На обломках Советской империи: Нурсултан Назарбаев

Сегодня в Бишкеке начнет работу саммит стран участниц Договора о коллективной безопасности. Президенты Казахстана, России, Киргизии, Беларуси, Таджикистана и Армении обсудят проблемы безопасности в регионе. Договор о коллективной безопасности был подписан в мае 1992 года. Известно, что наиболее последовательным сторонником ДКБ является президент РК Нурсултан Назарбаев. Не случайно именно накануне саммита ДКБ одна из киргизских газет опубликовала статью, посвященную президенту Казахстана. Вот каким видят нашего Назарбаева в соседней Киргизии.


Нурсултан Назарбаев, вне веяного сомнения,крупнейшая политическая фигура новейшей истории, чей истинный масштаб сопоставим лишь с политиками не то чтобы мирового уровня это было бы явным принижением его роли, а с этнообразующими деятелями.


Речь, разумеется, идет не о степени влияния на ход современной истории. Это пока прерогатива правящих кругов десятка лидирующих стран мира. Именно кругов, а не отдельных личностей. В устоявшихся, а кое-где и в застоявшихся странах западной цивилизации времена Вашингтонов, Наполеонов, Бисмарков и даже де Голлей канули в Лету. Роль современных вершителей мировой политики заключается в сохранении статуса-кво, обеспечивающего их странам дальнейшее безоблачное существование.


Предназначение же Назарбаева, как и некоторых других лидеров прогрессирующих наций, это удел Алларихов, заложивших краеугольные камни современного Запада на обломках Римской империи. Лишь в этом смысле, не больше, но и не меньше, правомерно рассматривать достижения и победы, неудачи и поражения первого президента Казахстана.


Пожалуй, никому из лидеров стран, возникающих на обломках СССР, не досталось более тяжелого наследия, чем Нурсултану Назарбаеву. Хотя на поверхности явления лежали сплошные позитивы огромная, гарантирующая неординарное развитие территория, богатейшие недра, развитая промышленность и, наконец, выгодное геополитическое расположение. Но именно эти достоинства страны делали ее предметом пристального внимания не всегда доброжелательных глаз. Казахстан, едва успев оформиться как суверенное государство, был объявлен сферой стратегических интересов почти всех силовых центров мира. В условиях прогрессирующего коллапса экономики велико было искушение пристроить страну в фарватер наиболее сильного из претендентов на роль старшего брата. Н.Назарбаев объявляет приоритетными отношения с бывшими соотечественниками и многовекторность внешнеполитического курса.


Не лучше, а скорее хуже обстояли дела внутри страны. Оставляя как не интересный в силу неуникальности вопрос экономики, достаточно сказать, что новую государственность казахи начали практически с нуля. Жестокая и кровавая история кочевого народа хранила в своих анналах все, кроме более или менее оформленных институтов национальной государственности. Многовековые попытки отдельных дальновидных ханов построить казахское государство имели переменный успех и в конце концов потерпели крах.


Свою историческую миссию чингизиды провалили с блеском. Их недальновидность, непомерные амбиции, раздоры привели к мягкой колонизации Степи ответной волной экспансии Леса. К моменту обретения нынешней независимости государствообразующая нация составляла лишь пятьдесят процентов населения, но даже они были далеки от монолитности, раздираемые на части идеологическими, социальными и вновь возрожденными патриархально-родовыми противоречиями. Политические авантюристы и маргиналы всех мастей вздымали широкий спектр жупелов, ибо условия их существования зиждились на конфронтации как таковой.


Как всякий истинный народоводитель, Н.Назарбаев не принял ни одну из предлагаемых ему ролей. Не давая спуску сепаратистам, состоящим из ностальгирующих по былому имперскому прошлому деятелей, он не менее жестко осаживал доморощенных националистов.


Вернув доброе имя Д.Кунаеву, потрафил своим бывшим товарищам по партии. Не ограничиваясь этим, широко привлек их к государственному строительству. Министерские портфели, кресла акимов ничем не были обделены бывшие, но несправившиеся, тянущие назад беспощадно изгонялись. На смену им шли молодые честолюбивые политики, смело расставляемые президентом на ключевые посты.


Воспитанник одной из самых кровавых партий в истории человечества, Н.Назарбаев на удивление легко сделал шаг от психологии крупнейшего функционера тоталитарной системы к политике ответственного либерализма. Ровно на столько, чтобы уравнять разнополярные силы, грозящие расколоть общество. Как президент страны формирующейся демократии, сам он никогда не домогался лавров демократа, не церемонясь, приводя в чувство склонных к усиленному беснованию сливок левых и правых радикалов.


Неизбывна на Востоке вечная дилемма Царя и Поэта. Не миновала чаша сия и первого президента Казахстана. В разное время с различной остротой пикировались с ним властители дум Олжас Сулейменов, Мухтар Шаханов, интеллигентнейший Мурат Ауэзов. Увы, подобные полемики не в силах разрешить и вечное Время. Слишком уж разнятся поэзия и проза жизни. Важнее то, что поэты продолжают писать.


Отдавая должное Западу в существующем миропорядке, Назарбаев никогда не был склонен абсолютизировать роль его институтов, созданных для насаждения демократии во всем мире. И когда в этом возникла необходимость, мог быть резким с самыми высокопоставленными представителями западного истеблишмента. В этом не было бравады или потери чувства реальности, как представляли многие его недруги. Подобное поведение диктовалось четким осознанием своей миссии, пониманием, что Казахстан не может быть провинцией в мировом раскладе. Его историю всегда определяла и будет определять география. Вопрос лишь в том, станет ли он одним из ключевых стран Евразии или гигантским полем боя, где сверхдержавы будут разрешать свои противоречия.


Н.Назарбаев примерял многое и многое отбросил. Он рано понял, что путь к свету у каждой страны должен быть свой, выстраданный. К вершинам экономического и прочих успехов нет проторенных путей и готовых рецептов, как нет и экспорта процветания. И поэтому Нурсултан Назарбаев на тернистом пути вместе со своей страной. Следовательно, наряду с успехами не избежать и ошибок. На этом пути привалов не бывает.


«Экспресс К»,

№ 184 (14552), 11.10.2000 г.