Сам себе наследник

Путин — это Назарбаев?

\"\"

Есть уникальный способ сделать реверанс высокопоставленному лицу. Это — затрагивать его самое больное место, и не бить, а мягко погладить …

Например, “дворцовый писарь” Е.Ертысбаев, назвавший нынешнюю власть “суперпрезидентской”, определил следующую как просто… президентскую. А вот и политолог А.Гали, чуть ли не единственный осмелевший “проявить свою готовность” на страницах газеты “Казах адебиети” обсудить душещипательную тему (Кто же будет преемником престола?), нашел “подходящего кандидата, который сможет стать казахским Путиным”. Им оказался… “сам Нурсултан Назарбаев”.

И для перевоплощения в Путина наш президент имеет “достаточный опыт с момента приобретения государственной независимости”. Еще бы! Путину по “президентскому стажу” стоило бы стараться стать “русским Назарбаевым”, а не наоборот. Политолог также “метко” заметил, что “казахский Путин” в “расцвете сил”. В то же время ровесники президента О.Абдыкаримов и Ж.Туякбай кажутся аналитику “не молодыми”. “Поэтому нельзя их внести в список молодых наследников”, — считает А.Гали.

Особой симпатией политолога пользуются “некарьерист”, а политик, вечно “волнующийся за национальные интересы”, И.Тасмагамбетова, также Т.Кулибаев, “даже не пытающийся публично набирать себе авторитет”. И вообще, “если члены семьи президента не хотят участвовать в политике, то политика вынудит их к этому”. Поэтому в список вошли все те близкие родственники главы государства, которые каким-то образом имеют отношение к государственным делам. И неспроста не смогли проникнуть в этот список опальные оппозиционеры — А.Кажегельдин, М.Аблязов. Наверняка, аналитик догадывается, что существует единственный путь к высшей власти, это — линия Назарбаева. Параллели отсутствуют.

Закончатся ли судебные кошмары?

И вообще лишить кого-то каких-то прав, обанкротить, обокрасть, а самих посадить — любимое занятие уполномоченных чиновников, в том числе представителей правосудия. Чем же другим можно объяснить пренебрежение нашими судьями альтернативными мерами наказания? Когда, например, “в Японии 93%, в Германии 70% преступлений наказываются штрафами. А у нас же в прошлом году лишь 7,1% преступлений были подвергнуты штрафованию, пишет журналист “Зан газеты”.

А по количеству осужденных, приговоренных к лишению свободы, наше государство отстает лишь от Америки и России. “80 тысяч заключенных — для Казахстана мало или много?” — задается вопросом автор.

Судебная власть остается самой продажной ветвью власти. Недаром в этом признался “судья №1”, сам К.Мами, выступление которого в республиканском Совете правоохранительных органов опубликовано в газете “Егемен Казахстан”. По его словам, до сих пор не прекращаются правонарушения и коррупция среди судей. Если в прошлом году более 80 судей были лишены своих мест, то в этом году всего лишь за три месяца 29 судей были освобождены от занимаемых должностей. Кажется, на наших судей не действует ни высокая зарплата, ни критика главы государства, ни вся это судебная реформа.

Реанимационное положение судебной системы все усложняется. К такому выводу можно прийти после чтения статьи “Судебные кошмары”, опубликованного в газете “Жас алаш”, в которой приводятся факты грубого нарушения, допускаемые судьями Джамбульской области.

Гуманный суд”, который оправдывает убийц своих родителей, жестоко приговаривает хулигана-подростка, присвоившего себе ремень, стоимостью 150 тенге, к трем годам и шести месяцам лишения свободы”, — пишет автор.

Если осмотреться вокруг, нет ни одной некоррумпированной сферы”, — считает другой обозреватель этого издания. Он особо останавливается на двух случаях, приковавших в последнее время внимание общественности.

Первое, о чем со злорадством заявляет газета, это возбуждение уголовного дела по РГП “Казахстан Темир Жолы”. Журналист Ж.Кулиев, промывавший все косточки руководству этого предприятия, в конце неожиданное прозревает: “А почему только сейчас, а? “Чем занимались в течение четырех лет уполномоченные органы, такие как Генеральная и транспортная прокуратура, которые должны были решить эту проблему, а не зажигать “зеленый свет” рекордсменам-коррупционерам?!

Кто есть кто?

Чтобы ответить на этот риторический вопрос, казахскоязычная пресса сперва проверяет ваши знания на государственный язык. Этим порой определяются ее симпатии и антипатии к отдельным чиновникам.

Вот и еженедельник “Туркестан” радостно сообщает, что, наконец-то, “власть заговорила на казахском языке”. Дело в том, что первый раз за десять лет независимости Казахстана заседание правительства прошло на казахском языке. Газета оценила доклад министра образования и науки г-жи Ш.Беркимбаевой, сделанный на ее родном языке, как “большой вклад в использование государственного языка в структурах власти”. А г-н К.Токаев не понравился “Туркестану” тем, что изволил заговорить на английском языке за круглым столом с представителями американской торговой палаты. “Мы знаем, что наш дипломат полиглот. Но зачем в Казахстане, в казахском государстве прожевывать пищу иностранным бизнесменам?!” — буквально звучит высказывание автора. По той же причине не по душе пришелся “европеизированный Тулеш” газете “Жас алаш”, которая отозвалась о нем, как о “Мухамеджанове-миллениуме”, “Тулегене-пати”, строящем ледовый городок”, и даже ловко пригрозила ему, цитируя главу государства от имени анонимного “алаша-акпарата” (алаш-информ).

В связи с этим, прав доктор А.Гали, который точно заметил в газете “Казах адебиети, что есть некоторые “механизмы, заставляющие казахов поддерживать” таких людей в нужные моменты. И “если завтра абиловы вдруг заговорят на казахском языке, то и их авторитет автоматически возрастет”. То есть, надо бить по слабому месту?!