Вопрос товарищу Марченко – человеку и эталону

Если определять наш самый процветающий национальный бизнес, чемпион виден сразу. Это не хромо-алюминиевая империя заграничного г-на Машкевича и даже не экспорт нефти. Это – банковское дело.


Да – производство денег из денег есть самое освоенное, престижное и рентабельное производство в Казахстане. При том, что внутренний рынок отсечен от кредитов, а основная масса населения не имеет средств даже на насущные потребности.


В принципе, это ненормально, и, как всякое уродство, скрытое в молодом организме, оно еще выйдет всем нам боком. Но это еще впереди, а пока – о настоящем.


Доходы наших банков и банкиров росли даже в 1997-1999 гг., когда финансовые рынки мира трепал жестокий кризис. Теперь же, когда цены не нефть устойчиво высоки, банки и банкиры ну прямо цветут и пахнут. А на вершине этого финансового благополучия – Национальный банк Республики Казахстан, регулярно обогащающий всех нас сообщениями о росте золотовалютных резервов.


Само собой, пирамиду банковского счастья увенчивает ослепительная фигура самого председателя Марченко. Не человека даже, а эталона. Всего: профессионализма, принципиальности, некоррумпированности, искусства общения с журналистами и мужской красоты.


Важным экономическим и общественно-политическим фактором текущего момента является судьба бороды Григория Александровича, которую он пообещал сбрить после того, как вклады населения превысят миллиард долларов. Ну что же, амнистированные теневики, легализовавшие 480 с лишним “лимонов” плюс один доллар, это тоже, как ни крути, — население, и они – вкладчики, так что бороду пора убирать…


Кстати, о вкладчиках. Есть, кроме судьбоносной бороды, еще кое-какие показатели надежности банковского дела в Казахстане. Вот, например, рядовой по нынешним временам случай: расстреляли киллеры некоего Елтая Абенова.


И – … лопнул принадлежащий ему Бизнесбанк. О чем и пришло письмо в редакцию “Мегаполиса” за подписью 104 вкладчиков. В подавляющем большинстве, между прочим, с “некоренными” фамилиями. Но это так, к слову…


Письмо принесли нам, но сделано оно в форме обращения к председателю Нацбанка. Надо бы ответить, Григорий Александрович. Не нам – обманутым вкладчикам. А мы заранее обещаем — ваш ответ опубликуем!


Григорий Александрович !


Наша ситуация, вкладчиков Бизнесбанка, насколько проста, настолько и безнадежна: рассчитывали на проценты, вложили деньги в банк, банк лопнул, надежд на возврат вкладов нет.


Точное число вкладчиков этого банка выяснить не удалось, предполагаем, что с учетом филиала этого банка в Астане нас свыше 200 человек, а суммарные депозиты 176 млн тенге.


Некоторые из нас продали квартиры, машины, дачи и все деньги положили под проценты. Почему доверили деньги банку и почему этому банку? А потому что поверили господину Марченко Г.А., постоянно заверяющему в надежности банковской системы, и потому что многие из нас не один год вкладывали деньги в Бизнесбанк. Ведь этот банк существовал более 9 лет.


Итогом неоднократных обращений в Алмалинский районный суд Алматы, в Нацбанк и лично к его председателю, в комиссию по правам человека, в канцелярию президента — в лучшем случае имеем элементарную отписку, а чаще всего упрек: “Вы знали, что рисковали, теперь это — ваши проблемы”.


До конца мы поняли всю безнадежность возврата своих денег, когда узнали, что кредиты Бизнесбанком раздавались по договорам, ничем не обеспеченным: ни залоговым имуществом, ни гарантией, ни поручительством. Многие кредиты были выданы сотрудникам банка и родственникам убитого Е. Абенова (“Казправда” от 11 июля, статья депутата Макалкина “Кто защитит мелкого вкладчика?”)


А мы-то полагали, что времена премьерства Терещенко, когда кредиты выдавались самим себе, прошли.


Вот тогда нам стало ясно, что контроля за коммерческими банками со стороны Нацбанка на самом деле нет.


Начали вчитываться в банковское законодательство. И обнаружили парадоксальные вещи, когда в одной статье заложены взаимоисключения. Например, в статье 61 Закона “0 Национальном банке” говорится, что его надзорные функции направлены на защиту интересов вкладчиков, а строкой ниже — что Нацбанк не вмешивается в оперативную деятельность банков 2-го уровня.


