«Байконур», как слышно?.

…….


Незадолго до Дня космонавтики Россия и Казахстан решили одну давно беспокоившую обе стороны проблему — организацию связи с космодромом Байконур, используемым Россией. Казалось бы, в чем здесь могла быть загвоздка? Неужели Байконур, являющийся гордостью России, уникальным пусковым комплексом, испытывал или испытывает трудности со связью?


ОКАЗЫВАЕТСЯ, до определенного времени так и было. Удаленный за тысячи километров от России Байконур — уникальный ракетно-космический комплекс — после распада СССР не потерял своего значения для нашей страны и других государств Содружества. По-прежнему он остается, можно сказать, одной из основных артерий, соединяющей с космическим пространством. Российская сторона арендует у Казахстана этот комплекс, что оформлено соответствующим межправительственным Соглашением от 10 декабря 1994 года.


Очевидно, что надежная и одновременно доступная по цене связь с Байконуром — одно из условий его нормальной работы. Байконур обслуживают многие тысячи человек, для которых связь — это не только личная возможность выхода во «внешний мир», но и производственная необходимость — можно представить себе, какой объем информации проходит по байконуровским сетям для обеспечения надежной работы этого уникального комплекса.


Проблема была как раз в том, что тарифы на услуги связи между Байконуром и всеми остальными населенными пунктами Казахстана до последнего времени были международными. Телефонный трафик, идущий с Байконура даже в соседние области республики, тарифицировался как международная связь. Из-за этого страдали все, кто работал и работает на Байконуре. Например, части байконурской поисково-спасательной службы приравнивались к преуспевающим бизнесменам, за услуги связи спасатели были вынуждены платить втридорога.


Минсвязи России еще летом прошлого года начало консультации с Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана с тем, чтобы сделать тарифы на «внешнюю» телефонную связь для Байконура реальными. Основывались обе стороны на двух основополагающих документах — российско-Казахстанском Договоре об аренде Россией комплекса «Байконур» (1994 г.) и Соглашении «О порядке использования и об условиях аренды объектов поисково-спасательной службы» (от 20 ноября 1996 года). К консультациям подключились представители российского национального оператора дальней связи ОАО «Ростелеком», а также спецпредставитель президента Казахстана на космодроме Байконур и ОАО «Казахтелеком».


К концу марта проблему удалось, что называется, развязать. Согласно решению полномочных представителей администраций связи России и Казахстана от 21 марта стоимость телефонно-телеграфной связи с Байконуром и самого Байконура с внешним миром отныне регулируется «по правилам, установленным для сетей связи общего пользования Республики Казахстан и Российской Федерации соответственно». Причем расценки на услуги международные ТТУ для города Байконур предписано устанавливать российскому оператору дальней связи — ОАО «Ростелеком». Этот трафик теперь отнесен к междугороднему.


Платить же за использование международных сетей связи общего пользования России, идущих через Казахстан, будет «Ростелеком» по Соглашению с «Казахтелекомом». Что касается тех каналов связи, что включены в арендуемый Россией комплекс «Байконур», они оплачиваются арендаторами по отдельным договорам.


Изменились и тарифы на услуги связи для поисково-спасательной службы Байконурского космодрома: эти расценки впредь будут льготными, точнее такими, как и для вооруженных сил Казахстана.


Для облегчения междугородней телефонно-телеграфной связи Байконуру выделяется из перечня резервных кодов сетей России и Казахстана спец-код — 600. До июля 2001 года должны быть подписаны документы, регламентирующие взаиморасчеты города Байконур с «Ростелекомом» и «Казахтелекомом» за междугородние и международные услуги связи. А телефонно-телеграфные расценки по направлению Байконур — Россия с июля текущего года будут определяться тарифами, утвержденными Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.


Наиболее важно то, что решение упомянутых вопросов ускорит развитие современных видов телекоммуникаций на Байконуре. В частности, можно надеяться, что вскоре Байконур получит доступ к волоконно-оптической линии связи.