Минувшая неделя унесла с собой и шок отдельных граждан страны от известия о том, что с 14 июня начинается амнистия денег. Несмотря на то, что до сих пор многие так и не поняли, кого же амнистировать, если официальные лица твердят о том, что не допустят в страну притока денег, полученных в результате незаконных операций и т
Большинство казахстанцев по-прежнему живут в информационном вакууме
К такому выводу пришли авторы передовой статьи в “Деловой неделе”. А поводом к такому выводу стала встреча председателя Национального банка и нескольких членов правительства с представителями малого и среднего бизнеса в связи с выходом указа президента страны, обозначившего сроки реализации Закона “Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег”. Официальные лица попытались на встрече разъяснить суть предстоящей акции. На амнистию капиталов отведено 20 дней начиная с 14 июня. Успеют ли все те, кто захочет, вернуть деньги в страну? Какова будет сумма этих денег, где они осядут и каково их происхождение? Увы, на все эти вопросы члены правительства, прежде бодро говорившие об энных суммах, теперь предпочитают отмолчаться или сделать внушение, как это сделал глава антимонопольного ведомства Берик Имашев (кстати, вот ирония судьбы: не кто иной, как господин Имашев, должен стоять на страже закона и точно соблюдать его дух и букву). Видимо, понятие о законе у него несколько иное, чем у обычных юристов и граждан. Что ж, каждому свое, только о том, откуда возьмутся деньги для легализации у владельцев пекарен или цирюлен, с трудом улаживающих проблемы с налоговиками и едва сводящих концы с концами, ни Берик Имашев, ни другие члены правительства так и не сказали. Зато журналисты газеты на основании многолетних наблюдений за процессами, происходящими в стране, делают такой вывод: “Похоже, что Казахстан опять идет по российскому пути с его банковскими войнами, заказными убийствами финансистов и прочими атрибутами передела собственности. Оттого и складывается у населения представление об отечественном бизнесе (прежде всего крупных и “раскрученных” компаниях) как о рассаднике коррупции, рэкета и криминала, сросшемся с государственным аппаратом. Бритоголовые “быки” из спортзалов начала 90-х годов никуда не исчезли – они надели черные маски, спецобмундирование, получили документы и сменили ворованное или самодельное оружие на новенькие зарегистрированные автоматы”.
Дальше в передовой говорится о том, что за новыми вывесками, красивыми фасадами и безукоризненно стильными офисами зачастую прячется “примитивный “грабительский” кредит с непосильной для рядового гражданина процентной ставкой”, а в развитых странах соответствующие органы уже бы поинтересовались самим фактом выдачи потребительского кредита под 20 %, указывается в Editorials. Банк, подчеркивают авторы, “не денежный мешок и не контора ростовщика. Это — организация, предоставляющая услуги, или, как сейчас принято говорить, сервис. Но этот самый сервис в казахстанском банкинге пока хромает.
Вместо этого банки становятся центрами для отмывания денег. Процедуры, предусмотренные законодательством об амнистии, прямо противоположны тем, которые разработали ведущие международные банковские институты с целью сохранения своей репутации. Поэтому аргумент о том, что если деньги не легализовать в Казахстане, то они уйдут в экономику других стран, не выдерживает критики”. А “большинство казахстанцев по-прежнему живут в информационном вакууме (не в последнюю очередь по причине отсутствия государственной политики поддержки и развития отечественного медиа-рынка) и питаются скудными крохами официальной информации”, которая, естественно, все старается утаить от широкой общественности. И кто там чего легализует, и откуда они деньги взяли для этого, последней невдомек…
“Панорама” же рассказывает об инвестиционной программе правительства, приуроченной к легализации капиталов. К этому надо добавить аналитическую статью кандидата экономических наук Каната Берентаева “Легализация нелегального” в газете “Время по”. В ней подобно расписана схема вывоза незаконного капитала. Как указывает ученый, “сектор теневой экономики в Казахстане составляет, по экспертным оценкам, до 40% ВВП. Даже при 20 процентам рубеже в этой сфере создается добавленная стоимость порядка 500 млрд тенге, или свыше 3 млрд долларов в 2000 году. Очевидно, что в теневой экономике оборачивается намного большая сумма, чем по оценке правительства и Нацбанка”.
О, бедный Йорик!
Это знаменитое восклицание впору теперь адресовать бывшему министру сельского хозяйства Республики Казахстан, а теперь председателю Банка развития Сауату Мынбаеву. И вот почему. Похоже, что неустрашимый борец с правительством — газета “Деловое обозрение Республика” — вот-вот оставит в покое премьер-министра Касымжомарта Токаева и его первого заместителя Данила Ахметова и примется за г-на Мынбаева. На это указывает ряд публикаций в номере за прошедшую неделю. Дулат Мусатаев, комментируя новое назначение Саута Мынбаева, заявляет, что оно стало спасением для бывшего главного агрария страны. Ему ставится в вину “отсутствие системных решений”. Попутно при этом как бы невзначай указывается, что “первый заместитель министра г-н Нуркиянов был обвинен газетой “Экпресс К” в растаскивании бюджетных средств с помощью фирм, принадлежащих его ближайшим родственникам”. Оставим в стороне сам факт обращения “Республики” к газете, с которой она так отчаянно недавно воевала, обвиняя во всевозможных грехах”, обратим внимание на то, что сам факт, приведенный газетой, невольно бросает тень и на Саута Мынбаева как руководителя ведомства, в котором совершено хищение. Еще любопытнее публикация на второй странице газеты, где приведены данные опроса Ассоциации политологов и социологов. Если верить этим данным, то никто другой в правительстве, больше, чем г-н Мынбаев, не подвергался критике президента с точки зрения нарушения норм этики и дисциплины. Насколько правомочен подобный вопрос и какова репрезентативность приведенного опроса – об этом пусть говорят специалисты. Просто удивительно, как вовремя приведены эти данные, если учесть, что, в общем-то, материалы Ассоциации газета практически не публикует.
