“Степная империя”: правительство пало

Отставка Токаева и его команды – событие, которого уже давно ожидали все казахстанские журналисты и аналитики, произошло. Среди высокоразвитых и сверхчувствительных западных журналистов, не привыкших менять своих премьеров со скоростью мысли, это, в общем-то, успевшее стать рядовым для большинства казахстанцев событие произвело заметное оживление.


Токаев и коррупция


Neue Zuercher Zeitung


Поводом для очередного обвинения от журналистов, живущих в альпийском раю, стала отставка казахстанского правительства:


“…как показал вчерашний день, править в степной империи, которая насчитывает 16 миллионов жителей и территория которой в пять раз больше, чем территория Франции, — дело не совсем легкое. Дело в том, что отставка Токаева — это лишь один из кульминационных моментов в ряду событий, которые в последние три месяца стали свидетельством неожиданных трещин, появившихся в государственной системе Казахстана. То, что за кулисами казахской власти все бурлит, стало ясно в ноябре в связи с неожиданной отставкой заместителя главы спецслужбы Рахата Алиева. Алиев является зятем президента и одним из многочисленных представителей президентского клана, которые занимают стратегические позиции в политике и экономике”.


Далее журналисты издания рассказывают, что Рахат Алиев после своей вынужденной отставки получал новые руководящие посты: сначала в личной охране президента, позднее он возглавил Национальный олимпийский комитет. Но даже если последняя должность удовлетворяет всякому честолюбию и обещает немало преимуществ, создается впечатление, что из эпицентра государственной власти потеснили важную политическую фигуру.


Рассказ продолжил краткий экскурс в недавнюю политисторию страны – журналисты поведали о создании ДВК. Считается, что новая партия “пошатнула властные позиции, хотя и заверяла всех в своей лояльности”. И, наконец, апогей – “для премьер-министра Токаева это стало поводом для драматического выступления 20 ноября, в ходе которого он потребовал снятия с должностей «интриганов» и пригрозил своей отставкой”, пишет газета.


Между тем глава государства в отличие от своих коллег из Узбекистана и Туркменистана не подавил новое оппозиционное движение в зародыше. Все это наводит журналистов на мысль, что в Казахстане веет ветер либеральности.


Что заставило Токаева уйти в отставку, пока неизвестно. Однако можно с уверенностью говорить, “что в ныне господствующей системе мало что изменится. Тасмагамбетов является давним приверженцем существующей власти”, резюмируют швейцарцы.


ВВС


Англичане, в свою очередь, рассказывают с некоторым запозданием о введении в Казахстане смертной казни за убийство президента:


в стране, где обвинения за оскорбление президента довольно банальны, последний, очевидно, начинает все больше опасаться за свою жизнь”, считают в туманном Альбионе.


Между тем отставка казахстанского правительства – это тема, на которую большинство западных журналистов еще, видимо, не успели отреагировать должным образом.


Центральноазиатские события для большинства аналитиков из Англии или Америки приходят, видимо, с небольшим запозданием, потому как реагируют последние далеко не так оперативно. Что, впрочем, не мешает обсуждать проблемы Центральной Азии на основных полосах самых влиятельных западных еженедельников. Основными темами, как правило, становятся явная антидемократичность азиатских режимов и нефть. В первом случае нас ругают, во втором стараются писать лояльные материалы, сразу почему-то забывая о нарушениях прав человека в регионе. Так получилось и в этот раз: пока журналисты из Швейцарии и Америки стараются максимально сгустить краски, расписывая страшные реалии казахстанского бытия, англичане и французы пытаются, напротив, аккуратно обойти эту скользкую тему, рисуя живописные картинки перспектив углеводородного сотрудничества Востока и Запада.


Нефтяные перспективы


Independent



Опасения относительно безопасности транспортировки могут быть компенсированы за счет увеличения цен, однако регион сможет со временем превратиться в серьезного соперника Персидского залива, региона также потенциально ненадежного, который пока является крупнейшим экспортером нефти в США”, — рассказывает Абдул Кадар Чоудхари, штатный обозреватель газеты, задумываясь над тем, как бы мог Белый дом транспортировать нефтяной поток, который начнет в скором времени бить из многочисленных скважин Каспийского моря. “Страны-производители в надежде на инвестиции и развитие торговли глядят главным образом на Запад”, – пишет газета. Это, безусловно, подразумевает взаимопомощь, установление региональных связей и масштабное развитие национальных экономик. После 11 сентября страны Каспийского бассейна и Россия оказались в мировой нефтяной политике на принципиально новом, центральном месте.


