Что такое сегодня “южный фронт”? “Южный фронт” — это: события на юге Киргизии, деятельность узбекской вооруженной оппозиции (ИДУ), афганская проблема, напряженность в Таджикистане. Наконец, это – недавний акт уйгурского экстремизма прямо в центре Алматы. Некоторые из перечисленных проблем уже имеют хронический характер; другие, стремительно множащиеся, из острой стадии быстро переходят в хроническую. Слова “ваххабит” и “талиб” становятся синонимами слова “бандит”. Попытаемся разобраться с проблемой “южного фонта”, тем более что в связи с этим все чаще упоминается Казахстан. Попробуем пойти от общего к частному. Общими являются религиозно-этические парадигмы, которые лежат в основе конфликтов различных государств. Не вдаваясь в теологические подробности, определимся в главном – что же такое “ваххабизм”, с которым в конечном счете так или иначе связаны проблемы “южного фронта”. Наилучшее определение, наиболее точно отражающее суть “ваххабизма”, это – “исламский социализм”. Бузусловно, это реформаторское движение в исламе, которое устраняет бюрократический аппарат религиозных иерархов и позволяет каждому верующему обращаться непосредственно к Богу, минуя всяких посредников. Кроме того, значительно упрощается само понимание ислама, основой которого является установление Справедливости. В борьбе за справедливость поощряются любые методы насилия, включая физическое уничтожение “неверных”. Таким образом, можно констатировать, что создана новая, очень сильная идеология путем реформации традиционного ислама. Если Магомет создал ислам “здесь и сейчас” для решения конкретных, большей частью политических задач для конкретного народа и успешно добился поставленной цели, то новая идеология создана в точном соответствии с “методикой Магомета” и, похоже, имеет все шансы достичь такого же результата. Эта идеология не имеет национальной окраски и идеально подходит для военных действий. Всем, наверное, памятен подвиг Александра Матросова, закрывшего своим телом дуло пулемета. Но солдат какой западной армии сегодня способен повторить такой подвиг? А вот “воины Аллаха” с криком “Аллах акбар” бесстрашно бросаются на врага со связкой гранат, погибая сами и унося с собой еще с десяток жизней “неверных”. Представьте себе
Еще один аспект. Новая идеология такова, что всегда найдет поддержку в среде местного населения. Именно потому, что она построена в полном соответствии с географией своего применения. Бедное, в определенной степени уже исламизированное население республик Средней Азии (СА) является идеальным “материалом” для исламского социализма. Основной упор с идеологии сделан на понятии “справедливости”. Это то, чем компрадорские режимы республик СА обделили свои народы.
Еще свежа память о “развитом социализме”, который при всех своих недостатках был намного справедливее нынешних режимов. Пришельцы-миссионеры с Запада, проповедующие малопонятные общечеловеческие ценности и всеобщие права человека, так и остаются всего лишь немногочисленными пришельцами, не дающими ничего, кроме красивых, не принимаемых душой слов. А бородатые “воины Аллаха”, расстрелявшие публично местного акима-кровопийцу, минимум своих слов тут же подтверждают делами. Они и являются в глазах народа носителями Справедливости!
Выводы из сказанного следующие. Сегодня создана мощнейшая новая идеология с полным учетом целевой группы воздействия. Здесь даже учтено как полное отсутствие общенациональных объединяющих идей в республиках СА, так и практическая невозможность создания таковых. Как и всякая идеология, имеющая религиозную основу, она активно стремится к расширению своего влияния. Вопрос сегодня в том, кто является врагами исламского социализма? И кто может быть его союзником?
Исламский социализм противостоит идеологиям, которые ему в корне противоречат. В первую очередь это, конечно же, западная идеология, проповедующая либеральные ценности, приоритет прав человека. Это — главный противник, в борьбе с которым невозможны серьезные компромиссы. Здесь проходит и будет проходить в дальнейшем “линия фронта”.
Теперь интересно рассмотреть положение России и республик СА по отношению к этой линии фронта. Ельцинская Россия была, безусловно, ориентирована на Запад, но с приходом Путина обстановка может резко измениться. Борьба с олигархами и попытки восстановления “имперскости” говорят о том, что Россия становится более адекватной в восприятии окружающего ее мира. Следует также учесть, что Россия — православно-мусульманская страна (20 млн. мусульман). Это единственная страна, которая на протяжении многих лет могла обеспечить мирное сосуществование ислама и православия.
Учитывая сказанное, можно с уверенностью говорить о том, что сегодня Россия имеет все шансы если не стать союзником, то уж точно не стать противником “исламского социализма”. А что же страны СА и в частности Казахстан?
Нужно отметить полную бесперспективность создания сегодня общенациональной идеи в Казахстане, способной хоть как-то консолидировать народ и противостоять исламской идее. Более того, значительная часть казахстанцев сегодня готова принять “исламский социализм”. С другой стороны, для подавляющей части так называемого “русскоязычного населения” ислам ментально неприемлем. И еще один аспект – это идеи, которые сегодня исповедует действующая власть. Они полностью совпадают с западным либерализмом. Это осложняется еще и тем, что Запад уже фактически и в очень значительной мере присутствует в экономике Казахстана. Именно последнее дает основание утверждать, что Казахстан сегодня находится в стане противников “исламского социализма”. А это уже означает потенциальное поражение Казахстана в предстоящей борьбе с исламом.
Каков же выход? А выход теоретически состоит в том, что единственным союзником и партнером Казахстана, могущим защитить, а точнее, примирить его с “воинами Аллаха”, является Россия. Но практически Россия, во-первых, еще сама не определилась, и, во-вторых, Казахстану при нынешней власти невозможно будет “порвать с Западом”. Может показаться удачным выходом очень плотный альянс с Западом. Но тогда Казахстан имеет все шансы полностью распроститься со своим югом и сохранить только те территории, которые представляют интерес для Запада.
Из всего сказанного следуют очень неутешительные выводы. Практически от самого Казахстана сегодня мало что зависит. Он полностью во власти геополитических сил, на которые не имеет почти никакого влияния. С большой степенью вероятности дальнейшее развитие событий будет явно не в пользу Казахстана.
Так что же остается? Только ждать, уповая на счастливый случай…