Но не только Сауат Мынбаев попадает под молот изданий, за которыми, как говорят, стоит экс-министр энергетики, индустрии и торговли Мухтар Аблязов. Другое назначение президента страны вызвало также бурную реакцию у газеты “Время по”. Радужный портрет государственного деятеля, нарисованный главой государства в комментариях к своему указу, как-то рушится разом, когда внимательно вчитываешься в строчки из этой газеты. Ахметжан Есимов предстает человеком, которому под силу заменить нынешнего премьер-министра, ибо он является лидером, “которого приемлет значительная часть элиты, — каждый глава администрации президента (может быть, за исключением Турсунова) получает на долгие годы такой авторитет…”. Рассказывая о Есимове, газета полагает, “что на ниве изучения европейского сельского хозяйства взойдут новые ростки успехов в Казахстане, так что языковыми победами дело не ограничится”. И при этом попутно замечается, кто может укрепиться в верхах с возвращением г-на Есимова в родные пенаты. Вообще складывается такое впечатление, что у тех, кто стоит за этими двумя газетами, сдают нервы, и потому начинается слив компромата. При этом в последнем обвиняются все кто угодно, например, корреспондент “Независимой газеты” Сергей Козлов, попытавшийся объективно рассказать о том, что происходит на энергетическом рынке Казахстана. Впрочем, обливание грязью по принципу “сам дурак” и “обвини другого в чем сам повинен” для первой газеты становится, похоже, главным. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть подшивку публикаций за текущий год.
Офицеров запаса просят встать в строй
Практически незамеченным СМИ оказалось Постановление правительства за № 646, вышедшее на прошлой неделе. Согласно ему, военкоматы начнут призывать в строй офицеров запаса в возрасте до 29 лет. Службу они будут проходить на офицерских должностях. Талгат Калиев в “Новом поколении” решил обратиться к этой теме, чтобы прояснить ситуацию с офицерами запаса. С одной стороны, армию ввиду тревожного положения на юге Кыргызстана и Узбекистана и ожидающемся там наступлении боевиков укреплять надо. С другой – зарплата кадрового военного низка, не решены многие вопросы быта, смогут ли запасники восполнить отсутствующий при такой ситуации боевой дух? Судя по публикации, вряд ли на это стоит надеяться. Журналист, бесспорно, прав: пока полиция и армия будут находиться на нищенском довольствии, о какой национальной безопасности и безопасности граждан можно говорить? И здесь уместно задаться вопросом, а куда идут налоги, которые в подавляющем большинстве своем исправно платят граждане страны?..
О “Долгом эхе возможной войны” – публикации в казахстанских страничках “Известий”. А “Казахстанская правда” поместила ряд сухих отчетов о пребывании главы государства в Ереване, где во время первого официального визита лидера Казахстана в Армению состоялась сессия Совета коллективной безопасности. Ни комментария от нового секретаря Совета безопасности Алтынбека Сарсенбаева, ни подробного рассказа о встречах Нурсултана Назарбаева… все как всегда в этой некогда самой популярной газете страны. Между тем другая ежедневная газета “Экспресс К” подробно рассказала обо всех событиях недели, а самой интересной публикацией здесь можно назвать отчет Светланы Британовой с пресс-конференции Олжаса Сулейменова, отметившего на минувшей неделе свое 65-летие.
Смата Аязбаева вновь привлекают к ответственности
Не так давно все газеты поспешили сообщить о том, что уголовное дело в отношении бывшего председателя Госматрезерва Смата Аязбаева завершено. Однако республиканская еженедельная общественно-политическая газета “Око” поместила статью Михаила Светлова (кстати, какая некорректность по отношению к поэту, ведь это, скорее всего, псевдоним), в которой говорится о том, что “в отношении Аязбаева сотрудниками КНБ расследуется уголовное дело уже по новым криминальным эпизодам. Не исключено, что оно поступит с обвинительным заключением в суд. Не исключено и то, что последует новый приговор”. Судя по всему, “Око” – детище нового руководства спецслужб. Уж больно почерк знакомый. Ну да если это и так, главное – все должно решаться по справедливости. А уверенности в торжестве последней в связи с новым уголовным делом в отношении Смата Аязбаева нет. Похоже, что подающий надежды ученый-физик, оказавшийся успешным бизнесменом, кому-то перешел дорогу, либо не вошел в чью-то группировку, предлагавшую ему крышу, либо что-то не отстегнул кому-то… Уж больно наседают на него спецслужбы, что невольно рождаются такие сомнения, ведь на нашей памяти сколько людей, совершавших гораздо более серьезные экономические преступления, как ни в чем не бывало продолжают процветать и даже должности новые получают.