблюдали такую картину. Девочка лет семи с утра ходит по домам, выпрашивая у добрых людей нехитрую снедь, чтобы прокормить своих приемных родителей, которые взяли ребенка из детского дома явно только для этих целей. Работы практически нет, случайные заработки с оплатой в сто тенге в деньбольшая удача.


Лишь небольшая часть населения берет землю в аренду слишком велики налоги. К примеру, годовой доход от земельного участка, обрабатываемого семьей, около 4000 тенге, налог же с Ira-2000 тенге. Крупным крестьянским хозяйствам приходится платить налогов гораздо меньше, чем единоличникам. Да и в большом хозяйстве всегда есть техника, оставшаяся после раздела совхозного добра, деньги на покупку ГСМ. У мелких же арендаторов нет ничего, кроме надежды на помощь родного Правительства.


У бездельников не бывает национальности


Высказывания академика Сабетказы Акатая комментирует первый заместитель акима Панфиловского района Адматииской области Азат АБДУКАРИМОВ, проработавший в сельском хозяйстве более тридцати лет.


С нашей матушки-кормилицы труженик никогда и никуда не уходил. В настоящее время казахи трудятся в 2600 крестьянских хозяйствах района, занимаясь скотоводством, полеводством, виноградарством. Наши крестьяне успешно осваивают новые технологии, приспосабливаются к современным рыночным условиям. Да, деревня спала многие годы, но теперь люди начали понимать: надо работать во благо себе, ни на кого не надеясь. Землю нужно и должно отдавать тому, кто работает на ней. Те же, кто никогда не трудился на земле-матушке, относятся к ней потребительски.


Говорить, что казахникудышный хозяин земли, значит обидеть целый народ.


После многолетней спячки село начало пробуждаться.


Наконец-то Правительство стало вникать в проблемы сельского хозяйства. Только в этом году Панфиловский район получил беспроцентный краткосрочный кредит на 6 млн тенге. Деньги вложены в развитие виноградарства, строительство, гелиотехнику, переработку молочной продукции. Оставшиеся средства переданы крестьянским хозяйствам.


Из 2600 крестьянских хозяйств 250 крепко держатся на плаву, остальным акимат оказывает всестороннюю помощь и поддержку. Не секрет отечественные бизнесмены неохотно вкладывают деньги в различные отрасли сельского хозяйства в отдаленных районах, поэтому надежда крестьянина покатолько на государственные инвестиции и областной акимат.


Наш район в преддверии уборочной кампании получил более тысячи тонн дизельного топлива по цене 17 тенге за литр. В ближайшее время планируем закупку техники по лизингу. Мелкие крестьянские хозяйства не в состоянии эффективно работать, поэтому мы призываем людей объединяться в более крупные ассоциации. У нас успешно закупают продукцию по выгодной для производителя цене.


Вопрос о продаже земли, бесспорно, преждевременный. Крестьянин, не имеющий никаких средств, землю не купит. В связи с крайне бедственным положением села в Панфиловском районе успешно претворяется в жизнь лозунг: “В каждом дворе один работающий”, являющийся и поддерживающий государственную “Программу по борьбе с бедностью и безработицей”.


Вместе с тем сельчане начали понимать: живя на земле, надо работать на ней самому, надеяться на государство не следует. В селе Коктал, например, отдают землю всем желающим. Так вот, в прошлом году раздали лишь 15 га, а в этом уже 50 га. Что означает: сельчане наконец-то поняли истинное свое предназначение на земле. Лично я верю в народ, в его мудрость и трудолюбие.


Легко писать или говорить о деградации и люмпенизации деревни, труднее помочь ей. Наши сельчанене зарубежные фермеры, но они могут и должны накормить всю страну. Земля должна принадлежать народу!


Пройдет немного времени, село окрепнет. И тогда люди не будут продавать политую трудовым потом землю: к ней будут относиться как к основе жизни, она станет наградой человеку за его нелегкий труд.


«Начнем с понедельника»,

№ 24 (309), 08.09.2000 г.