«Караван» и «КТК» — ареопаг вырожденческой идеологии Казахстана

В оппозиции у нас в Казахстане, главным образом, казахи. И в структуре действующей власти в основном тоже казахи. Такое впечатление, что и в политическом свете, и в политической тени главными действующими лицами являются исключительно выходцы из среды коренного населения, а остальные присутствуют при этом постольку-поскольку.


Но, как это известно из политической истории, не только власти, но даже сколько-нибудь серьезной оппозиции без идеологии не бывает. Ее же, эту идеологию, генерируют высокие лбы, а доводят до сведения общественности средства массовой информации.


В Казахстане за 5-6 лет независимости со всем этим сложилась совершенно парадоксальная ситуация. Она настолько абсурдна, что трудно, а то и невозможно представить себе нечто похожее не только в странах-наследницах бывшего СССР, но и в дальнем и самом ближнем зарубежье. Словом, мы — уникум. А поскольку в смысле общественного устройства уникальных в буквальном смысле государств не бывает, стоит задуматься над тем, сколь же Долговечной окажется сложившаяся уже, казалось бы, конституциональная этическая жизнь Казахстана. Ибо за прошедший срок элита страны административная и интеллектуальная), унаследовав у Советского Казахстана принцип базирования наличного государственного образования на казахском обществе в целом, не сумела подкрепить ее жизнеспособным в новых условиях (более благоприятных, казалось бы) идеологическим обеспечением и организационными созидательными мерами. А свято место, как известно, пусто не бывает. Вакуум теперь занят иной, чуждой, во всяком случае, казахам идеологией. Это идеология евроцентризма.


Она существовала здесь изначально. Но с каждым годом ее позиции стремительно расширяются и укрепляются. Эта идеология гибка, наступательна и эффектна. Она имеет большую поддержку и сочувствие извне. Власть, вооружившись нелепым гибридом эфемерной рыночно-общечеловеческой идеологии и на скорую руку отреставрированного с учетом новой реальности старого доброго социалистического интернационализма, пытается проводить свою Линию, Разумеется, из этого ничего путного не получается. Поэтому власть сдает евроцентристской идеологии одну позицию за другой. А казахское национальное сознание, легкомысленно предоставившее власти полномочия сформировать на основе его потенциала общественно-государственную идеологию родного независимого Казахстана, вдруг обнаружило, что из всего духовного богатства, которым оно ценно, право на жизнь сохранили лишь китчевая атрибутика и показуха. К разряду китча и показухи теперь уже смело можно отнести якобы официальное функционирование казахского языка и наличие комплекса казахскоязычных средств массовой информации. Даже при советской власти, меньше, чём еще с кем-либо, считавшейся с нашими интересами и чаяниями и устроившей нам (казахам) под занавес разгром в виде декабрьских событий (1986 г.), и то, и другое представляли собой куда большую, чем это сейчас, реальность. Но в условиях торжествующего шествия чуждого коренному населению мировоззрения примечательно не то, что существование казахского языка и казахскоязычных СМИ становится все более и более призрачным и мифотворческим, а то, как формально отсутствующая, а фактически всецело, нагло и дерзко властвующая в Казахстане идеология евроцентризма бесцеремонно и ловко манипулирует представлением общества о ней. Почему такое стало возможным?!


