…….
14-15 апреля в городе Туркменбаши должны были встретиться главы государств «каспийской пятерки» (России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана). От исхода саммита во многом зависело бы развитие событий во всем Транскаспии. Проведение его, увы, отложено из-за существенных разногласий сторон в подходах к проблемам «моря-озера». России надо будет приложить немалые усилия с тем, чтобы в сложной борьбе с европейскими и заокеанскими оппонентами защитить свои политические и экономические интересы в регионе.
Известно, что геоэкономика идет нога в ногу с геополитикой. Так, видимо, в еще более обостренной степени, чем ранее, будут складываться дела в Транскаспийском регионе, включающем в себя центральноазиатские просторы, собственно Прикаспий и Черноморский бассейн. Его богатство -обилие углеводородного сырья, а также трассы существующих и планируемых коммуникаций по транспортировке нефти и
газа.Западные СМИ утверждают, что в Транскаспии уже начинается новая «Игра наций» -с участием нищих пока, но потенциально богатых стран, и пришедших извне со своими огромными капиталами государств. Всех их, Россию включительно, объединяет стремление получить огромные прибыли, которые сулит эксплуатация углеводородных резервов региона. Транскаспийские государства нуждаются в надежных путях транспортировки нефти и газа потребителю на Востоке и Западе, а транснациональные нефтедобывающие компании готовы, естественно, при условии получения высоких доходов, такую возможность им предоставить.
Одним из главных игроков на транскаспийском поле будут, несомненно, США, для которых важно, что эти запасы углеводородов лежат вне влияния стран-членов ОПЕК. Другими словами, в Вашингтоне видят в Транскаспии штрейкбрехера, который может помочь подорвать монополию консорциума на формирование нефтяной ценовой политики. «К несчастью для Запада, — пишет Джон Дейли из Института Ближнего Востока в Вашингтоне, — эти нефтяные резервы лежат в сфере влияния России, и правительство президента Путина агрессивно действует, чтобы усилить влияние на бывшие колонии. Захочет того администрация Джорджа Буша или нет, но она окажется вовлеченной в геостратегическую борьбу, последствия которой растянутся на годы».
Захочет. Белый дом уже заявил, что ужесточит политику Билла Клинтона, откровенно направленную на вытеснение России из региона всеми возможными методами, включая подковерные.
Очевидно, что наиболее остро транскаспийская «Игра наций» развернется в строительстве нефте- и газопроводов. Администрация Буша уже объявила, что обеспечит полную поддержку нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и так называемому Транскаспийскому трубопроводу (ТКТП) по доставке газа из Центральной Азии в Азербайджан и далее по дну моря. Это, несомненно, удар по интересам России.
На что может полагаться Москва? Ветка Баку-Новороссийск с грехом пополам функционирует, первая очередь проекта Каспийского трубопроводного консорциума вступит в строй 30 июня и будет транспортировать нефть (28 млн. тонн в год) с богатейшего Тенгизского месторождения (Казахстан) в тот же Новороссийск. Все это — огромные плюсы не только для нас, но и для Астаны. В не очень отдаленном будущем начнется освоение гигантского месторождения Кашаган на Каспии
, которым займется консорциум «Офшор Казахстан Интернэшнл Оперейтинг Компани» (ОКИОК), готовый вложить в него 20 млрд. долларов. Как заявил недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в 2015 году страна будет добывать 8 млн. баррелей нефти в день, то есть столько же, сколько Саудовская Аравия. Эту нефть куда-то надо девать, и Запад готов Астане в этом помочь.Политика Москвы в отношении Казахстанского партнера может быть только одна -сделать Астану основным союзником. При этом она должна ясно осознавать, что выбор, который сделает Казахстан относительно путей транспортировки своей нефти за рубеж, сыграет ключевую роль в обеспечении экономической рациональности этого маршрута. Россия постоянно увеличивала квоту пропуска Казахстанской нефти по своим трубопроводам для продажи за рубеж. Сейчас достигнуто взаимопонимание о необходимости долгосрочного соглашения (на 10-15 лет) по транспортировке нефти из Казахстана по территории России.
Пока же перед Астаной в выборе транспортировки нефти лежат все те же «три карты»: ветка Баку-Тбилиси-Джейхан, которая резко повысила бы конкурентоспособность трубопровода, сеть нефтепроводов через территорию России и, наконец, «южное направление» — через Иран к Персидскому заливу.
Последний вариант рассматривается как наиболее дешевый с точки зрения осуществления. Но тут должна учитываться маниакальная антииранская позиция Вашингтона, который при Буше пойдет на все, чтобы сорвать этот проект. В конце концов возможно использовать комбинацию путей транспортировки. Однако эксперты полагают, что приоритетным маршрутом пока выглядит российский. И он реален.
Интересно, что долголетняя обструкция со стороны России в отношении схемы Баку-Джейхан сейчас, и не без влияния прагматических соображений с учетом позиции Астаны, ощутимо меняется. 1 марта представители Азербайджана, Грузии, Турции, Казахстана и США подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам строительства этого нефтепровода. Президент Назарбаев обещал транспортировать по нему в 2004-2005 годах 10 млн. тонн нефти в год с Кашагана. И представитель президента РФ по Каспию Виктор Калюжный признал это решение проявлением «экономической целесообразности», подчеркнув, что Россия не выступает против строительства каких-либо нефтепроводов, если они экономически выгодны, так как «монополия ни к чему хорошему не приводит».