“
Что же касается других публикаций газеты, то безусловный интерес вызовут размышления депутата мажилиса Исахана Алимжанова о налоговой реформе. В свете непрекращающихся дебатов вокруг проекта нового Налогового кодекса, внесенного в парламент, и требования главы государства принять его в кратчайшие сроки любопытно проследить за мыслями экс-бизнесмена, а ныне государственного мужа, хотя бы и потому, что новый законопроект далеко не прост для пользователей, стабилен или нейтрален, хотя главную цель – привлечение доходов – естественно, преследует.
“
Деловое обозрение Республика”, видимо, или исчерпало запас компромата, или делает передышку. В номере за минувшую неделю в газете практически не найти острых стрел в адрес Нурлана Балгимбаева, Григория Марченко или еще кого-то. Зато не счесть публикаций, так или иначе комментирующих обращение экс-министра Мухтара Аблязова к депутатам парламента с предложением перераспределить финансовые поступления от нефтедобычи и продажи углеводородов. Здесь и мнение самих депутатов, и главного аналитика страны Маулена Ашимбаева (к слову, категорически настроенного против предложения г-на Аблязова) и т.д. А “гвоздем номера” можно назвать статью Мухаметжана Адилова “Кто заказал амнистию?”. Хотя то, о чем пишет уважаемый автор, давно уже обсуждалось на страницах казахстанской прессы, и потому вывод, сделанный журналистом, не впечатляет: “Правы те эксперты, которые говорят о “заказном” характере амнистии капиталов и их связи с участившимися фактами выявления тайных счетов высокопоставленных казахстанских чиновников. Действительно, легализация средств им остро нужна, поскольку появилась угроза их ареста и конфискации по решениям судов. Нет лучшего способа спрятать деньги, как в собственной стране, где им все подвластно”. Об этом говорили все давно. Впрочем, заслуга журналиста состоит в том, что он просто озвучил то, что у всех на устах.Кроме того, в номере можно акцентировать внимание на статьях Тулегена Аскарова на банковские темы. Последние перекликаются с мнением депутата мажилиса Исахана Алимжанова (да, и здесь он), которые приводит корреспондент газеты Жибек Кашкеева. А еще “Республика
” довольно последовательно продолжает тему Евразийского экономического сообщества. Московский политолог Андрей Грозин комментирует создание ЕврАзЭС.“
Юридическая газета” стала более сухой, но зато больше соответствует своему предназначению: знакомит судей, нотариусов, адвокатов, прокуроров и т.д. с тем, что происходит в мире юриспруденции. Нельзя не отметить возросший профессионализм газеты, в то же время заметно отсутствие острых критических публикаций, как будто у наших юристов все прекрасно. Можно было бы в свете предстоящего обсуждения бюджета на 2001 год поговорить о том, какие мизерные деньги выделяются на содержание судов, отчего наши суды не внушают никакого уважения к себе (смешно наблюдать, как в давно не ремонтированных помещениях с обшарпанной мебелью судьи отправляют правосудие. Зато судьи — в мантиях. Видимо, в том, чтобы одеть судей в мантии, и состоит главное предназначение судебно-правовой реформы).“
Новое поколение” открывает очередной номер “разбором полетов” от Сергея Волкова и Сергея Апарина. Обсуждая жгучую тему – легализацию теневых доходов, — Сергей Апарин замечает, что легализация теневых капиталов должна сопровождаться совершенствованием налогового законодательства, чего у нас так еще и нет по-настоящему.А еще в этом номере “НП” заслуживает внимания мнение профессора кафедры архитектуры и дизайна Евроазиатского университета Аманжола Чикинаева о памятниках и дизайне новой столицы. Читаешь и поневоле проникаешься чувством стыда: как наше дремучее невежество и патологическая жадность (не наша, конечно, а тех, кто распоряжается строительством Астаны) делают нас посмешищем на весь мир, ибо памятники новой столицы не соответствуют ни историческим фактам, ни художественным канонам. Увы, остается еще раз согласиться с Алексисом де Токвилем, поразившемся: “Как много достойных людей среди тех, кем управляют, и как мало их среди тех, кто управляет”. Сказано более 150 лет назад об американской демократии, а кажется, как будто сейчас и о нас.
К слову, газета завела обычай публиковать те письма, которые приходят после ее выступлений – и это верно, ибо “обратная связь” свидетельствует, что журналистские публикации помогают не только информировать население о происходящем, но и бороться с бюрократизмом и т.д.
“
Панорама”, очевидно, спохватившись, решила вернуться к своим традициям, и потому номер на этой неделе выглядит не таким скучным. Во-первых, в нем есть интервью с вице-премьером Ержаном Утембаевым о бюджетном реформировании. Правда, оно выглядит как попытка слегка исправить легкий шок, вызванный эмоциональным выступлением вице-премьера в парламенте. Впрочем, интересны отдельные оценки одного из чиновников, слывущих компетентным специалистом.Бывший министр экономики Кадыр Байкенов практически не появляется в СМИ, и тем ценнее интервью Ярослава Разумова с ним, ибо в определенной степени разъясняет взгляды отставного члена правительства на нефтехимическое производство. Учитывая, что г-н Байкенов стоял у истоков освоения иностранными компаниями казахстанских углеводородов, изложение его взглядов на современные процессы приобретает особую значимость.
