Атакующий официоз На неделе несколько активизировался в политическом смысле официозный “Егемен Казакстан”. В номере от 28 февраля поэт Отепберген Акыпулы в рубрике “Дат!” (в данном случае эту рубрику надо понимать как “Укорот!”.
На одной из страниц того же самого шестнадцатиполосного номера “ЕК” журналист Кази Данабай размышляет над казахской традицей самоидентифицироваться по родо-племенному признаку. По его мнению, в том, чтобы знать свой род и предков до седьмого колена, ничего плохого нет. Плохо, когда эти генеалогические знания превращаются в фетиш, в возможность общественного и профессионального самоутверждения. Подогревает негативную производную от этих знаний и тот факт, что великих казахов, которые стояли за весь казахский народ, за все его племена и роды, растащили по “родовым” квартирам. Например, даже установление памятников происходит, за редким исключением, по таким лекалам. В то время, куда как умнее было бы ставить памятники таким личностям не на родине, а совсем в другом месте… Журналист вспоминает высказывания, клеймящие разобщенность казахов на основе родо-племенных различий. Сатирик Оспанхан Абубакиров: “Казахов всего два миллиона, а родов четыре миллиона”, пропагандист ислама Хасен Оралтай: “У казаха есть два внутренних врага — это родо-племенная рознь и водка”.
В этом же номере опубликована статья государственного секретаря РК Абиша Кекилбаева под названием “Дума-рассказ о суверенитете”. В ней повествуется о становлении суверенитета РК, об исторических предпосылках и закономерностях происшедшего. Статья пересыпана именами мыслителей и философов. Основная мысль госсекретаря: десять лет независмости — это небольшой срок, даже не подростковый, теперь остается денно и нощно укреплять суверенитет. В другом номере “ЕК” (от 03.03.01) указывается на тех, кто же из политиков, образно говоря, денно и нощно не работает на укрепление суверенитета. По версии журналиста Габита Мусрепа, ими оказались на текущий момент Серик Абдрахманов, Булат Абилов, Т.Квятковская, В.Макалкин. На чем основаны такие подозрения? Дело в том, что недавно (2 марта) в парламенте заседала комиссия по вопросам миграции и демографии. Там рассматривались соответствующий закон и проблемы живущих в Узбекистане казахов. В работе комиссии приняло участие всего 12 депутатов, в числе которых были такие защитники интересов казахского народа, как Ш.Муртаза, О.Сапиев, З.Кадырова, Ш.Беркимбаева, Ж.Калиулы, А.Бакир. От верхней палаты было всего три депутата. Самое символичное заключается, по мнению журналиста, в том, что на заседании присутствовали именно те депутаты-казахи, которые вчера выступали против ограничения ретрансляций Россйиского телевидения… Это С.Абдрахманов и Б.Абилов. Но как они завтра будут принимать этот закон, если не принимают участия в его исследовании? Что касается депутатов-неказахов, то из них вообще никто не присутствовал на заседании комиссии: “Получается, что они “бойкотируют” те заседания, которые касаются чисто казахских вопросов и тем паче заседания, которые, в отличие от других, проводятся на чистом государственном языке?” – задается вопросм Г.Мусреп. “Защитник интересов “русскоязычных”, депутат В.Землянов отсутствовал, защитники “прав человека” Т.Квятковская и В.Макалкин тоже отсутствовали… Не было и русскоязычных журналистов, табунами ходивших во время дискуссий по вопросам ограничения телеретрансляций. От всего этого остается неприятный осадок
”.Вместо пика пока бюст…
“Жас Алаш” опубликовал Открытое письмо группы писателей и председателя Совета ветеранов Алматинской области с предложением установить на пересечении улиц Макатаева и Желтоксан, в парке, что расположился возле здания аэровокзала, бюст поэта Мукагали Макатаева. Инициаторы отталкиваются от статьи главного редактора газеты Нурторе Жусипа (“Жас Алаш” от 01.08.00) , в которой он предлагал назвать именем М.Макатаева один из пиков Заилийского Алатау. Отдавая должное покойному поэту (в этом году М.Макатаеву исполнилось бы 70 лет — Прим.), “Жас Алаш” сурово обходится с живым поэтом – Есенгали Раушановым, вице-президентом казахстанского “Пен-клуба”. В своем интервью еженедельнику литераторов “Казак эдебиетi” (09.02.01) Е.Раушанов, считающийся одним из лучших соврмеменных поэтов, сказал, что ныне он не пишет и, возможно, вообще бросит поэтическое ремесло. На что “Жас Алаш” ехидно замечает: “Уважаемый Есенгали, не пугай народ раньше времени, ты же еще молодой, возьми перо в руку. А представь, появится спонсор и скажет: “Даю 20 тысяч долларов, напиши мне историческую поэму про моего предка”, что тогда со своими заявлениями делать будешь? А, вот видишь, задумался ведь?”.
Чего не хватает казахскоязычной “желтой” прессе?
В “Казак эдебиетi” (02.03.01) с небольшим исследованием относительно казахскоязычной “желтой” прессы выступила Айгуль Рамазанова. Она отмечает, что количественный рост такого рода газет говорит об их рыночной востребованности. Оборотная сторона этой востребованности в том, что такие издания разрушают мораль и нравственные устои. К тому же профессиональный уровень национальной “желтой” прессы еще чрезвычайно низок. Например, в жанре светской хроники главными героями являются не местные звезды эстрады, кино и т.д., а зарубежные либо российские. Иными словами, много заемного материала, банальных перепечаток. На собственных звезд “зубы пока не выросли”.
Шымкентский “Айгак” (28.02.01) отнесн автором “КЭ” к “желтой” прессе. По всем параметрам так оно и есть, но “Айгак” примечателен тем, что он действует и на общественно-политическом поле и нередко касается весьма серьезных сторон окружающей действительности. В последнем номере некий Кайрат Буркутбаев считает, что версия о том, что Александра Шушаникова избили из-за того, что кто-то не хотел его пускать в Москву, на съезд соотечественников, не выдерживает никакой критики. Мол, тогда его били бы так, чтобы он и правда не смог улететь в Москву. Но он же улетел! Это тот случай, когда “пуговичное дело увеличивают до размеров верблюда”.