Талды-курган возвращает утраченные позиции.

…….


В середине апреля Казахстанский президент Нурсултан Назарбаев подписал указ о переносе административного центра в Алма-Атинской области из «южной столицы» в заштатный провинциальный город Талды-Курган, расположенный в непосредственной близости от китайской границы. Нельзя сказать, что предпринятый шаг республиканского лидера оказался таким уж неожиданным. Его ждали. Общественность давно уже обратила внимание на тот факт, что в Талды-Курган засновали правительственные эмиссары и различные комиссии. Почтил его вниманием и премьер-министр Касымжомарт Токаев, который очень подробно и внимательно ознакомился с городом.


По стране пополз «узун-кулак», что в переводе означает «длинное ухо», или, попросту говоря, сплетня: вопрос решен на самом высоком уровне и спорить с окончательным решением не рекомендуется. Хотя несогласные нашлись. Глава администрации Алма-Атинской области Заманбек Нуркадилов заявил, и его слова были опубликованы в печати, что в Талды-Курган поедет кто угодно, только не он.


Характерен и такой пример. Год с небольшим назад депутаты областного маслихата (совета) дружно проголосовали против самой идеи переноса «столицы» региона в Талды-Курган. Недавно они столь же единодушно высказались за то, чтобы центром стал именно Талды-Курган. Можно представить, сколь тяжелая артиллерия была пущена в ход, если даже очень авторитетный в Казахстане политик и хозяйственник Заманбек Нуркадилов оказался поверженным на обе лопатки.


Почему же сегодня в Казахстане повышенное внимание уделяется этому в общем-то заурядному городу? Дело в том, что еще четыре года назад он был главным административным центром одноименной области. В условиях местных драконовских реформ он, естественно, не процветал — такого в Казахстане вообще не было, но и не выглядел хуже на фоне других.


Все началось с того момента, когда руководство республики начало так называемую оптимизацию административно-территориального деления. Некоторые области были слиты. Так, Семипалатинская оказалась в составе Восточно-Казахстанской, Тургайская — в Кустанайской, а Талды-Курганский регион присоединили к Алма-Атинской области. И мгновенно все три областных центра превратились в дремучее захолустье, начался их распад. Буквально на краю гибели находится сейчас Аркалык, где чуть ли не половина домов брошена хозяевами. Отчаянно стремится выжить Семипалатинск. Повторил общую судьбу и Талды-Курган.


В городе остановились все промышленные предприятия и стройки за исключением таких объектов жизнеобеспечения, как хлебозавод. Исчезли такие блага цивилизации, как горячая вода и регулярная подача света и газа. Началась массовая миграция населения: за указанный период оно сократилось со 150 до 110 тысяч. В конце прошлого года вполне приличную двухкомнатную квартиру можно было купить за 300-500 долларов. Только покупателей становилось все меньше. Отчаявшись найти их, хозяева просто бросали жилье. И сейчас здесь множество не только частных строении, но и многоквартирных домов брошено на произвол судьбы.


Раньше Талды-Курган нередко называли «второй маленькой Алма-Атой» — за обилие зелени, чистоту улиц. Сейчас он скорее напоминает большую деревню или средневековый городок, население которого занимается натуральным хозяйством и за счет этого живет. Торгуют и ведут обмен товарами абсолютно все.


В общем, город погибал на глазах, и его надо было как-то спасать. Первым на разведку сюда приехал премьер-министр Касымжомарт Токаев. На встрече с местным активом он глубокомысленно заявил: «С учетом наличия угрозы политической и экономической экспансии на южных рубежах границы Талды-Курган расположен очень удобно». Многие поняли эти слова, как намек на близкий Китай. Как известно, великий восточный сосед переселил из центральных районов КНР два миллиона своих граждан, которые живут сейчас на земле, расположенной вдоль границы с Казахстаном. И эти районы активно развиваются в экономическом отношении.


После визита премьер-министра стало ясно, что нужно ожидать перемен. Так оно и случилось. Следует сказать, что это первая в республике попытка реанимировать умирающий город, и она находит поддержку среди населения. Правда, есть у этой идеи и противники, и сомневающиеся. В первую очередь следует упомянуть чиновников из областного акимата, которых охватили разброд и шатания: никак им не хочется покидать южную столицу ради провинциального Талды-Кургана, где работ невпроворот, а условий для обеспеченной жизни — никаких. В городе в более-менее божеском виде имеется лишь одно общежитие на 400 мест, где сначала предполагается разместить переселенцев.


Но в своем решении о переводе административного центра президент Нурсултан Назарбаев тверд. Во время своей поездки в Талды-Курган он заявил о «взвешенности и продуманности этого шага». Несмотря на то, что государство идет на большие расходы, экономические выгоды в дальнейшем их возместят. Он также обнародовал и такие цифры: на расходы, связанные с переездом, намечается выделить из республиканского бюджета 700 миллионов тенге. Однако несколько дней спустя в парламенте страны эта сумма была скорректирована-депутаты после внесения поправок в бюджет на нынешний год сократили ее до 530 миллионов тенге.


Деньги пойдут на восстановление жилых и общественных зданий, порушенных за последние годы. На это отпущен срок до конца лета, когда, собственно, и начнет нормально функционировать новая областная администрация. Всего предполагается «десантировать» в Талды-Курган 6 тысяч чиновников плюс членов их семей — в общей сложности 18 тысяч человек.


На смену статуса города первым отреагировал здешний рынок. Тут мгновенно все подорожало — от коробки спичек до жилья. Теперь за квартиру, о которой говорилось выше, хозяева запрашивают от четырех до пяти тысяч долларов. «Теперь у нас даже светофоры работают», — с гордостью заявил один из отцов города на встрече с журналистами