«Отток русских — это наша боль»

…….


Госсекретарь Кыргызской Республики Осмонокун ИБРАИМОВ отвечает на вопросы «Века»


— Осмонокун Ибраимович, о должности государственного секретаря, которую вы занимаете, в России знают очень мало. Каковы ваши функции?


— У нас этому посту отведена значимая и широкая роль. Я занимаюсь вопросами внешней политики, но в большей степени в стратегическом плане. В круг моих обязанностей входит также то, что в старое время назвали бы идеологией, — деятельность властей на поле демократических свобод: свободы слова, прав человека, выбора путей внутреннего развития. В то же время я выполняю какие-то поручения президента по той или иной возникающей проблеме, представляю его в зарубежных организациях, да и здесь в стране, когда и где это нужно.


— Сегодня много говорят о возможном вооруженном вторжении на территорию вашей страны исламских боевиков. Каково истинное положение? Это особенно важно в свете предстоящих встреч на высшем уровне в Ереване, Минске и Шанхае.


— Обычным в нынешней журналистике стало стремление к поиску «жареной» фактуры. Информация становится товаром, а шокирующий «товар» расходится, увы, более бойко. С этим связано и нагнетание обстановки. Из материалов прессы создается впечатление, что несметные полчища моджахедов вот-вот вырвутся на простор Центральной Азии. Все сметут на своем пути и двинутся далее на Россию.


Не хочу сказать, что проблемы не существует. Террористы не есть нечто умозрительное, они хорошо обучены, подготовлены и вооружены, получая за каждый «трудодень» высокую оплату в долларах, имеют постоянную подпитку извне, в том числе из мусульманских стран. Все это так, но цивилизованные государства ужесточают отпор религиозному экстремизму, хотя есть и такие, кто предоставляет ему своего рода «крышу».


Теперь о прогнозах. Вылазки, конечно, могут быть. Определенные силы в мире, в том числе некоторые ближние и не очень ближние соседи, в этом заинтересованы. Думается, однако, что ничего, влекущего серьезные последствия, не произойдет. Наш народ, наша армия готовы эти вылазки отразить. Мы — мирные люди, но события последних двух лет научили нас тому, что на силу надо отвечать силой. Это знают боевики и знают те, кому это нужно знать. В этом, если хотите, новизна ситуации по сравнению с двумя минувшими годами.


Есть и иной аспект. Если говорить о сотрудничестве в рамках борьбы с терроризмом по линии «Шанхайского форума», то оно нас вполне удовлетворяет. Эта организация работает по-настоящему, чего не скажешь, к сожалению, о соответствующих структурах СНГ. Но мы успешно работаем в этом направлении с нашими ближними соседями — Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном. И, конечно же, с Россией, которая в последнее время оказывает нам существенную и деятельную помощь, являясь нашей главной союзницей. На самых высоких уровнях российского руководства мы получаем заверения в готовности оказать Кыргызстану необходимую помощь, если того потребует развитие обстановки.


За последнее время появились опасения, что среди нашего населения, особенно на юге республики, будет активизироваться пропаганда религиозного экстремизма, носителями которого являются партия «Хизб-ут-тахрир» и движения ваххабитского толка. Такие факты действительно имеют место. Но стало очевидным и другое религиозный фанатизм там глубоких корней не имеет. Скорее всего это поветрие, привнесенное извне, и борьба с ним будет вестись по разным направлениям, в том числе через республиканский муфтият, который занимает в данном вопросе четкую позицию — реальная свобода совести достигается на путях диалога. Наш президент Аскар Акаев считает, что свобода вероисповедания действует лучше, чем разного рода запреты.


— В Кыргызстане растет миграция русскоязычного населения. Каковы ваши соображения по этой проблеме?


— Отток русских — это наша боль, ведь они же часть нашей страны, более того, часть кыргызстанского народа, и их отъезд — национальная потеря. Мы сняли все вопросы идеологического аспекта в проблеме взаимоотношений между национальностями. Мы к русским очень сильно тянемся, я сам по образованию филолог-русист. Русский язык для нас является вторым родным. Я подчеркиваю — родным. Один умный человек сказал: «Двуязычных в мире мало, а вот двуличных много». У нас вот этой двуличности нет.


У вас кое-кто напрямую призывает русских уезжать из нашей страны. Мне непонятно, что стоит за этим. Если россияне хотят, чтобы русские, живущие в странах СНГ, стали частью народов этих стран, носителями русской культуры за пределами России, то так поступать нельзя. Перефразируя известные слова Ломоносова, я бы сказал, что могущество России будет прирастать за счет русских, живущих на территории постсоветского пространства, как носителей великой русской культуры. И именно они будут самой твердой опорой и защитой России в ближнем зарубежье. Приглашая к эмиграции из таких стран, вы, может быть, бессознательно сужаете национальные интересы России. Мы с тревогой наблюдаем за активизацией оттока. Но сделаем все, чтобы его остановить, и я лично этим занимаюсь.


— США в последнее время усилили критику в адрес руководства Кыргызстана за его «недемократичность». Что, по вашему мнению, стоит за этим?


— Думаю, что нас критикуют за некоторые факты, но не явления, не тенденции. Там же прекрасно отдают себе отчет в истинном положении вещей в нашей стране с точки зрения осуществления в ней демократических преобразований, проведения экономических реформ. Кыргызстан в этом отношении, что признается многими, самое продвинутое государство в регионе. В принципе же связи Бишкека с Вашингтоном я бы охарактеризовал как очень хорошие. Кстати, и в России утверждается мода критиковать других. Владимир Жириновский, например, несколько раз негативно высказывался в адрес Кыргызстана. Мы, конечно, восприняли это с определенным чувством юмора, учитывая специфику личности лидера ЛДПР. В другом случае мы получили письмо, якобы подписанное рядом ваших депутатов, с рекомендациями, что надо делать, а что не надо. Нам, конечно, льстит, что члены Госдумы выкраивают время, чтобы обратить внимание на проблемы нашей страны. Но вот эту манеру вмешиваться в дела других, критиковать их, не зная сути дела, надо оставить. С нашей стороны такого никогда не было. Мы благодарны президенту Владимиру Путину за то, что был подписан договор о вечной дружбе между КР и РФ, и это предмет нашей особой гордости. Россия для нас — особое понятие, и мы хотели бы, чтобы это знали россияне.