Последний бросок на Восток

Еще один из давешних наших прогнозов сбылся – Талдыкорган опять стал областным центром. Судя по тому, что решению предшествовали визиты туда сначала премьера, а затем и президента, данное событие — весьма не рядовое. Почему же, собственно, перемещение нескольких десятков чиновников из южной столицы на двести с небольшим километров восточнее так важно для всех?


На первый взгляд это существенно только для самого Талдыкоргана. Второе, так сказать, рождение. Но почему он захирел, когда его разжаловали в райцентры, и почему теперь, всего лишь от изменения административного статуса, он должен возродиться?


Возьмем, к примеру, Америку, по чьим рецептам мы строим рынок. Там ведь уровень жизни в малых городах не ниже, а порой и выше, чем в больших. И на него не влияет, где именно расположены Капитолий и резиденция губернатора штата.


За океаном в любом населенном пункте, от мегаполиса и до крохотного городка, есть местная власть, избираемая жителями, со своим муниципальным имуществом и самостоятельным бюджетом. Причем эта власть не отвечает за местную экономику, с нее никто не требует поддержки малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест, импортозамещения и всего того прочего, за что у нас отвечают акимы. Похоже, именно потому у “них” получается то, что не ладится у наших акимов. Там акимов нет!


У нас рыночная экономика базируется на сохраненной от партвремен административной системе, и весь ресурс – властный и финансовый — распределяется сверху вниз по иерархии : чем выше ранг, тем больше достается. Поэтому разница между районным и областным статусом такая же, как между майором и генерал-майором.


Безусловно, возвращение Талдыкоргану областного ранга — это оптимальное решение. В том смысле, что ему – крупный плюс, а Алматы – такой маленький минус, что она его и не почувствует. Казалось бы, можно так же оптимизировать и другие умирающие города — понаделать побольше областей и районов, вот все и оживится.


Ан нет! К сожалению, проведенная в середине 90-х оптимизация административно-территориального деления действительно была таковой. Ведь как росло число областей в Казахстане в прежние годы? Застраивались территории, появлялись новые города, поселки, предприятия, на каждом – партком, соответственно требовались новые райкомы и обкомы. Так, уже на нашей памяти, родились Тургайская и Мангышлакская области. Обратным ходом, когда предприятия стали останавливаться, земли пустеть, а люди – уезжать, тогда какие-то областные-районные центры действительно оказались “лишними”.


Сейчас страна встала вот перед какой проблемой. Экономические реформы уже завершены, цены отпущены, земля и собственность поделены, легальных переделов не предвидится. А политические реформы, без которых эффективная рыночная экономика невозможна, проведены лишь декоративно-верхушечно. Полуфиктивный парламент в Астане – вот и все. На местах же, откуда только и может расти реальная демократия — как основа среднего класса и широкого предпринимательства — там не только нет никаких заделов, а, наоборот, все уже почти намертво схвачено “акимовщиной”. Реформирование которой, между прочим, в современную систему власти и управления требует воли, времени, денег, нервов и мозгов намного больше, чем их потрачено на “прихватизацию”.


Вот так: второй прыжок через пропасть Казахстану придется делать из положения, в котором нет уже ни опоры, ни запаса энергии, а главное — веры и надежды. Это настолько серьезно, что пора бы уже и понять…


Кстати, об акимах. Догадайтесь, почему правильное решение о переносе центра области в Талдыкорган принято только сейчас, если оно было бы таким же правильным и тогда, когда Алма-атинскую и Талды-Курганскую области “оптимизировали”?


Дело в том, что система назначенчества зависима не только от того, кто назначает, но и от того, кого назначают. А должность акима сдвоенной области была вручена Заманбеку Нуркадилову, которому и в столице-то тогда было тесно!


Конечно, экс-мэр Алматы от природы наделен энергией и колоритом на десятерых да впридачу такая партийно-хозяйственная школа за спиной! Но знатоки местных раскладов хорошо понимали, что Заманбек еще и правильно родился, а потому – имеет право! Он позволял себе нападать на тогдашнего премьера еще до того, как тот отбыл в оппозицию, сам, лишившись должности, задружил с “Азаматом”, стал писателем-разоблачителем коррупции, попав в мажилис, сцепился сразу же с самим Маратом Оспановым – за всем этим был не просто мощный темперамент, но и точное политическое самопозиционирование.


Наконец, его прославленные инициативы после второго пришествия в акимы: обещание за пять лет сделать область бездотационной, открытие “карасайской золотоносной провинции”, строительство международного аэропорта за Капчагаем, акционирование озера Балхаш, преобразование 14 областей в пять аймаков (последнее, кстати, вполне разумно!) – за всем этим кроются не только тот же темперамент и своеобразие экономического мышления, но и масштаб его фигуры. Поверхностные критики, конечно, посмеивались, а знающие люди говорили: – правильно действует Заке!


Но – все течет, все изменяется. Вот и Заманбек Калабаевич уезжает в Талдыкорган. Теперь он будет просто одним из акимов. Далеко не самой престижной области. А жаль, нам его будет не хватать!