Liberation


Отмечает, в свою очередь, что “пять Центральноазиатских стран становятся во все большую зависимость от своего старого друга — России, — и отчасти от Китая; а у США нет политических привилегий в данном регионе, несмотря на американское присутствие в Узбекистане и Таджикистане в последнее время. Поэтому США уделяют сейчас большее внимание вопросам контроля над этим регионом в своих интересах”.


Кроме того, в настоящее время реализуется новая политика в самом Китае. Изменения касаются богатого нефтью северо-запада страны. Правительство оставило попытки склонить на свою сторону преимущественно мусульманское население Синьцзяня и теперь пытается подчинить его и заставить примириться с властью Пекина. Причиной служит отчасти то, что Пекин завязывает все более тесные контакты с соседними странами в Центральной Азии и сотрудничает с ними в борьбе против уйгурских исламских сепаратистов, действующих из-за границы. В порядке обмена Китай предоставил помощь военным Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана. Он вложил миллионы в развитие нефтяной индустрии Казахстана. Народы Узбекистана, Туркменистана, Казахстана и Кыргызстана всегда жили в условиях деспотии.


Узбекский референдум


Кстати, о деспотии. В минувшее воскресенье в Узбекистане состоялся референдум, на который было вынесено два вопроса: о продлении президентского срока с 5 до 7 лет и о введении двухпалатного парламента. Ни у кого не вызывало сомнений, что это лишь средство продления личной власти президента Ислама Каримова. Как и ожидалось, референдум подтвердил претензии авторитарного президента — число участников мероприятия и ответивших «да» продлению власти Каримова более 90 процентов. Вопрос о двухпалатном парламенте, скорее всего, носил характер маскировки вопроса первого — о президенте, который в Узбекистане контролирует все ветви власти. Эту проблему поднял Тенгиз Гудава, журналист.


Радио “Свобода”


По мнению участников программы, приглашенных в студию, “процесс перехода к более открытой демократической системе власти и общества в Узбекистане и вообще Центральной Азии потребует много-много лет”. Отчеты о правах человека говорят где-то о семи тысячах возможных политических и религиозных заключенных. Второе — это пытки, применяемые по отношению ко всем подозреваемым, подкладывание наркотиков, оружия, листовок «Хизб-ут-Тахрир». Это страшные проблемы, и международная общественность во главе с США должна относиться к ним как к гуманитарным катастрофам, когда, например, где-то происходят массовые нарушения прав человека.


А вот выборы и критика по другим вопросам нарушений прав человека в Узбекистане — это гораздо в меньшей степени важный вопрос, считают в студии. Но самое интересное событие состоялось после записи программы, когда ведущий объявил, что в качестве участника был приглашен еще и Руслан Шарипов, журналист-оппозиционер из Узбекистана. Но именно в этот день его задержали правоохранительные органы по подозрению в убийстве. Также у корреспондента оказались блокированными все телефоны.


“Немецкая волна”


Тоже проанализировала референдум, констатировав, что “мнение народа не нужно власти. Как это делается на практике – это хорошо известно по Белоруссии и Туркмении. В жизнь узбекского народа Ислам Каримов больших изменений не внес, и народ устал от него. Но, как мы видим, правители в Центральной Азии ненасытны”.


Янки и русские


Tages Anzeiger


Оказалась единственной газетой на этой неделе, еще не уставшей от обсуждения темы противостояния России и США в Центральной Азии. Автор издания Цита Аффентрагер довольно жестко осмеяла Кремль в его попытках восстановить контроль в регионе: “Официальная Россия делает хорошую мину при плохой игре. Даже Министерство обороны, которое только под давлением президента Путина перестало сопротивляться военному присутствию США в Центральной Азии, все еще смело повторяет официальную версию: такое решение – это внутреннее дело соответствующих государств; возможно, что подразделения США еще на некоторое время останутся в регионе. Однако не существует никаких сомнений, что Кремль ожидал быстрого вывода американских подразделений после окончания операции в Афганистане”.