Политизация ислама – реалии современности

УГРОЗА ЭКСТРЕМИЗМА В РЕГИОНЕ ВОЗРАСТАЕТ, потому что для этого есть причины



За последние годы ислам превратился в странах Центральной Азии и северокавказском регионе России в серьезный фактор, формирующий социально-политическую напряженность.


Для политизации ислама на постсоветском пространстве помимо соседства с такой страной, как Афганистан, имелся ряд объективных причин, которые связаны с проблемами транзитных обществ, и в общем плане могут быть представлены следующим образом.


Первое. После крушения коммунистической идеологии образовался идеологический вакуум, особенно ощутимый в странах и регионах, где преимущественно проживает население, придерживающееся мусульманских традиций. Этот вакуум практически сразу стал заполняться идеологией ислама. Мусульманские общины получили сильный стимул к развитию и самоутверждению в качестве значимых общественных сил.


Второе. Произошел резкий рост национального самосознания у народов, обретших собственную государственность. В условиях преимущественной моноэтничности в ряде стран исламский фактор стал одним из решающих признаков идентичности. Поэтому власти в этих странах всячески поддерживали процесс возрождения исламских традиций. При этом, видимо, не были в достаточной степени учтены негативные моменты этого процесса.


Третье. В таком регионе России, как Чечня, процесс суверенизации автономии принял форму борьбы за самостоятельность. Исторически эта борьба велась под флагом создания независимого исламского государства. Поэтому вполне естественно, что в противостоянии с федеральным центром чеченские боевики взяли на вооружение лозунги ислама.


Четвертое. Немаловажную роль в политизации ислама в Центральной Азии сыграл наркобизнес. Учитывая, что по северному маршруту сегодня из Афганистана транспортируется наркотиков на несколько миллиардов долларов ежегодно, можно понять, кто заинтересован в дестабилизации ситуации в наших странах.


Пятое. Экономический транзит, а также трудности социально-экономического плана, остро переживаемые, в том числе, центрально-азиатскими странами, способствовали росту протестных движений, которые использовали отдельные лозунги “исламского социализма”.


Экономическая либерализация сопровождалась ухудшением социально-экономического положения некоторой части населения, резкой социальной поляризацией, ростом разрывов в уровне жизни отдельных страт. В этих условиях обращение к традиционным канонам ислама явилось подсознательной реакцией некоторой части населения модернизационному процессу.


Шестое. Установление в большинстве постсоветских обществ правил и порядков капитализма периода “первоначального накопления капитала” привело к тому, что в них перестали реализовываться нормы правового государства.


В качестве ответа на это мусульманское население ряда северокавказских и центрально-азиатских республик апеллировало к нормам ислама. В результате, в массовом сознании мусульманского населения начала стихийно складываться позитивная расположенность к исламу, который стал выступать в роли альтернативного права.


Седьмое. Одна из основных причин политизации ислама в северокавказском регионе России и ряде стран Центральной Азии обусловлена мультиэтнической структурой населения в этих странах. После исчезновения идеологии коммунистического интернационализма и соответствующей национальной политики, которые хоть как-то согласовывали интересы отдельных этносов в бывшем СССР, полиэтничные мусульманские общества оказались без этого важного общественного регулятора.


В такой ситуации исламская идеология, не разделяющая людей по этнической принадлежности, выступила объединительной и консолидирующей силой в мусульманских республиках Северного Кавказа и ряда стран Центральной Азии. Таким образом, ислам начал выступать инструментом регулирования отношений между этносами.


Восьмое. Немаловажным фактором политизации ислама является уровень эффективности существующих политических систем, а также издержки политического транзита. Период реформирования политической системы стран СНГ, в том числе центрально-азиатских, насчитывает около десяти лет.


В начале 90-х годов переход к демократии наших стран начался в сложных условиях:


— страны переживали системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения;


— не были сформированы основы рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для демократизации;


— в результате распада СССР почти повсеместно в постсоветских странах усилилась политизация этничности и обострились межнациональные отношения;


— в стране отсутствовало политическое многообразие, не было многопартийности, независимых СМИ, неправительственных организаций;


— не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов.


В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы.


В комбинации с рядом других факторов это стало одной из причин роста недовольства в определенных кругах. В данной связи появились идеи создания “исламского государства-халифата” как альтернативы действующим политическим системам.


