Между жерновами…

Россия и США неизбежно втягиваются в новую “холодную войну”.


Суверенизация, как известно, началась со звонка Бориса Николаевича Джорджу Бушу-старшему, который он сделал из Беловежской пущи еще до того, как уведомил собственного президента об упразднении СССР. И все годы правления Ельцина, при его монархических замашках, проходили по вектору “вперед на Запад”.


По совокупности объективно-исторических и субъективно-властных причин все последние десять лет правящие элиты США, Европы, России и новых государств СНГ при самых разнообразных внутренних разногласиях были стратегическими партнерами, поскольку имели один вектор главных интересов – прочь от наследия военно-коммунистической супердержавы в сторону строительства разобщенных частно-национальных образований.


Теперь этот исторический период объективно исчерпан. Россия получила порцию антисоциализма, частной экономики, свободы слова и региональной суверенизации больше, чем способна сейчас переварить, физически и ментально. Естественная реакция огромной страны на такое “переедание” сродни отдельному организму: от возможности летального исхода до необходимости хотя бы отлежаться до прекращения бурления в утробе. В любом варианте определенный “откат” сейчас неизбежен, что, собственно, и происходит.


История ставит Владимира Путина в ситуацию молодого Ивана Грозного, которому предстояло собирать дальние и ближние земли под руку Москвы при мощнейшем противодействии регионального боярства. В этом смысле “сколачивание” из 89 “субъектов” семи округов во главе с прямыми наместниками президента есть современный вариант опричнины. Как все сложится на этом новом витке исторической спирали, пока сказать трудно, но одно определенно – дальнейшее сближение с Западом все ближайшие годы уже не возможно. В политике же, в отличие от физики, тела при отсутствии встречного движения не могут сохранять состояние покоя, а приобретают центробежные ускорения.


Положение Казахстана в таком новом геополитическом контексте интересно и драматично. Через долларизацию и экспортную направленность национальной экономики, как и через “вестернизацию” образования и мышления, мы уже практически состоялись как неотъемлемая часть “свободного мира”. А через основополагающие позиции русского языка, информационного пространства, культурную и общую ментальную ориентацию, равно как и через экономические связи, мы были, есть и останемся частью России.


В принципе такое “раздвоение” могло быть нам весьма полезным. Коль скоро оба “старших брата” заинтересованы в нашем сырье и геополитическом положении, есть объективная основа для грамотной и не лукавой многовекторной политики, позволяющей извлекать выгоду из двустороннего партнерства.


Жизнь, однако, устроена так, что взаимовыгодно дружить могут лишь равные партнеры. Равные не в смысле размеров или объемов, а по, так сказать, степени упругости – интеллектуальной, экономической, культурной и идеологической. Альянс же “сильный-слабый” или “умный-глупый” использует всегда лишь одна сторона, известно — какая. Другой же в конечном счете достается роль “используемой”.


Уязвимость Казахстана определяется тем, что мы являемся не просто “отстающими” в сравнении с обеими партнерами, но и как бы виноватыми, также на обе стороны.


Наша “вина” перед США состоит в том, что радикальные экономические реформы (по западным рецептам) не сопровождались симметричной политической демократизацией (на что тот же Запад закрывал глаза). В результате казахстанские власти очень плотно “сели на крючок” непризнания демократичности наших выборов и законности вкладов казахстанских чиновников в западных банках. Будет ли “рыболов” “подматывать” спиннинг, как и когда — это вопрос, но сама зацепка уже состоялась.


Что же до “вины” перед Россией, то достаточно сопоставить статданные о национальном составе населения Казахстана с соотношением “коренных” и “русскоязычных” в политическом, финансовом и промышленном истеблишменте, и – налицо тоже уже готовый “крючок”, за который в любой момент может дернуть Северный Сосед.


И здесь уже не до многовекторности. Нужно делать выбор. И если не сделаем его мы, то за нас это сделает сама История…