“
Время по Гринвичу” опубликовало весьма любопытные предложения относительно приватизации земли по модели “земельных сертификатов”.“
Казахстанская правда” всю минувшую неделю публиковала официальные сообщения, а из других материалов можно отметить лишь интервью Галии Шимирбаевой с известной и любимой многими телеведущей Ириной Черноловской в пятничном номере (после этого интервью у г-жи Черноловской, наверное, появятся новые поклонники – настолько она хороша и искрометна), а также спортивную страничку в субботнем номере – хоть что-то реальное, из жизни.“
Экспресс К” продолжает криминальную тему и сообщает, что на совещании в Астане Генеральный прокурор Юрий Хитрин информировал членов правительства о том, что задержаны четверо бывших должностных лиц “Госматрезерва”. Среди задержанных и бывший председатель этого комитета Смат Аязбаев, названный г-ном Хитриным “директором гастронома” (и этот ярлык, приклеенный г-ном Хитриным, ясно доказывает, что либо Генеральный прокурор не вникает в суть уголовных дел, либо привык навешивать ярлыки людям). Однако, во-первых, вину г-на Аязбаева надо доказывать и доказывать, и только суд может признать его виновным в совершении того или иного преступления. Во-вторых, Смат Аязбаев является кандидатом физико-математических наук, ушедшим в трудные перестроечные времена в бизнес и сумевшим там без помощи сверху организовать сеть продовольственных магазинов, торговлю запчастями. Знает ли г-н Хитрин, что этот кандидат наук сам стоял и торговал автомобильными деталями, чтобы прокормить семью? В-третьих, не к лицу Генеральному прокурору раздавать ярлыки людям, пусть даже и обвиняемым в чем-то – ведь не кто иной, как Генеральный прокурор должен стоять на защите прав и свобод граждан страны. А унижение человеческого достоинства, что продемонстрировал г-н Хитрин, у нас, по Конституции, влечет ответственность. В общем, лучше бы Юрий Александрович в интервью газете сказал, почему стало возможным расхищение денег в Госкомитете материальных резервов. Вряд ли один Смат Аязбаев сотоварищи мог бы совершить подобное. Об этом, кстати, пишет и Сергей Туник в своем еженедельном обзоре.А еще на минувшей неделе разразился скандал внутрикорпоративного свойства. Журналистка Гульбану Абенова написала о фильме “Бродвей. Broadway…”. Ну и что здесь такого – право каждого человека высказывать свое мнение о том, что он видит, слышит, читает и т.д. Ан нет, на журналистку набрасывается известный журналист Вадим Борейко, уличающий своего молодого коллегу в невежестве. Потрясает то, что при всем том, что у вышеназванной журналистки частенько бывают огрехи в виде передерганных фактов, искаженных фамилий и т.д., ее мнение о фильме искренне и, более того, самокритично. Гульбану не побоялась признаться на весь мир, что она не знает, кто такие Евгений Рейн, Валерий Попов, Александр Генис. И потом, с каких это пор стало считаться за грех не знать второстепенных поэтов и писателей, которых, кроме читателей “Юности” или Литгазеты, толком никто и не знает даже из поколения семидесятых, не то что нынешние двадцатилетние?! Вот если бы она не знала Пушкина или не смогла адекватно воспринять картину г-на Рериха (а весь сыр-бор разгорелся именно потому, что Гульбану осмелилась высказать свое мнение о картине якобы мэтра нашей тележурналистики, хотя что создал из телешедевров сей господин, одному Аллаху известно) – тогда другое дело. К тому же, видимо, уважаемый Вадим Борейко плохо прочитал саму заметку. Иначе бы не перепутал причинно-следственные связи. Ведь журналистка говорит не о том, что именно она не знает Довлатова, а о том, как восприняли картину Рериха “студенты, будущие журналисты и филологи”. И она права, когда недоумевает: “Непонятно в таком случае, какую цель преследовали авторы фильма. Можно предположить два варианта: либо фильм создавался для того, чтобы сохранить в истории имя Довлатова и приобщить к его литературе как можно больше людей в постсоветском пространстве (в таком случае он не подавал надежд), либо для того, чтобы получить приз на каком-нибудь международном кинофестивале. А победить на III Евразийском телефоруме-2000, где в номинации “Телепортрет”… было совсем немного конкурентов, несложно, хотя и престижно. Вот этой цели, как известно, авторы фильма достигли…”. И в самом деле, кто подсчитал, сколько денег ушло на создание этой картины, идущей ровно час (телевизионщики представляют сумму, поскольку час на телевидении – это очень и очень много). И почему Сергей Довлатов, а не Мухтар Ауэзов или Каныш Сатпаев? Кстати, последний для развития науки и искусства во всем Советском Союзе сделал столько, что и по сей день можно перечислять области, в которых Каныш Имантаевич оставил свой след. Кощунственно, но, наверное, точно будет сказано – чего не сделаешь для того, чтобы прикоснуться к славе, пусть и посмертной, большого человека. Даже фильм можно снять, увидев который сам большой человек содрогнулся бы от ужаса: “Неужели это я?”.
И правильно делает Игорь Родионов, когда обращает внимание Вадима Борейко, что речь-то идет о недостатках фильма и не более. А то получается, что, оскорбившись за Довлатова, сам Борейко обижает своего молодого коллегу. Вряд ли бы Довлатову понравилось подобного рода заступничество. Но в одном прав Вадим Борейко: нынешнее поколение журналистов катастрофически нище духом, ибо практически безграмотно во всех отношениях, а уж о знании литературы и говорить нечего. Но вряд ли только их вина в том – посмотрите, кто учит завтрашних журналистов, и сразу все станет понятно…