Владимир Путин меняет отношение к Казахстану

Завершен первый официальный визит в Казахстан президента Российской Федерации Владимира Путина, а наблюдатели и аналитики обеих республик по-прежнему ломают голову над вопросом вследствие каких подводных течений изменилось отношение к Казахстану?


Начнем с того, что Владимир Путин до недавнего времени демонстрировал неприятие инициатив казахстанского лидера, что проявилось и в том, что первый официальный визит в нашу страну то и дело откладывался. Более того, посетив после избрания Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан, Владимир Путин дал понять, что Казахстан не является для него важным партнером на постсоветском пространстве. А на саммите глав государств СНГ в Москве многие наблюдатели отметили некую отстраненность от Нурсултана Назарбаева. И вдруг такой резкий поворот в сторону Казахстана, объявление его стратегическим партнером России, посещение Астаны с официальным визитом. С чем связаны такие перемены в

отношении к нам и, прежде всего к президенту Назарбаеву? Думается, ответ прост: Владимир Путин все еще далеко не самостоятельная фигура, а по-прежнему послушный исполнитель указаний Бориса Николаевича. Именно Борис Ельцин, по мнению отдельных российских аналитиков и СМИ, является тем человеком, который повлиял на изменение отношений между Путиным и Назарбаевым.

В пользу такой верности говорит и то, что незадолго до своего визита в Казахстан Владимир Путин имел многочасовую беседу с Борисом Николаевичем, а также то, что во время визита состоялось подписание Декларации о сотрудничестве на Каспийском море.


Нельзя не отметить, что российская сторона, до этого не желавшая уступать Казахстану ни в одном пункте Декларации о сотрудничестве на Каспийском море, на этот раз вдруг пошла на уступки, максимально учтя интересы Казахстана по вопросу раздела Каспия. Справедливости ради стоит заметить, что позиции обеих стран в общем-то были схожи, речь шла о нюансах. Однако такие подвижки говорят о том, что России сегодня выгодно иметь Казахстан в качестве стратегического партнера. Недаром на пресс-конференции сразу после подписания документов обоим президентам журналисты задали вопрос: а не означает ли такое соглашение, что Россия и Казахстан станут оказывать давление на другие государства, сотрудничающие в бассейне Каспийского моря? Российский президент заявил, что такого давления не будет и никто не собирается оказывать давления на другие государства, заинтересованные в определении правового статуса Каспийского моря и его раздела. Путина поддержал и казахстанский президент. Но, скорее всего, такие ответы являются обычной дипломатической уловкой, а на деле всем странам, которые входят в бассейн Каспия, будет предложен для рассмотрения совместный казахстанско-российский проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Кроме того, нельзя забывать о том, что казахстанские и российские нефтяные компании уже давно активно работают в секторе Каспия.


В ходе переговоров были затронуты вопросы товарооборота между двумя государствами. Нурсултан Назарбаев с удовлетворением отметил, что только за первое полугодие он составил более 2 млрд. долларов, что больше соответствующего периода за 1999 год в два раза. Повышению товарооборота в еще большей степени будут способствовать соглашение о введении принципа взимания НДС и акцизов в страну назначения, о чем также шла речь во время переговоров.


К конкретным достижениям первого официального визита в Казахстан Владимира Путина в экономической сфере следует отметить решение о создании совместного предприятия с участием российского “Газпрома” и казахстанского “Казтрансгаза”, которое будет заниматься вопросами взаимопоставок. В этом же ряду – расширение квоты на прокачку казахстанской нефти через российские трубопроводы до 14 млн. тонн. Шла речь о скорейшем завершении расширения нефтепровода Атырау-Самара и стабильной его загрузке. По этому вопросу готовится подписание специального соглашения.


Не менее важным событием стало решение о создании совместного предприятия на базе Экибастузской ГРЭС-2 — это предприятие, как и “УралТЭК”, будет поставлять электроэнергию на внутренние рынки России и Казахстана. Правда, многие наблюдатели отмечают, что Казахстану доступ на российские рынки будет ограничен, а российская сторона получит возможность беспрепятственного проникновения в нашу страну. Аналитики сразу после подписания соглашений в области энергетики заговорили о том, что Анатолий Чубайс не утратил свои позиции, а, более того, укрепил — лагодаря тому, что сумел навязать казахстанской стороне свой вариант создания совместного предприятия.


