Апрельские тезисы

Выдающемуся противостоянию между популярнейшим на просторах СНГ телеканалом НТВ и государством Российским, похоже, наступает конец. Психологический эффект от имевших место на прошлой неделе митингов и собраний населения Москвы, Питера и ряда других “демократически продвинутых” городов России решительно уничтожен уходом из пикирующей телекомпании двух ее самых ярких символов – Леонида Парфенова и Татьяны Митковой. Альфред ли Рейнгольдович Кох, Александр ли Стальевич Волошин, наконец, сам ли Владимир Владимирович Путин потрудился на “танкоопасном направлении” — это не столь важно. Главное, что власть российская известными специфическими приемами внесла решающий перелом в драматическую схватку частного капитала с носителями высшей власти, обладающей практически неограниченными административными, финансовыми и пропагандистскими ресурсами.


Пражского финала, стало быть, не предвидится.


Понятно, что и Парфенов, и Миткова найдут чем объяснить свой уход с поля последнего сражения. Способным людям с живым воображением и хорошим русским языком это сделать совсем нетрудно. Тем же патетичным тоном, которым два года на канале привычно вещали о святости свободы слова, они теперь известят аудиторию о своем несогласии с “силовой политикой” ныне смещенного руководства НТВ и насаждаемым им “информационным экстремизмом” в эфире. Их пример станет заразительным в буквальном смысле. Инфекция дезертирства охватит и других телемятежников. Уже поступили сообщения об уходе с канала Алексея Пивоварова, авторской группы программы “Криминальная Россия”…


Когда рассеется орудийный дым над полями отгремевшей информационной войны и мародеры приступят к своему вековечному занятию, многим станет ясно, что все это время высокий обличительный пафос противоборствующих сторон густым туманом покрывал тривиальный случай передела собственности. Во имя Его Величества Капитала были истрачены и девальвированы миллиарды слов о справедливости, неприкосновенности свободы выбора, абсолютном праве граждан на правдивую информацию. И в этой драматической борьбе прославленный олигарх Гусинский проиграл. Нанятые им за баснословные для журналистского сообщества деньги лучшие российские профессионалы не смогли долго противостоять превосходящим силам противника.


Отдельные форты и укрепленные точки осажденной крепости НТВ еще продолжают ожесточенное сопротивление, но исход зимне-весенней военной кампании полковника Путина уже определен. В штабах победителей спорят лишь о формах управления покоренной территорией. Установить на ней оккупационный режим или предоставить статус протектората? Ввести прямое правление из Кремля или назначить коллаборационистскую администрацию?


Падение НТВ еще раз высветило истинность давней и расхожей человеческой мудрости: измена себе чревата моральной гибелью. Не устававший именовать себя независимым телеканал в первый раз предал свои принципы и своих зрителей в пору предвыборной гонки 96-го года. В споре между Ельциным и Зюгановым наемники Гусинского, отставив на время принципы и убеждения, воевали на стороне ЕБН в одном стане с киллерами и ландскнехтами Березовского, Потанина и других членов “семибанкирщины”.


И глубоко символичным сегодня выглядит то обстоятельство, что смертельные раны НТВ нанесены выдвиженцами того самого режима, на поддержку которого столько сил и способностей потратили господа Гусинский, Киселев и К°
. Что лишний раз подтверждает справедливость древнего наблюдения: предательство всегда наказуемо.


Именно тогда огромное число россиян вкусило горькую истину — привлекательные девизы и лозунги “энтэвэшников” о приверженности свободе слова прячут заурядные расчет и корысть. Но парадоксальным образом их горечь от сознания того, что недавние любимцы продажны в буквальном смысле этого слова, не особенно влияла на рейтинги НТВ и объемы “продаваемости” ее продукции. Трещины на своем моральном фасаде телекомпания превосходно гримировала отменного качества программами и передачами.


И все же именно это неверие миллионов телезрителей в благородство дум и стремлений команды Гусинского, Малашенко и Киселева стало причиной падения колосса по имени НТВ. Миллионы так и не вышли на Пушкинскую, Адмиралтейскую и иные площади в русских городах и весях, как это сотворили чехи в Праге возле памятника святого Вацлава. В этом главный урок последней драмы…


А все-таки жаль, что прежнего НТВ уже не будет.