Потому что, в отличие, к примеру, от Узбекистана, у нас в отношении российских СМИ Не были предприняты ни административные регистрирующие шаги, ни идеологические сдерживающие меры. Очевидно, власти ожидали, что они станут нести сюда модернизированную версию социалистического интернационализма. Но в Казахстане изначально преобладала ультра-евронейски настроенная роесйская журналистика. Первый делом она взрастила на базе местных журналистов европейского происхождения такие структуры масс-медиа, которые фактически являются ее идеологическими и агитационно-пропагандистскими филиалами. Потом она добилась от властей перекрытия пути в Казахстан таким немногочисленным московским газетами журналам, которые не прием-лют евроцентризма или, взывая к общему прошлому, ратуют за то, чтобы народы бывшего СССР (в том числе и русские с казахами) в новых условиях сохраняли близкие и братские отношения. В-третьих, она, неоднократно вступая в острейшие противоречия с высшими властями Казахстана, сумела ни на шаг не отступиться от своих позиций. И каждый разна ее стороне были самое горячее сочувствие и поддержка общественного мнения России, Европы и Америки (поэтому неизменно показывала свою слабинку власть). Это порождало и порождает у населения представление о ее безнаказанности и неподвластности местному руководству. И подспудно развивало у масс казахов неверие и крайне критическое отношение не только к властям, состоящим, главным образом, из их сородичей, но и к самим себе как народу, и к своим возможностям. Потом точно такой же психологический настрой сформировался у казахской элиты.


И вот теперь казахи из системы власти и казахи из стана оппозиции ходят разбираться со своими противоречиями на страницы «Каравана» или передачи «КТК» и «мутузят» друг друга под третейским оком представителей самой могущественной информационно-идеологической структуры в Казахстане. Их воля и способность здраво смотреть на вещи до такой степени подавлены и нейтрализованы, что они даже не осознают, насколько все это выглядит нелепо.


Отсюда вывод: не важно, кто есть главные фигуранты в политическом пространстве. Важно то, какая идеология господствует в обществе. Потому что рано или поздно политики станут сверять свои слова и дела с линией держателей такой идеологии.


Евроцентристская идея с давних пор имела в Казахстане массу адептов. В общественной жизни она успешно конкурировала с официальными идеями в качестве их самого жизнестойкого неформального оппонента и теневого составляющего комплекса духовной жизни населения. В таком качестве в других республиках (на Украине, Узбекистане и т.д.) в советское время, присутствовала местная национальная идея. В Прибалтике же национальное мировоззрение вкупе с евроцентристским весьма эффективно противостояло всему тому, что шло со стороны России и вообще Востока, Только в Казахстане местная национальная идея была слишком слаба, труслива и разрозненна, чтобы занять место теневого оппонента официальных идей. Мастера работы с общественным сознанием в Москве, других столицах прекрасны знали об этом. И когда дело дошло до Казахстана, богатейшей природными ресурсами и важнейшей в стратегическом отношении страны, они предприняли все необходимые меры к тому, чтобы здесь был поставлен барьер на.пути трансформации слабосильной национальной идеи в национально-государственную идеологию, а место уходящей в историю идеологии заняли евроцентристские мировоззрения. И это, благодаря координированным усилиям российских и местных русскоязычных СМИ при полной индифферентности Президента Назарбаева, вполне удалось. Оформилась своеобразная и целостная евроцентристская идеология, отвечающая неоколониальным потребностям ее творцов. Общественное мнение в стране практически в кармане российских масс-медиа и всецело пребывающих под их влиянием местных русскоязычных СМИ. Их казахско-язычные визави в раздоре и разочаровании влачат неприглядно жалкое существование. А самое главное, они не имеют в своем распоряжении сколько-нибудь вразумительной идеологии и, судя по всему, обречены на прозябание с перспективой полного вырождения. В их среде нет сейчас и проблеска жизнеспособной идеи.


Российские же масс-медиа имеют здесь не только непосредственное распространение, но и казахстанские филиалы и приложения. И каждая отдельная такая структура куда эффективнее и влиятельнее, чем вся совокупность казахскоязычных СМИ. Но все-таки теперь уже главная роль в управлении общественным мнением принадлежит местному информационно-идеологическому монстру АО «Караван» с его одноименной газетой и телевидением в лице КТК. Появилось и радио»Караван». Это поистине ареопаг идеологии Казахстана…


