Прелюдия
В Семипалатинской области гремело имя ее акима Галымжана Жакиянова. С легкой руки журналистов он прослыл реформатором уже в начале своей блистательной карьеры. Именно при нем был отпразднован в международном масштабе 150-летний юбилей Абая. Молодой аким тогда расстарался на славу. И был замечен. О его социально-экономических реформах заговорили. Власть поддерживала Жакиянова, видя в нем руководителя новой формации. Такая любопытная деталь: тогда расходы на содержание аппарата акима Семипалатинской области составляли 140 млн тенге при числе штатных единиц 68 человек. В то же время аппарат акима Восточно-Казахстанской области расходовал 53 млн тенге при 138 служащих (копия этого документа за подписью начальника финансового управления ВКО А.Курмангалиева в редакции имеется). Надо отметить, эти две области по площади и по числу жителей почти одинаковы. Но, как говорят, почувствуйте разницу.
Разницу жители Семипалатинской области очень чувствовали. Все деньги были сконцентрированы в областном бюджете, ими распоряжался только областной акимат (и это при 60 % дотационном бюджете области). Старики до сих пор вспоминают знаменитые жакияновские векселя, выпущенные для погашения долгов по пенсиям. Но эта история требует отдельного рассказа. Промышленность области тоже почувствовала разницу, так и не встав на ноги, за исключением 2-3 высокорентабельных предприятий, которые, как правило, производят водку и муку. Что же касается мемориала Абаю, то после юбилея он стал никому не нужным. Говорят, что его гранитные и мраморные плиты потихоньку растаскивают местные жители – несуны.
Из донора – в потерпевшие
“Реформы” семипалатинского акима казахстанские СМИ обсуждали на все лады. Но, как известно, молодая энергия побеждает все. Потому и вздрогнули опытные руководители крупных промышленных предприятий Павлодарской области, когда узнали, что Галымжан Жакиянов назначен ее акимом.
Справка. Павлодарская область
Общая площадь – 124,8 тыс.кв.км. Население – 895,7 тыс. чел. Развиты цветная и черная металлургия, угольная промышленность, электроэнергетика, машиностроение, нефтепереработка, легкая и пищевая промышленность. Добыча угля в области осуществляется в Екибастузском и Майкубенском месторождениях. В области расположено одно из крупнейших в СНГ по запасам меди Босшакольское месторождение. Сельское хозяйство представлено зерновым производством и животноводством. Объем производства товарной продукции за январь – сентябрь 1997 г. составил 53 744 тыс.тенге. Электроэнергии за этот же период выработано 13 970 млн. квт/ч., угля добыто 37 732 тыс.тонн. Нефти переработано 1 477,4 тыс. тонн. Численность работающего населения – 260,3 тыс.чел. Средняя заработная плата за январь – август 1997 г. составляла 9 109 тенге.
Эти цифры взяты из официального отчета о социально-экономическом состоянии области в 1997 г.
До прихода Жакиянова область, являясь донором, перечисляла из своего бюджета в государственный 4,5 млрд тенге. Но уже в конце 1999 г. области для покрытия дефицита бюджета и выплаты долгов по заработной плате бюджетникам было перечислено из госбюджета безвозмездно 1,3 млрд тенге.
В 2000 г. постановлением правительства были вообще прекращены изъятия из бюджета Павлодарской области. Но даже эта мера не позволила закончить год без долгов по зарплате работникам бюджетных организаций и детским пособиям. За короткий срок перевести область из донорской в кредитную – это надо уметь.
Генеральная линия
На павлодарщине Г.Жакиянов не стал особо декларировать свою реформаторскую деятельность в промышленности, но ее генеральную линию продолжал. В сентябре 1998 г. ПТЗ был признан банкротом и продан ОАО “Казахстан-трактор” (оно же владелец алматинского завода “Поршень”) за смехотворную цену – чуть более 250 млн тенге. Теперь он именуется ОАО “Павлодарский машиностроительный завод”. Долги же по зарплате заводчанам составляли на то время более 550 млн тенге. Они до сих пор не полностью выплачены.
На ПТЗ работало более 20 тыс. человек. Сегодня — всего 3 тыс. И так на всех предприятиях: завод “Октябрь”, судоремонтный, нефтеперерабатывающий, химкомбинат, ГРЭС-1, ГРЭС-2, Екибастузский угольный разрез. В прошлом гиганты индустрии, ныне они работают на 1-2 четверти своих мощностей. И некоторые из них опять выставлены на торги. Когда я спрашивал павлодарцев, работавших или работающих на тех или иных заводах, что стало с их предприятиями, они либо угрюмо отмалчивались, либо зло отвечали, что их заводы разворовали до последнего болта. Был родной цех, а теперь неизвестно кому он принадлежит.
Мне очень хотелось поговорить с человеком, который, не боясь местной власти, мог дать объективную оценку социально-экономической жизни области. Ведь после трех лет руководства индустриальной областью Г.Жакияновым положительных результатов так и не замечено. Выходит, что Павлодарская область повторяет судьбу Семипалатинской. В редакции одной газеты мне посоветовали познакомиться с бывшим первым секретарем области, а ныне членом коллегии акимата области, председателем областной избирательной комиссии Борисом Васильевичем Исаевым.
