Власть, пресса и народ живут в разных мирах

Прошедшая неделя в газетах формата А-3 отразилась далеко не вся. В то время, как политики обратили свое внимание к встрече глав государств, входящих в шанхайскую пятерку, а мажилисмены пытались найти основы будущего законодательства о молодежи, на улицы вначале Астаны, а затем Алматы вышли женщины из Южно-Казахстанской области, требующие выплаты зарплаты и социальных пособий. В случае невыполнения этого требования две женщины грозятся покончить счеты с жизнью путем самосожжения. К сожалению, их протест оказался неуслышанным, а депутаты мажилиса, потребовавшие отчета от акима области, услышали в ответ целую лекцию о долгах в социальной сфере в целом по республике. В стороне от этого события оказалась и пресса, которая предпочла говорить о саммите в Шанхае, легализации теневого капитала и о чем угодно, кроме того, чтобы рассказать о людях, которые не в силах смотреть в глаза голодным детям, а потому решились на крайние меры. Вот уж поистине мы живем в разных мирах: власть сама по себе, при этом отчитываясь о каких-то достижениях, плоды которых мы не видим, пресса где-то между властью и народом, а массы живут, либо подтянув животы, либо кидаясь в объятия ваххабитов (те хоть что-то обещают), либо молчаливо умирают.



Чей Казахстан победит, или о прямоугольных генах


О разности взглядов на жизнь и восприятии окружающего мира, профессионализме – практически все публикации в газете “Новости недели”. Александр Габченко размышляет о патриотизме, да-да, именно о нем. “Выбор своих предков я менять не хочу, потому что это и мой выбор – жить среди степей и гор. Конечно, в этой стране есть еще много такого, что мне не нравится или что меня раздражает. Не нравится недоразвитость отношений между обществом и властью, им управляющей, не нравится толпа пьяных подростков у здания общежития какого-нибудь института…”, — что добавить к этому?.. Видимо, только то, что “главное – здесь есть люди, которые мне нравятся”. Журналист описывает этих людей, а вот его друг “в силу разных причин не знаком с такими людьми. Чаще ему доводится видеть другую страну. Ею правят коррумпированные и глупые люди, а стремятся к власти такие же, еще более амбициозные”. В горах, куда журналист любит отправляться со своим другом, они ведут беседы и “тогда я замечаю, что мы существуем словно в разных мирах, хотя и живем в трех минутах ходьбы друг от друга. У моего Казахстана есть будущее и шанс, хоть и небольшой, стать сильным и благополучным государством. Его Казахстану такого шанса не дают населяющие эту страну люди. Чей Казахстан победит – я не знаю. Но мне бы очень хотелось, чтобы мой. Тогда в горах в единой связке со мной всегда будет надежный напарник с правильной формой генов”. Оказывается, существует целая теория, согласно которой у людей есть прямоугольные гены и квадратные. Те, у кого гены прямоугольные, любят путешествовать и рисковать. Люди с квадратными генами оседают на месте и любят порядок во всем. Только почему-то все больше людей и с квадратными генами уезжают из страны, может, потому что они воспринимают жизнь иначе, чем автор публикации.


А главный редактор газеты Александр Новиков в своей колонке написал о человеке, который может по праву называться профессионалом. Речь идет о Виталии Третьякове, которого недавно отстранили от должности за его позицию. Можно по-разному относиться как к самому Виталию Товиевичу, так и, его деятельности на посту главного редактора “Независимой газеты”, однако нельзя не признавать очевидного: именно Третьяков сделал слово достоянием масс, именно он в числе других прививал нам вкус к независимой печати и плюрализму мнений, выражаемых ею. И в этом состоял высокий профессионализм. Но и профессионалы могут ошибиться в трудную минуту. Александр Новиков делает акцент на другом: “КАК ушел со своего поста Третьяков.<…>Виталий Товиевич не стал устраивать скандала, истерики, переходящей во всенародную акцию в свою защиту. Он честно сказал: “ Жаль расставаться со своим “ребенком”, я ни на кого не держу зла, в этом мире, бесконечно далеком от чахоточной эйфории начала 1990-х, все и каждый должен бороться каждую минут и секунду – за работу, семью, будущее, за себя. Бороться, а не ныть и не протестовать…” Поступил как профессионал…”


О разности восприятия окружающего мира и бегстве в виртуальный мир пишет и “Столичная жизнь”, довольно едко высмеивающая тех, кто с головой уходит от своих и чужих проблем в Интернет, и где каждый может чувствовать себя либо Бэтменом, либо Фантомасом. Что их тянет туда? А вот что: в том мире “никогда не попросят денег, не заметят дурного запаха изо рта, заикания, хромоты и прыщей. Если у тебя плохое настроение, ты можешь просто выплеснуть на кого-нибудь весь свой “негатив”, можешь поныть, и тебя кто-нибудь обязательно пожалеет”.