Когда-то газета «Караван» мелко и злобно извращала факты больших и малых событий с участием казахов, завуалировано или откровенно и провокационно высмеивала все то, что дорого казахской душе. Так, в августе 1992 года она в своей информации о трагедии, произошедшей в Петропавловске, совершенно безапелляционно выставила виновным убитого в стычке с азербайджанскими торговцами казаха и одновременно обелила зарезавших его убийц, представив их невинными овечками. При этом «каравановцы» даже не удосужились прикрыться оговорками типа «судя по всему», «по рассказам очевидцев» или «по предварительным данным следствия». Так сказать, по принципу: «ты виноват уже тем, что родился казахом». И такое отношение очень напоминает другую формулировку: «хороший индеец мертвый индеец»


Не знаю, насколько нравились тогда такие публикации неказахам, но что касается казахов, то они в пору обретения Казахстаном независимости еще не потеряли чувства национального достоинства настолько, чтобы восторгаться газетой, печатающей такие пасквили…


Многое изменилось с тех пор. Теперь от Алматы до Лондона можно говорить все, что угодно, о самом сокровенном для казахов, например, об их языке, и будет казаться, что так и надо, быть сему. Он, этот бедный язык, что только о себе не услышал. Так, и в Москве, и в Алматы русскоязычные СМИ начинают говорить и писать о том, что казахский язык не Дает русскому языку прохода, перекрывает -кислород, душит. Уже почти задушил! И устрагиваются после такого сотрясения воздуха, например, в Российской Думе слушания но поводу бедственного положения русского языка у нас в стране. Причем всесильные русскоязычные СМИ эту ситуацию именно в таком виде и донесут до сведения каждого казаха и неказаха: не верь глазам своим и ушам своимверь только нам! И люди свыкаются с мыслью, им вдалбливаемой. Ибо иное доказать в больших общественных масштабах невозможно. Вам просто не дадут слова. А если и дадут, никто вас не услышит. А если и услышат, не поверят вам. Потому что технология отработана с учетом всех нюансов и действует эффективно. И если завтра понадобится доказать обратное общественному мнению, она с успехом проделает и это. Будет вытащен на свет божий такой услужливый говорун, как Н.Масанов. Он подучит возможность обстоятельно высказаться как на страницах здешнего «Каравана» и по эфиру КТК, так и на страницах английского еженедельника «ЭКОНОМИСТ», и по эфиру мирового информационного гиганта Би-Би-Си. Причем, это действо будет обставлено так, будто сей господин есть лучший знаток рассматриваемого лучший знаток рассматриваемого вопроса и вообще самый лучший казахский ум. И он, оправдывая доверие, назовет казахский язык языком кочевников, неприспособленным к современной жизни и, следовательно, достойным только исторической свалки… Значит, к такому «богоугодному» делу, как дискредитация казахского языка, спонсоры утверждения в Казахстане вырожденческого для коренного неевропейского населения евроцентризма могут привлечь даже авторитетнейший в мире журнал «ЭКОНОМИСТ», которому лингвистические вопросы, в общем-то, до фени. И выглядит такая демонстрация могущества, как… стрельба из пушек по воробьям.