Мы встретились в акимате в его кабинете и Борис Васильевич рубил правду-матку с прямотой истинного партийца: “Вот он (Жакиянов – ред.) у нас работает три года. Можно делать уже выводы. А главный вывод такой: Жакиянов пытается предотвратить развал промышленности. Вот у меня статданные за апрель. Объем промышленной продукции за этот же период прошлого года возрос на 7 %. То же — в сельском хозяйстве. Аким не виноват в развале промышленности. Это государство продало все предприятия в частные руки. И владельцы делают с ними что хотят. Заводы переходят в руки то иностранного управляющего, то отечественного бизнесмена. Людей увольняют, зарплату месяцами не выплачивают. Как можно в таких условиях поднять рентабельность производства? А ведь аким не может вмешиваться в дела частного предприятия”. Поверим Борису Васильевичу, защищающему акима, но, сопоставив его рассказ о передаче предприятий из рук в руки с реформами, которые проводил Жакиянов в Семипалатинской области, нетрудно заметить много общего. Суть тех реформ, которые носили аббревиатуру СЭР – семипалатинские экономические реформы, заключалась в том, что надо передать все предприятия в руки местных бизнесменов новой формации и — долой с насиженных теплых кресел красных директоров с их закоснелым партийно-советским мышлением. Передали. Результат известен. Дело ведь в том, что в результате хронической перепродажи предприятий практически за бесценок (и здесь не обязательно быть гениальным экономистом, чтобы это увидеть) в одном месте скапливается огромная сумма денег. Что же касается “армии безработных”, то это отнюдь не преувеличение.
По официальным данным, в области 6,28 % безработных. По данным Бориса Васильевича — около 60 %. Но не думайте, что в городе Павлодаре бродят по улицам, подпирают стены биржи труда толпы незанятых трудом людей. Многие инженеры, техники, высококвалифицированные рабочие уехали в Россию. Оставшиеся торгуют на рынке, перебиваются случайными заработками. Один день в неделю они занимаются общественно-полезным трудом: чистят и метут улицы города. Это называется “чистые пятницы”. Придумано не Г.Жакияновым — его предшественниками. Павлодар действительно чистый город, но какой-то пустынный. Магазины закрываются в 6-8 часов вечера. И потом улицы пустеют. Не слышно музыки. Хотя есть здесь и казино, и “крутые” кафе. Но отдыхают в них, скрывшись от любопытных глаз, местные “новые” и акиматовские чиновники. У входа паркуются иномарки. Идею с “чистыми пятницами” аким внедрил и в сельской местности, считая, что борьба с мусором в аулах и деревнях поднимет экономику всей области.
Павлодарскую область кормят кустари-одиночки. Отсюда и высокий процент желудочно-кишечных заболеваний. Сельчане целыми улицами уезжают в черноземные регионы России. “На селе остались пустые дома и чистые дворы”, – невесело шутят павлодарцы.
В земледелии посевные площади под зерновыми и техническими культурами сократились на 80%. Упала урожайность. Нет семейных участков, не обновляется техника. А чем ей обновляться, если ОАО “Павлодарский машиностроительный завод” произвел за четыре месяца с начала этого года всего 222 гусеничные машины. И стоимость одного трактора более 20 тыс. долларов. Какое фермерское хозяйство его купит? Для сравнения: в 1990 г. тракторный завод произвел 41 050 единиц гусеничной техники, т.е. почти по 350 машин в месяц. Опять-таки почувствуйте разницу. Уходят из села агрономы, ветеринары. Практически перестали сеять силосные культуры, махнули рукой на севообороты.
Каток разрушения прошелся по сельскому хозяйству области.
“Если реформаторы ставили своей целью разрушение сельскохозяйственной отрасли, обнищание селян, то они весьма преуспели в этом. Если же целью реформ было укрепление отрасли, ее конкурентоспособности, создание нового класса – фермеров, тогда реформы с треском провалились”, — горько заключает бывший первый секретарь области, тем не менее искренне противореча самому себе.
Этой весной опять были проблемы с горюче-смазочными материалами, техникой, которая должна выйти на посевную. Но главное — людей не хватает. За два последних года количество жителей области сократилось почти на 20 %.
Бастау – наш девиз!
В области процветает наркомания. Говорят, что кому-то это выгодно. Говорят даже, хотя в это не верится, что одного генерала милиции вынудили подать в отставку, дабы он не мешал торговле наркотиками. Но все это слухи.
А вот это уже точные цифры и факты: если с 1996 по 1999 г. было зарегистрировано 13 случаев вируса иммунодефицита, то показатель 2000 года побил все рекорды – инфицировано 79 человек, из них 77 – наркоманы. А что еще остается делать молодежи? В департаменте культуры уже и не знают, сколько клубов, домов культуры, библиотек и других очагов культуры разрушено, закрыто, продано под магазины, мастерские, лавочки. Прекратила деятельность вся сеть кинофикации. Я не увидел в городе афиш кинотеатров, рекламы каких-нибудь заезжих звезд. Такое ощущение, что все жители сидят дома и чего-то ждут. Чего? Зато в забегаловках не продохнуть – народ пьет водку; кстати, не “Бастау”, которую здесь усиленно рекламируют, т.к., по слухам, она принадлежит акиму области, предпочитают лисаковскую. Также, по слухам, его родственникам принадлежат все бензоколонки в области. Говорят, что аким города Николай Иванович Чмых хотел выпустить свою, т.е. акиматовскую, газету. Но ему запретили. Ведь тогда все положительные результаты будут отображать только город. А так в местных газетах за счет хоть каких-то городских результатов “светится” вся область.
Мой приезд в Павлодар совпал с проведением третьего областного фестиваля детского творчества “Балдаурен”, который состоялся на великолепной набережной величавого Иртыша. Так что, встретиться с кем-то из руководства области или города мне не удалось: все руководство в эти дни сопровождало Сару Алпысовну Назарбаеву, приехавшую на праздник. В день ее отъезда на вокзале было непривычно чисто: ни одного ларька, ни одного торговца, ни одного окурка. Только огромную рытвину перед зданием вокзала не успели заасфальтировать. Я ее помню еще с 1998 года.
Алматы – Павлодар