Во время переговоров обсуждались также вопросы согласования тарифов на транспорте, делимитации казахстанско-российской границы, военно-технического сотрудничества, в том числе и по космодрому Байконур.


Сразу после российско-казахстанских переговоров в Астане состоялся саммит глав государств Таможенного союза, на котором было принято решение о создании Евразийского экономического сообщества. Такое решение свидетельствует о том, что, во первых, Россия выбирает новое направление в развитии отношений с бывшими республиками СССР. Во-вторых, Россия стремится к созданию нового экономического блока с последующим доминированием в Центральноазиатском регионе. А ЕврАзЭС становится ядром этого блока, который со временем станет играть первую скрипку не только в данном регионе, но и в мире. Казахстан же в далеко идущих планах России теперь будет занимать лидирующее положение. Об этом говорит многое. Например, во время казахстанско-российских переговоров и саммита глав государств Таможенного союза Владимир Путин неоднократно подчеркивал роль Нурсултана Назарбаева как основного инициатора интеграции на Евразийском континенте. Но при этом российский президент ни разу не назвал казахстанского лидера по имени-отчеству (на публике), а постоянно повторял: “казахстанский президент, президент Казахстана, лидер Казахстана”. Думается, такая деталь указывает на то, что у Владимира Путина сохраняется далеко не простое отношение к казахстанскому лидеру, несмотря на выказываемое внешнее уважение. Остается предположить, что версия о причастности Бориса Ельцина в “потеплении” отношений к Нурсултану Назарбаеву верна. И в дальнейшем Владимир Путин будет также руководствоваться пожеланиями первого российского президента.


Но не только в Борисе Ельцине заключается “разгадка” новых отношений с Казахстаном. Россия чуть ли не впервые за десять лет суверенитета вспомнила о том, что бывшие республики являются верными союзниками и партнерами и во внешней политике, и в торговых сделках. Кроме того, нельзя забывать и о трех миллионах русских, проживающих в Казахстане. И наверное, главное, что следует учитывать – стремление России занять место среди ведущих стран мира, а этого без союза со странами СНГ не добиться. Показательно при этом, что Владимир Путин все же пытается показать себя вполне самостоятельным политиком, а потому перед поездкой в Казахстан посетил Александра Солженицына, а во время пребывания в Казахстане встретился с группой соотечественников. Последнее – ярчайший пример того, что Россия пришла в Казахстан серьезно и надолго. Подобная встреча проводится впервые с начала распада Союза и расселения по “суверенным” квартирам. И ее можно расценить не только как совет политтехнологов Путина, пытающихся помочь президенту набрать рейтинг после его снижения в результате событий в Чечне и трагедии в Баренцевом море. Очевидно, сам Владимир Путин заинтересован в том, чтобы русские в республиках СНГ имели одинаковые права со всеми. Банальный вывод, подтверждаемый словами российского президента: “…Мы имеем все шансы, чтобы будущее наших народов и государств было гармоничным и развивалось в интересах тех людей, которые населяют Казахстан и Россию. В этом плане предпринимаются настойчивые шаги как руководством России, так и руководством Казахстана”. Владимир Путин подчеркнул, что осознание необходимости сохранения всего самого позитивного, что было накоплено за годы существования в рамках единого государства, присутствует у руководства практически всех государств Содружества.


Президент России заявил о том, что Россия сделает все возможное, чтобы люди на создаваемых совместных предприятиях имели те же социально-бытовые условия, как и на предприятиях такого рода в России. Главное, по его мнению, сделать все, чтобы рассеять чувство тревоги, которое, к сожалению, сегодня присутствует у русских людей. Путин согласился с конкретным предложением о компактном переселении русских в Россию, заявив, что будут разрабатываться специальные программы, предусматривающие трудоустройство переселенцев. Многие наблюдатели отмечают переселение в Россию и казахов. Подобные факты говорят о том, что чувство тревоги и неуверенности в завтрашнем дне присутствует и у части казахского населения. На встрече с соотечественниками Владимир Путин заявил, что Россия примет и казахов, если они захотят переехать. При этом он сослался на демографический кризис, который грозит наступить в России через несколько лет.


Можно расценить слова российского президента и как пиаровский ход, но конкретные предложения россиян во время переговоров говорят о другом. И это значит, что отношение к Казахстану действительно меняется. И неважно, кто стоит за такими переменами, главное другое: Россия осознает, что самый верный друг и соратник – тот, кто рядом.