Идеология евроцентризма набрала сейчас в Казахстане такую силу, что она может подвигнуть власти на осуществление издевательских, с точки зрения казахских интересов и представлений мер и шагов, К примеру, в начале года на одном из многочисленных нынче международных конференций американский представитель осудил казахстанскую реальность, якобы допускающую появление объявлений с приглашением на какую-то работу преференциально лица казахской национальности. Об этом случае писал в «Казахской правде» Ж. Куанышалин. И что же сделали власти в ответ на это? Взяли под козырек и вручили впервые учрежденную президентскую премию,и грант для лучших и перспективных журналистов М.Устюгову и К. Иванову. Первый, являясь звездой «каравановской» выпечки, никогда и ни одним словом не отзывался тепло ни о верхушках власти, включая и премиедателя Президента Назарбаева, ни тем более о наболевших проблемах-казахов. Более того, он никогда не скрывал своего неприязненного отношения ко всему тому, что дорого коренному населению. Уже получив престижную премию, Устюгов уничижительным тоном в пух и прах разнес новый Закон «О языках» в своей передаче на КТК… Второй, К.Иванов, подвизается на радио НС и на КТК. Отличается тем, что, объявляя дату и время, добавляет провокационно: «…от Рождества Христова». Так давно не говорят даже в сугубо христианских странах. А тут Казахстан. Но это только цветочки. Как раз накануне получения Президентского гранта и благодарности в год, так сказать, памяти жертв политических репрессий и межнационального согласия он первым в Казахстане ввел в практику распространение в СМИ информации, способствующей утверждению в обществе расовой сегрегации в сфере найма на работу. То есть стал читать по радиоэфиру объявления типа «требуются программисты компьютера, принимаются только европейцы». Даже в самой разевропейской стране вполне можно из-за такого лишиться работы, лицензии и т.д. А у нас сам Президент вручает гранты! Стоит ли в таком случае удивляться тому, что после этого подобные объявления стали обыденным явлением на страницах прессы от «Каравана» до «Вакансии».


Разумеется , не сам Президент занимается подбором кандидатов на премию и грант. Кто же, министр А.Сарсенбаев? Не знаю. Но я не сомневаюсь в том, что жюри, занимавшееся этим вопросом, на девять десятых состояло из представителей казахской культуры и идеологии. Нации прямо в лицо плюют, а она в ответ с улыбкой вытирает плевок. Носовым платком.


«КАРАВАН» И КТК


Таких примеров море. В мае этого года сюда приезжали по приглашению Президента страны журналисты России во главе с пресс-секретарем Б.Ельцина. В ходе интервью КТК (кому же еще?!) господин Ястржембский на вопрос о причине прекращения появления на канале ОРТ передач МТРК «МИР» уничижительно отозвался об их качестве. И добавил, что слишком много появляется там заказных материалов. После этого «Караван» и «КТК» развязали информационную войну против казахстанского представительства этой компаний и добились, в конце концов, от правительства отмены ее налоговых льгот. Но болезненная пристрастность «каравановцев» к «МИРУ», конечно же, объясняется не их принципиальностью. Ибо, если бы дело было только в этом, то со слишком многими в нынешнем Казахстане им пришлось бы воевать. А этого не видно… Просто в свое время, когда российские и казахстанские русскоязычные СМИ нагнетали межнациональную напряженность в Северо-Казахстанской области с центром все в том же Петропавловске, телекомпания «МИР» в лице своего президента Г.Шалахметова, казаха, и московского журналиста С.Баймухамбетова, тоже казаха, сняла и показала по каналу «Останкино» передачу, раскрывающую искусственно раздуваемую природу той напряженности. Тогда в первый и последний раз- по конкретному вопросу была сказана о Казахстане на весь бывший Советский Союз от Калиниграда до Анадыря, от Мурманска до Еревана такая правда, какая вполне соответствовала проводимой властями нашей страны политике. И вот настала пора МТРК «МИР» расплачиваться за подрыв евроцентристской информационной монополии в отношении Казахстана. Как видите, в этом случае Москва и «Караван» сыграли в унисон. Заодно дали понять посвященным в реальное положение вещей людям, кто В казахстанском доме хозяин…