В ст.57 сказано, что только Нацбанк уполномочен выдавать лицензию на проведение аудита коммерческого банка. Проведение аудита по итогам финансового года обязательно для банков. Почему же аудит, если он был, не обнаружил вопиющие финансовые нарушения в Бизнесбанке по результатам еще 2000 года? Кто, как не Нацбанк, своим бездействием попустительствовал процветанию криминала в стенах долгожителя банковской системы Казахстана – Бизнесбанка?!


В двух действующих Законах заложено предостаточно рычагов воздействия на банки второго уровня в защиту интересов вкладчика. Но НБ удобно спрятаться за единственной строчкой статьи 61 “Нацбанк не вмешивается в оперативную деятельность банка”.


Не вмешивайтесь, но надзирайте, контролируйте, инспектируйте, не ешьте зря бюджетный хлеб. Вас ведь 4 000 сотрудников!


А как быть со статьей 72-й, где говорится: “За нанесение вреда физическим и юридическим лицам незаконным действием или бездействием, связанным с его контрольными и надзорными функциями, Нацбанк и его должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами РК”?


Это что: неработающий, сырой, недоработанный закон или закон, разработанный Нацбанком под себя?


А высказывания г-на Марченко в адрес обманутых вкладчиков просто потрясают: “Нечего было идти в этот банк, позарились на проценты, не просчитали коммерческий риск…”.


Так может, извините, ляпать завистливая торговка с рынка “Болашак”, но не государственный муж, чье ведомство по статусу обязано защищать интересы вкладчиков.


В таком случае как быть с радужными еженедельными телевизионными заверениями председателя Нацбанка о безопасной, самой лучшей из всех стран СНГ национальной банковской системе? Мы реже видим президента на экранах телевизоров, нежели пресс-конференции с участием г-на Марченко с оптимистическими высказываниями по поводу банковской системы Казахстана.


Получается: делаем вид, что контролируем, а на самом деле стоим в стороне, чтобы в случае, как с Бизнесбанком, сказать вкладчикам: вас в банк за руку никто не тащил! Именно так нам сказал судья Алмалинского районного суда Байбатчаев Е.Б. перед заседанием 21 июня по иску Нацбанка к Бизнесбанку.


Нечто подобное заявил нам и работник Алматинского филиала Нацбанка Бутырский С.Н., контролировавший работу временной администрации Бизнесбанка от Нацбанка: “Банки 2-го уровня — коммерческие банки, вы выбираете, вы сознательно рискуете, вам и отвечать за принятый риск!!!”


Позвольте, господа, тогда зачем вы призываете население вытаскивать деньги из кубышек и матрасов и нести их в банки?


В чем состоит тогда надежность банковской системы? Ведь в случае чего вы, Нацбанк республики, ни за что не отвечаете! Тогда в чем смысл регулирования и надзора Нацбанка за деятельностью банков 2-го уровня?


Недаром гласит народная мудрость: лучше потерять деньги, чем потерять доверие.


Поведение судьи Байбатчаева Е.Б. по отношению к вкладчикам Бизнесбанка на 4-х заседаниях (21, 27 июня, 5 и 10 июля) крайне возмутительно: процесс по гражданскому делу открытый, а на заседания вкладчики дальше “вертушки” на входе в здание не были допущены. Когда единственный раз удалось попасть к судье, он заявил: “Что вы сюда пришли? Мне что, на вас любоваться?”


Судья согласно законодательству должен сопровождать весь ликвидационный процесс: утверждать комитет кредиторов, принимать все отчеты ликвидкомиссии и т.д. Тот небольшой опыт общения с ним дает нам основание заявить: в дальнейших решениях нашего дела этому судье доверия со стороны вкладчиков Бизнесбанка нет.


Кому и зачем нужно напрягать и без того социально напряженное общество непрофессиональными действиями? Плодить ряды отчаявшихся людей, готовых на все, лишь бы вернуть кровное.


Как выяснилось, оставшиеся вкладчики Бизнесбанка, неосведомленные о его закулисной деятельности, — это на 90 % пенсионеры, участники и инвалиды ВОВ, инвалиды труда, по здоровью, безработные. Они продали все нажитое ранее, включая квартиры, чтобы на проценты в банке оплачивать коммунальные услуги, платить за лекарства, за проезд, а теперь остались без средств к существованию. Многие собрались переезжать в Россию. Теперь много таких, кто от расстройства попал в больницу.


Невозможно пережить циничное отношение Нацбанка, быть жестоко им обманутым в очередной раз. Богатые нелюди обокрали самых незащищенных, и никому нет дела.


Обращение вкладчиков к президенту, генеральному прокурору, в Нацбанк обернулись отписками их помощников, городская прокуратура пока бездействует.


Как заставить колесо справедливости сдвинуться с места?