Куда деваться летом?


Увы, эту тему газеты поднимают нечасто. “Комсомольская правда в Казахстане” решила узнать, чем займутся летом студенты Алматы. Вывод, который они сделали, не нов: “Отдыхающий студент предоставлен самому себе”. В то же время желающие могут найти себе дело по душе: это и стройотряд, и занятия в летних университетах, и отдых на турбазах или Иссык-Куле. Словом, если есть желание, можно найти и занятие. Правда, взрослые тетеньки и дяденьки сегодня озабочены созданием концепции молодежной политики, вот только знают ли они реальные заботы нынешней молодежи. Похоже, нет, потому что к разработке законодательной основы для молодежной политики не привлекаются сами 18- и 20-летние.


Свидетельство — тому, что о наших детях никто из официальных лиц не думает по-настоящему судьба частного детского дома в Алматы, о которой рассказали “Аргументы и факты Казахстан”. Десять лет назад Лариса Никифоровна Шкребенок организовала вместе с мужем первый семейный детский дом. А сейчас ей приходится нелегко. Умер муж, одной тянуть 9 детей нелегко. А получать государственное финансирование не могут, потому что неправильно оформили документы при регистрации семейного детского дома. И сегодня дети и их приемная мама могут остаться без крова, если им не помогут: уж слишком большая задолженность по квартплате. Между тем, опыт этого семейного дома показал: дети получают не только родителей, но и начинают чувствовать ответственность за свое будущее.



Спорт в республике находится в нокауте?


Из всех публикаций “Каравана” от 15 июня самой интересной можно назвать проблемную статью Игоря Федоренко о ситуации в казахстанском боксе. На чемпионате мира казахстанские боксеры потерпели сокрушительное поражение. Но тому есть причины: “Удручает материальное состояние нашего бокса. Даже национальная сборная не имеет спортивной базы. В остром дефиците – снаряды и экипировка. Отсутствует научное и медицинское обеспечение. В итоге мы постепенно теряем самое главное – специалистов экстра-класса”. Остается только вслед за журналистом с Украины удивляться: “Я поначалу не поверил, когда наши тренеры, вернувшиеся из Ирландии, сказали, что ваша команда прилетела без врача и массажиста. Такое отношение противоречит здравому смыслу. Неужели у вас не понимают, что сделали боксеры для имиджа Казахстана на Сиднейской Олимпиаде?”. Вот так – весь мир следит за нашими боксерами, ибо все понимают, что они сделали Казахстан известным на всю планету, а наши чиновники не собираются помогать ни боксерам, ни их тренерам, которые стараются не для себя: “В Сиднее казахстанские боксеры с лихвой отработали деньги, потраченные на них. Они прославили нашу родину на весь мир. Вся планета восхищалась ими в те дни”, а сегодня вице-президент Международной федерации бокса Бекет Махмутов признается в том, что он устал ходить с протянутой рукой и просить деньги на содержание бокса. Казахстанскому боксу, получившему нокаут в Белфасте, не выжить без денег, свежих сил и новых людей, “которым не небезразличны престиж и авторитет своей страны”.



Присяга судей: присяга присяге рознь…



Виктор Верк в газете “Время” беседует с президентом Алматинской юридической корпорации Виталием Вороновым, принимавшим участие в третьем съезде судей. Судебно-правовая реформа сегодня находится на новом этапе, но проблемы большей частью остаются те же, с чего и начиналась реформа. По мнению известного адвоката, у нас нет эффективной судебной системы. Виталий Воронов заявляет: “Суды сегодня не защищают ничьи права, сами нарушают закон, являются рассадниками коррупции. Мало того, пятьдесят процентов сегодняшних судебных решений не исполняется…”. Чтобы изменить ситуацию, необходимо доукомплектовать судейский корпус, повысить финансирование судебной системы (при этом главное – не просто финансирование, а то, как эти деньги будут потрачены) и реформировать всю цепочку – полицию, прокуратуру… Надежду на улучшение ситуации, по мнению Виталия Воронова, вселяет отказ председателя Верховного суда Кайрата Мами баллотироваться на пост председателя Союза судей: “Аругментация была железная: союз призван защищать судей от давления и произвола – в том числе и председателя Верховного суда. А как можно эффективно защищать кого-то от самого себя? Это едва ли не единственный итог Съезда судей, внушающий определенный оптимизм…”.


О съезде судей и материал Дильмурата Касымова в “Республике 2000”. На конкретных фактах он рассказывает о том, как свободные СМИ пытаются “поставить на место” с помощью судебных исков о защите чести и достоинства. А суды вместо того, чтобы выявить соответствуют ли изложенные журналистами фактами действительности, идут на поводу чиновников или бизнесменов.