Вот приедет Путин…

Фон для визита - наихудший

Наконец-то, президенту Казахстана Н.Назарбаеву удалось упросить несговорчивого коллегу В. Путина приехать в Астану с официальным визитом. Как уже сообщено в печати, приезд президента России ожидается в конце первой декады октября сего года.


В принципе, такой визит — и в политическом и в экономическом отношении — отвечает национальным интересам обоих государств. Визит мог бы создать реальные рамки для стратегического партнерства, для взаимовыгодной кооперации экономик, для геополитической поддержки друг друга, как в евразийском, так и в европейском пространстве. Если бы… Но все по порядку.


Активность Н.Назарбаева можно понять. Прежде всего, она объясняется кризисностью внешнеполитической ситуации Казахстана. Комментируя положение дел в этой области, эксперты и политологи в один голос высказывают обвинения не только в адрес самого Н.Назарбаева, но и руководителя МИДа РК, превратившего внешнеполитическое ведомство страны в подотдел пресс-службы президента. Так называемая многовекторная политика Казахстана, потерпела полное фиаско. Международный авторитет страны пал не только в глазах Турции, Китая, Ирана, россии, стран СНГ, Европейского сообщества, но даже и братских соседей из Центральной Азии. А о США говорить не приходится: только на днях Подкомитет по делам Азии и Тихого океана Палаты представителей принял сенсационную резолюцию исключить Казахстан из ОБСЕ.


Мало того, что западные СМИ из номера в номер пишут о коррупции в высших эшелонах власти, так еще американские газеты буквально накануне “Саммита тысячелетия” завалили читателей сообщениями о крупных взятках, полученных советником Н.Назарбаева Дж.Гиффеном и другими высокопоставленными чиновниками. А тут еще под боком — боевые действия в Узбекистане и Киргизии, затеянные бывшими оппозиционерами этих стран…


Да и внутриполитический фон в Казахстане для визита Путина — наихудший. Оценивать его из-за крайней невнятности довольно сложно. Создается впечатление полной расстроенности властного механизма. Разрыв между риторикой и реальной политикой у нас велик как никогда. Если и существует механизм принятия решений, то принцип его работы — от фонаря. Казахстан разъедает не только коррупция, но и ожесточенная борьба между финансовыми группировками за нефть и недра страны…


В этой непростой ситуации, когда от Казахстана отвернулись сильные мира сего, Н.Назарбаев решил наладить отношения с давним северным соседом.


Тем временем в России — вовсе другая ситуация. Северный сосед в последнее время демонстрирует пример, пусть не совсем умной и весьма самонадеянной, но исключительно последовательной политики. С президентом Путиным считаются не только на Западе, но и на Востоке.


И вот на таком контрастном фоне визита рельефнее выступают сложнейшие, порой болезненные, межгосударственные проблемы, без решения которых трудно представить себе дальнейшую стабилизацию, выравнивание, углубление российско-казахстанских отношений.


Здесь предвижу возражения, мол, о чем тревожиться, если между Россией и Казахстаном подписан пакет важнейших документов, включая декларацию о “вечной дружбе”. Да, дружба провозглашена) однако эта была дружба между Назарбаевым и Ельциным. А приход нового президента путает карты и вынуждает по-новому взглянуть на эту самую “вечную дружбу”.


Меня не оставляет ощущение, что Москва гораздо дальше от Астаны, чем Берлин или Токио. И главной причиной тут является то обстоятельство, что ни в Москве, ни в Астане до сих пор нет стержневой внешнеполитической стратегии, исходящей из геополитического и геоэкономического положения стран. Лидеры России и Казахстана не видят объективной общности интересов, связанных евразийским узлом геополитики. А раз нет общего каркаса, скрепляющего наши проблемы, то они, естественно, будут возникать на каждом шагу. Назову самые главные и болезненные.


Первая проблема. Я бы ее назвал принципом взаимоотношений между Россией и Казахстаном. Эта одна из существенных проблем, от решения которой зависит наше будущее в ближайшие 5-10 лет. Какую концепцию внешней политики изберет Россия в отношении Казахстана — вот ключевой вопрос времени. По мнению российских политологов, просматривается несколько доктрин взаимоотношений: а) концепция “реванша”, б) частичная изоляция во главе с “русским Пиночетом”, в) путь добровольного подчинения, г) концепция многополярности, д) концепция «избирательной вовлеченности».