Дальше — больше. «Караван», ловко манипулируя своей ролью трибуны российских политиков для выступления перед казахстанской аудиторией, сумел стравить двух самых известных в мире казахов Н.Назарбаева и А.Тулеева. К моменту распада СССР в 9 прилегающих к Казахстану областях России-не было ни одного первого руководителя-казаха районного даже уровня, хотя там проживало тогда 700 тыс. казахов (для сравнения: всех эстонцев в мире 1 миллион). От них не было ни одного депутата ни в Верховном Совете СССР, ни в таком же органе России… Политическая деятельность А.Тулеева с момента его выдвижения кандидатом в Президенты России в значительной мере способствовала изменению общественного положения его сородичей там. Сейчас представители от казахского населения России появились в Совете федерации и Госдуме, среди глав областей и их заместителей, Подорвать авторитет такого человека на его исторической родине задача вполне объяснимая.с точки зрения интересов идеологии евроцентризма в Казахстане. Но основная цель данной акции «Каравана» связана все же с политической реальностью России. Ведь А.Тулеев, став министром по делам СНГ, первым делом сделал достоянием гласности факт военной помощи российских властей армянской стороне в ее затяжном конфликте с Азербайджаном, Тем самым раскрыл не декларируемую евроцентристскую направленность официальной политики России даже в рамках СНГ. Во-вторых, А.Тулеев открыто и горячо поддерживал Президента Белоруссии А.Лукашенко, показавшего себя яростным противником евроцентризма… Столкнув его с одним из основоположников и политических столпов СНГ, евроцентристы породили недоумение: и как такой человек может оставаться министром по СНГ?! .И тогда российские власти сделали беспроигрышный ход; назначили А.Тулеева временным главой Кемеровской области накануне выборов, на которых некому было противостоять ему. Так оно и случилось. На выборах главы области с 5-миллионным населением А.Тулеев набрал 95% гoлocoв — случай совершенно невероятными в современной политической истории России. С таким перспективнейшим российским политиком теперь наш Президент не в ладу. Кто от этого выиграл? Кто проиграл? Ответ очевиден…


Реальность сегодняшнего Казахстана такова, что русскоязычные СМИ, почти безраздельно контролирующие общественное мнение в стране, находятся под влиянием и фактической властью идеологии, которую проповедует «КАРАВАН» и «КТК», Причем с течением времени такое положение дел только укрепляется. Власти, реагируя, очевидно, на обеспокоенность той все уменьшающейся части казахской общественности, которая еще не впала в апатию, говорят о задаче продвижения страны к информационной независимости. Интересно, как и с кем они думают продвигать это дело?! Ведь объективная трансформация, предопределившая безусловное властвование структур СМИ, служащих целям евро-центристской идеологии, уже завершилась. То есть теперь любая газета, любое радио или телевидение, которые посмеют избрать альтернативный путь, окажутся не в состоянии выжить или будут прозябать в безвестности и нищете. Пример тому казахскоязычные СМИ, Они в силу консервативности мышления и по инерции продолжают демонстрировать верность такой казахской идее, какой они ее себе представляют. Но у них давно уже нет перспективного наполнения. Потому что честолюбивых и достаточно неплохо разбирающихся в вопросах актуальной жизни казахскоязычных молодых людей, решивших посвятить себя журналистике, не прельщает возможность поработать в казахскоязычных СМИ. Поэтому они стремятся попасть любой ценой в русскоязычную газету или телерадиокомпанию. Но там требования к выбору темы и идеологическая направленность однозначными жестки. А самое главное они ничего общего с казахскими национальными интересами не имеют. Идущие туда казахи очень скоро обнаруживают, что чем больше остервенелости и кровожадности они продемонстрируют по отношению к своим единокровным сородичам, тем скорее проходит их самоутверждение в коллективе. Такой наемник, естественно, очень постарается. Самое интересное, на фоне таких казахских «киллеров» от пера их европейские коллеги смотрятся как образцы компетентности и порядочности.


Р.Жангужин, лауреат премии «Литературной Газеты» и бывший редактор здешней «Юридической газеты», рассказывал: «За неделю до смещения всего руководства нашей редакции я принял на работу неординарно мыслящего корейца-математика Сашу Пака корреспондентом. Когда меня бесцеремонным образом сняли с работы, он при всем коллективе сказал: «До сих пор было две русскоязычные газеты неевроцентристской ориентации «Юридическая газета» и «Новое поколение». Теперь осталась одна». Как известно, «ЮГ» перешла в руки выходцев из «Каравана»: Судьба «Нового поколения» тоже печально — известна.


