В Узбекистане беженцы брошены на произвол судьбы

Усилия властей Узбекистана обеспечить максимальную безопасность в республике и неприкосновенность границ Узбекистана обернулись страданиями для сотен семей.



Люди были эвакуированы узбекскими силовиками из горных кишлаков южной Сурхандарьиинской области, когда там в августе прошлого года шла военная операция против боевиков, а затем были брошены на произвол судьбы.



Общество по правам человека Узбекистане заявило что жизнь и здоровье более 2000 человек, которые были эвакуированны из горных кишлаков во время боевых действий в августе в другие районы в Сурхандарьинской области, находятся под угрозой. Эти люди до сих пор не обеспечены нормальным жильем, нуждаются в срочной гуманитарной помощи.



По данным Общества по правам человека Узбекистана во время военной операции узбекских силовиков против вооруженных боевиков Исламского движения Узбекистана в Сариасийском и Узунском районах Сурхандарьинской области, начавшихся в августе 2000 года, жители 5 горных кишлаков были срочно эвакуированы на вертолетах


в безопасные места. На территории оставленных кишлаков в течении более чем 2-х месяцев продолжались боевые действия.



После завершения военной операции, как сказал Талиб Якубов – генеральный секретарь Общества по правам человека Узбекистана/ОПЧУ/, узбекские военные приняли решение сжечь горные кишлаки, чтобы в будущем у боевиков не было возможности устроить теплое убежище рядом с кишлаками местных жителей, контактировать с ними, покупать у них продукты.



В результате, как сказал Талиб Якубов, несколько тысяч человек остались без своих домов. Общество по правам человека располагает данными, что жители одного из горных кишлаков, это 364 семьи, более 2000 человек были переселены за много километров от своих насиженных мест в поселок «Зарбдор» Шерабадского района Сурхандарьинской области.



«Это пустынное место, вокруг в радиусе 6-7 километрах нет населенных пунктов, там нет ничего кроме электричества, люди берут воду из арыков, люди мерзнут,собирают дрова и разводят костер прямо посреди комнат», — сказал Талиб Якубов.



«У людей нет постельных принадлежностей, одежды, посуды, в «Забдоре» им перестали выдавать горячую пищу, сейчас на каждого человека выдают в день по 1-ой буханке хлеба», — сказал Талиб Якубов.



Кроме того, по словам Талиба Якубова, эвакуированные жители, сказали, что власти Узбекистана обвинили их в пособничестве боевикам, и как сказал Талиб Якубов «более 100 мужчин были арестованы и перевезены в столицу Ташкент для следствия».



По данным Талиба Якубова аресты начались после переселения в поселок «Зарбдор»Шерабадского района это конец ноября — начало декабря прошлого года, причем милиция приходила за мужчинами по ночам.



Общество по правам человека Узбекистана имеет список 39 человек из числа эвакуированных жителей горных кишлаков, которые по утверждению ОПЧУ находятся под арестом, судя по фамилиям в списке, арестовывались по несколько человек из одной семьи.



По словам Талиба Якубова, местные жители горных кишлаков не отрицают, что последние несколько лет к ним в кишлаки начали приходить со стороны Таджикистана небольшие группы вооруженных людей и покупали у них продукты, за что хорошо платили.


По словам самих местных жителей, в последний раз к ним в кишлак за продуктами пришли двое боевиков, это был конец июля.



«Но продавать продукты не означает поддерживать боевиков, не означает посягательство на Конституционный строй в Узбекистане», — сказал Талиб Якубов.



Однако Генеральная прокуратура Узбекистана опровергла информацию, что власти арестовали нескольких жителей горных кишлаков за сотрудничество с боевиками.



«У меня нет информации о том, что были арестованы жители кишлаков. По событиям августа в Сурхандарьинской области было возбуждено уголовное дело, и уже суд прошел, это был суд над лидерами и членами ИДУ, и на этом судебном процессе было 12 обвиняемых, больше никаких обвиняемых по этому делу у нас нет», —


сказал представитель следственного отдела Генеральной прокуратуры Узбекистана.



Но как утверждает Общество по правам человека Узбекистане, людей арестовывали и среди арестованных есть даже смертных случай, в застенках милиции погиб от насилия один из эвакуированных жителей горных кишлаков.



По данным ОПЧУ 11 декабря 2000 года был арестован Хазраткул Кодиров, арест производил заместитель начальника Сариасийского Районного отделения внутренних делподполковник Юлдашев, как утверждает ОПЧУ Хазраткула Кодирова арестовали за ноябрьское интервью радио БИ-БИ-СИ.



Через 2 недели его тело было отправлено родственникам, по свидетельству брата Кодирова, на теле были явные следы насилия, «голова была размозжена, переломаны ноги, руки, пальцы на руках, на теле на не менее 50 местах зияли глубокие раны от уколов отверткой, от ударов были разрушены половые органы», — пишет брат Кодирова — Ахмадкул Кодиров.



Во время боевых действий в Сариасийском и Узунском районах в августе прошлого года, некоторые жители Сариасио осуждали жителей горных кишлаков за то, что в течении продолжительного времени они контактировали с боевиками и не сообщили об этом властям.



И в то же время относились с пониманием к горцам, одна женщина жительница Сариасио сказала, что горцы живущие вне современного мира, где нет ни света, ни телевидения, ни газет и многих других привычных благ цивилизации в силу своей малограмотности, простоты не смогли бы увидеть в приходящих боевиках угрозы, а вековые традиции восточного гостеприимства не позволили бы им отказать гостям в теплом приеме.



Для того чтобы спуститься с гор в районный центр нужно было одолеть 3-х дневный пеший путь, автомобильных дорог ведущих в горные кишлаки нет.



По словам Талиба Якубова до военных событий августа прошлого года жители горных кишлаков жили очень хорошо. В каждой семье имелось достаточное количество скота, лошадей и другой живности. Кишлаки окружали огромные плантации грецкого ореха, миндаля, люди собирали урожай и вывозили на лошадях, ослах для продажи вовнешний мир.



Военные события прошлого года навсегда перечеркнули прошлую жизнь этих людей. Эвакуация первоначально была воспринята многими как реальная забота властей Узбекистана о безопасности этих людей.



Но вот прошло 4 месяца после завершения военной операции, о людях забыли, они мерзнут на холоде, недоедают, за уничтожение групп боевиков они заплатили своими домами, нажитым добром, привычным для них образом жизни, а сегодня остались ни с чем, хотя военная операция проходила наверно в первую очередь для защиты народа от боевиков, но в результате боевиков уничтожили, а о людях забыли.



Тем не менее, по словам Талибова эвакуированные жители срочно нуждаются в гуманитарной помощи, «вопрос не в политике, а в том, что нужно срочно помочь людям, которые не по своей воли лишились всего и оказались в таких нечеловеческих условиях». Но как сказал Талиб Якубов большую надежду он возлагает на помощь международных организаций, чем на помощь узбекских властей.