Последний принцип предполагает жесткое отстаивание только жизненно важных интересов России, отказ от погони за “сверхдержавностью”, избежание конфронтации, поиски экономической выгоды и т.д. Для Казахстана, конечно же, выгоден пятый принцип.


Вторая проблема —это Каспий, определение морских границ, соответственно, нефтяные вопросы”. Известно, что недавно компания «Лукойл» нашла на севере Каспийского моря месторождение, коммерческие запасы которого, по некоторым данным, оцениваются в 300 млн. тонн. И тут возникает сложность относительно территориальной принадлежности этого месторождения… Отсюда споры.


Другой нюанс. Россия в настоящее время транспортирует большую часть казахстанского нефтяного экспорта и выгадывает не только из-за транзитных пошлин, но и влияния, которое она обретает. благодаря своей возможности перекрыть наш экспорт. А если учесть, что за следующее десятилетие производство нефти в Казахстане может возрасти до 2,5 баррелей в день, то и контроль над этим экспортом станет ключевым вопросом для нашей страны.


Третья проблема — это российско-казахстанские границы. Несмотря на десятилетнюю независимость друг от друга, границы как таковой между соседями не существует.


Российско-казахстанская граница имеет общую протяженность — 7598,6 км. Из них почти 6 тыс. км приходится на сухопутный участок, еще 1,5 тыс. — на речной, а 85 км — морская граница на Каспии.


Для северного соседа прозрачные рубежи с нами — это более половины ее “проблемных” границ, почти неурегулированных в международно-правовом отношении.


В настоящее время Россия практикует так называемую вневойсковую систему” охраны границ. А что будет завтра, если уже сегодня через территорию Казахстана проходит незаконная миграция, идет поставка наркотиков, оружия и всех видов контрабанды?


Как говорится, и тут имеются вопросы…


Четвертая проблема — военные события в Киргизии и Узбекистане. Этот конфликтный клубок, чреватый большой войной, не может не волновать наши страны


Никто еще не знает, как сложатся отношения между Ираном и талибами в Афганистане и стоящим за ним теперь уже ядерным Пакистаном.


Что касается событий в Киргизии и Узбекистане, то тут, скорое всего, Россия займет выжидательную позицию. У России, которая вовлечена в чеченскую войну, нет и вряд ли будут силы и желание защищать, скажем, Узбекистан или Киргизию от их собственных вооруженных оппозиционеров. Она будет ждать — такая тактика ей выгодна, дабы одумались среднеазиатские “царьки”.


Хотя на этом стратегическом направлении Россия вполне могла бы посостязаться в борьбе с третьими странами за влияние в образовавшемся вакууме в Центральной Азии. Ведь в перспективе именно здесь обозначится серьезное столкновение не только исламского фундаментализма, но трех цивилизаций: исламской, христианской и азиатской.


И именно Россия с ее уникальным многовековым опытом отношений с этими тремя мирами могла бы сыграть здесь ключевую стабилизирующую роль.


И, наконец, пятая проблема — это русский вопрос.


По данным переписи 1999 года, население Казахстана составляет 14,95 млн. человек. К российским соотечественникам можно отнести 30-33% населения республики. 27% составляют русские (4,04 млн. человек).


За десять лет независимости Казахстана доля русского населения у нас уменьшилась почти на полтора миллиона человек.


Раз уезжают из страны в таком количестве — значит, русское население чувствует себя у нас неуютно. В частности, сами эмигранты называют следующие причины отъезда: проблемы образования, языка, дискриминация при принятии на работу, бедственное положение пенсионеров, преследование инакомыслящих российских граждан и т.д. И ожидаемый выход России из безвизового пространства СНГ, запрещение пользоваться российскими учебниками и программами в русских школах Казахстана — тем более подстегнут миграцию из нашей республики.


Как пройдут переговоры между нашими лидерами, конечно же, покажет время. Но в одном можно не сомневаться: президент Назарбаев пойдет на большие уступки. Уж очень ослаблена позиция Астаны на международной арене. А это, естественно, усилит аппетиты соседа.


«XXI век»,

№ 22 (113), 25.09.-01.10.2000 г.