Девятое. Недооценка некоторыми странами СНГ опасности политизации ислама, непринятие своевременных мер по противодействию распространению религиозного экстремизма способствовали усугублению ситуации.


Возможные сценарии развития ситуации


Анализ процессов, связанных с политизацией ислама на постсоветском пространстве, позволяет выделить четыре основные сценария развития ситуации:


— кланово-региональный;


— сепаратистский;


— властно-оппозиционный;


— сценарий “вовлечения” во внешний конфликт.


Кланово-региональный сценарий политизации ислама. По данному сценарию процесс политизации ислама разворачивался, главным образом в Таджикистане и в некоторой степени в российском Дагестане.


Основной социальной базой политизированного ислама в Таджикистане стали некоторые региональные элиты, которые после обретения республикой независимости не были достаточно интегрированы во власть. В силу этого представители противостоящих групп активно искали поддержки у исламского духовенства, которое являлось серьезной политической силой в стране. Таким образом, исламская пропаганда была использована для продвижения базовых интересов некоторых региональных групп.


Кроме того, у исламистов нашлись подходящие авторитетные лидеры, которые смогли обеспечить превращение ислама в серьезную политическую силу.


В результате в таджикском обществе возникли острые противоречия, которые привели к внутриэтническим столкновениям,


разрешение которых оказалось возможным только ценой многолетней гражданской войны и трудного переговорного процесса при посредничестве внешних сил.


Сепаратистский сценарий политизации ислама. В наиболее полном виде данный сценарий был осуществлен в Чечне. Следует отметить, что первоначально в Чечне лозунги ислама использовались в борьбе группировок. Однако эта борьба, в ходе которой шел процесс перераспределения сфер влияния, постепенно стала перерастать в идеологическое и геополитическое противостояние между промосковскими силами, с одной стороны, и национал-радикальными силами — с другой.


В конце концов, эта борьба переросла в открытое противостояние между Москвой и Грозным.


Ограниченность экономических ресурсов Чечни подтолкнуло ее руководство, которое остро нуждалось в поддержке со стороны внешних сил, к активному использованию исламской риторики. Провозглашение “независимости” и борьба за создание зоны “исламского социализма” обеспечило чеченским боевикам финансовую и военную помощь от ряда радикальных международных исламских группировок.


Под давлением наиболее радикальной части чеченского духовенства и экстремистски настроенных полевых командиров в феврале 1999 г. в Чечне было объявлено о введении полного “шариатского” правления.


Это означало окончательный разрыв Чечни с Россией и было прямым нарушением Хасавьюртовских соглашений 1996 г. К середине 1999 г. мирное решение обострившихся в Чечне и вокруг нее проблем оказалось достаточно сложным.


Властно-оппозиционный сценарий политизации ислама. При данном сценарии ислам выступает как одна из форм антирежимных настроений.


Сценарий “вовлечения” в политизацию ислама. Данный сценарий политизации ислама в основном присущ тем странам постсоветского пространства, в которых отсутствуют достаточно веские внутренние предпосылки этому процессу. Однако в силу непосредственной близости к той или иной “горячей точке” существует реальная опасность использования их территории для своих целей боевиками.


Сценарий “вовлечения” фактически был осуществлен в соседнем Кыргызстане. События в Баткентском районе Кыргызстана летом 1999 г. и события 2000г. подтвердили закономерность принципа “домино”, когда один точечный эпицентр нестабильности в Центральной Азии постепенно начинает экстраполироваться на близлежащие регионы.


В развертывании указанных сценариев политизации ислама на постсоветском пространстве прослеживается логическая последовательность. Причем тот или иной сценарий реализовывается в определенной стране в большей мере не по критерию его “насаждаемости”, а по принципу его “приживаемости” к конкретным общественно-политическим условиям.


Политизация ислама в странах Центральной Азии по принципу “домино” свидетельствует о том, что Казахстан также может оказаться втянутым в процесс политизации ислама, естественно с учетом существующих объективных ограничителей для этого процесса в нашей стране.


На возможность политизации ислама в Казахстане могут повлиять, по крайней мере, две группы факторов. Одна из них связана с возможным обострением ситуации внутри самой мусульманской общины Казахстана. Другая обусловлена геополитическим влиянием извне, развитием ситуации в регионе Центральной Азии и на Северном Кавказе.


Учитывая все эти обстоятельства, работа с религиозными конфессиями и разъяснительная работа среди верующих становятся одной из главных задач во внутренней политике государства в среднесрочной перспективе.