Наконец-то в Казахстане началось возрождение казахской национальной классической музыки. Первой “ласточкой” стал проект “Фонохрестоматия казахской музыки для учебников нового поколения”. Уникальность представленной фонохрестоматии состоит в том, что в собрание из пяти аудио- и одной видиокассеты вошли произведения казахской народной музыки в исполнении знаменитых мастеров музыкальной культуры. Среди которых Бибигуль Тулегенова, Кайрат Байбосынов, Билял Искаков, Берик Жусупов, Каршыга Ахледьяров, Анатолий Гайсин и другие. Авторами и исполнителями проекта выступили художник Сергей Нагорный, президент студии KMI (Kazakh Musical Industry)Адиль Сабитов и представители фонда-“Сорос” Казахстан. Особую ценность комплекту придает то, что запись и сведение 106 фонограмм было осуществлено на современной звукозаписывающей аппаратуре, и впервые такого рода музыка была переведена в цифровой формат. Что позволит в будущем осуществить выпуск этих фонограмм как на аудиокомпакт- дисках, так и в электронном виде на других носителях информации. Огромной удачей проекта были найденные в архиве Алима Байгарина записи ансамбля древних народных инструментов под управлением Булата Сарыбаева, записанные в 1973 году. “Фонохрестоматию казахской музыки” авторы планируют предложить школам в качестве дополнительного учебного пособия при преподавании таких предметов, как казахский язык, история Казахстана, казахская литература, ИЗО. Примечательно, что государство никакого интереса к выходу проекта не проявляло, финансирование было осуществлено за счет ФСК, сумма которого составила $12 000. По словам консультанта Алтыншаш Оразхметовой учителя школы №135, когда ставили в классах народную казахскую музыку дети во время прослушивания приходили в удивление и восторг. Тот факт, что возрождают казахскую музыку, начиная со школ, испытывая ее звучание на детях, весьма похвален. Воспитание в детях любви и уважения к традиционной народной музыке, историческому прошлому, приведет к тому, что из таких детей вырастут духовно богатые люди, ценящие культуру своего и других народов. Всего было выпущено 200 комплектов, в Алматы останется лишь десять, конечно, это лишь “капля в море”. Пройдет немало времени, прежде чем подобными комплектами будут оснащены все учебные заведения. В будущем организаторы проекта планируют выпустить собранные произведения казахской народной музыки для широкой аудитории. Что требует внушительных вложений, материальных и финансовых затрат. Но авторы с оптимизмом и энтузиазмом относятся к этому. Хочется подчеркнуть, что в цивилизованных государствах с вниманием и трепетом относятся к культуре народа, духовному наследию, всячески поддерживая различные начинания. У нас же все как раз наоборот. Музыкальный рынок заполонили низкопробные попсовые записи. Бездушные голоса с магнитных лент диктуют нам как жить, любить, проводить время. К народной музыке у людей либо равнодушие, либо негативное отношение. Великие творения Курмангазы, Дины Нурпеисовой, Суюнбая и многих других для большинства остаются неизвестными. О том, чтобы хоть как-то популяризировать народную музыку и оставить ее потомкам в первозданном виде, стоит задуматься уже сейчас.
В фондах казахского радио хранятся уникальные редкие фонограммы, записанные еще в 30-е и 40-е годы. Но за время хранения пленки с записями приходят в негодность. И если их вскоре не перевести на цифровой формат, то мы их безвозвратно утратим. Большинство приезжающих в Казахстан иностранных граждан прежде знакомится с народной музыкой, фольклором. И многие просто приходят в восторг по поводу богатого культурного наследия. Видимо, национальное музыкальное, изобразительное творчество интересует скорее “заморских” туристов, нежели местных обывателей.
Хочется надеяться, что и дальше в Казахстане будет подниматься и популяризироваться народная классическая музыка, но уже при помощи и поддержке государства. А пока стоит выразить балгодарность недавно открытому Аналитическому центру культурной политики, при содействии которого и презентовалась “Фонохрестоматия”.