«ХАБАР» КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ КАЗАХСКОГО ДЕЛИРИУМА


«А телеагентство «ХАБАР?»-скажете вы. В среде алматинских телевизионщиков утверждают, что КТК и «ХАБАР»это альянс. В том смысле, что они друг другу дорожку не перебегают, «ХАБАР», как известно, структура правительственная. И призвана оказывать информационную и идеологическую поддержку экономическим реформам. Именно в свете таких задач власти вбухнули в это агентство колоссальные средства, превратив его в суперсовременного монстра. А отдача? КТК — наиболее острый критик действий властей. Заключив с ним негласный дружеский пакт, «ХАБАР» нейтрализовал не его, а только себя. Так кто же в связке КТК-«ХАБАР» служит своим интересам, а кто чужим?


И вообще, с точки зрения здравого смысла, «ХАБАР» действует на информационном поле с изяществом слона в посудной лавке. Какая-либо логика у него не просматривается даже в простейших случаях. В последнее время агентство все больше оказывается в таких ситуациях, когда его материалы своей нелепостью лишь подчеркивают разительный контраст со злободневными и актуальными репортажами КТК. К примеру, у нашего Белого дома стоит пикет голодных и изможденных жанатасцев. КТК-овцы прямо на месте снимают проникнутые человеческой болью материалы и передают в эфир; плачет женщина, в отчаянии машет руками. А в это самое время по каналу «ХАБАРА» показывают передачу «Лучше быть богатым и счастливым» и тому подобную чепуху дурацкую. Чем не издевательство, если учесть, что канал правительственный.


Встает вопрос: на что же угрохали наши с вами, налогоплательщиков деньги? Еще хуже казахскоязычное вещание «ХАБАРА». Оно совершенно оторвано от традиций, казахскоязычного теле- и радиовещания, журналистики, литературы и культуры в целом. Скажем прямо, там казахскоязычные журналисты только и делают, что работают в режиме компилляции русскоязычных коллег. Иначе говоря, вырождаются. Они свои исключительные возможности реализуют в на». правлении разрушения казахского языка в зародыше. Они уже отменили казахские вспомогательные глаголы. продолжающегося настоящего времени «жатыр», «отыр», «тур» и т.д. Ведущая Тынысбаева, прощаясь, каждый вечер говорит совсем уж по-русски: «улкен рахмет»‘ («большое спасибо») вместо казахского «коп рахмет». Но и переводят-то с русского языка сплошь и рядом неверно. Можно сейчас же навскидку привести десятки и десятки примеров того убожества, да только кому от этого станет легче?!


Правда, русскоязычная часть «ХАБАРА» не лишена талантливых журналистов, но главным образом она служит для обработки инфантильных идей отпрысков элитных семей. Но общей у них является цель «рубить капусту».


Чьим интересам, в конечном итоге, служит агентство «ХАБАР»? И тут музыку заказывает евроцентристская. идеология. Помните, как московские и казахстанские русскоязычные журналисты горячо защищали казахского отщепенца А. Кажегельдина? А главный идеолог «ХАБАРА» В, Рерих напел даже восторженнную оду нашему «евроброкеру», хотя даже дураку было ясно, что речь идет о его противостоянии Президенту Назарбаеву, а постоянно в тумане пребывающая Дарига Назарбаева даже не заметила этого. Тем не менее, Рерих оказался в свите Президента в его поездке в США. В это самое время «герой» Рериха на весь мир заявил: «Назарбаев не собирается проводить радикальную приватизацию, либерализацию и гласность». («Известия», 20.11.97). Ни больше, ни меньше. Иначе говоря, дискредитировал главу нашего государства в такой важнейший момент…


Если учесть, что В.Рерих есть правая рука гендиректора «Хабара» дочери Президента Дариги, ничем иным, как слабостью к мазохизму, поведение властей в данном случае объяснить невозможно. Дас-с.


«Казахская правда»,

1 (27), 1998 г.