Ба! Смотрите кто ушел…

Почему покинул свой пост главный редактор самой популярной казахскоязычной газеты Казахстана?

Почему покинул свой пост главный редактор самой популярной казахскоязычной газеты Казахстана?

(версия)

Очередной номер газеты “Жас Алаш” от 25 апреля текущего года вышел с фотопортретом главного редактора данного издания Нурторе Жусипа на первой полосе, сразу же под газетной шапкой. Но не в фотографии дело – рядом с ней напечатано заявление главного редактора, состоящее из двадцати строк крупным шрифтом в двух абзацах. Бросается в глаза и заголовок: “Я ухожу”. В этих строках г-н Жусип сообщает о том, что он отдал этой газете без 22 дней целых 6 лет своей жизни. При этом он считает, что доселе лежавший на земле “Жас Алаш” поднялся на большую высоту. За это время газета посеяла среди молодого поколения зерна Свободы и Независимости. Он благодарит свой коллектив, состоящий из настоящих бойцов. При нем газета пережила наиболее тяжелый период, когда восходила эра рыночной экономики. Делается прямой намек, что газета при нем встала на ноги. Да так встала, что завоевала приз “Алтын жулдыз” (“Золотую Звезду”). Иными словами, стала считаться лучшей казахскоязычной газетой республики, чему ее главный редактор отдал много сил и усердия. Но, к сожалению, во властных структурах оказалось немало сильных мира сего и их приспешников, которые, оказывается, не давали работать уважаемому Нурторе, и поэтому-то он вынужден покинуть любимую газету… И это несмотря на то, что у него была масса грандиозных планов!

Согласитесь, не каждый день главные редакторы газет с тиражом свыше двухсот тысяч экземпляров, из которых по подписке распространяется 70 тысяч, заявляют такое! Если абстрагироваться от выспренности текста, любопытно попытаться понять: что же кроется за таким демаршевым заявлением и кто скрыт под “беками” (т.е. сильные мира сего) и “кул-кутандар” (т.е. слуги-приспешники)? Наиболее верной выглядит следующая версия.

***

Нурторе Жусип, безусловно, имеет все права столь громогласно подчеркнуть свои заслуги в деле становления газеты, поскольку в те времена. когда ее возглавлял Уалихан Калижан, один из журнально-газетных авторитетов официозного казахскоязычия, пользовавшийся номенклатурными благами еще с советских времен (кстати, ныне он депутат), эта газета и впрямь лежала на боку. Понятно и другое, что без поддержки сверху никакой Нурторе Жусип не смог бы сделать газету столь высокотиражной. В этом ему помогал Алтынбек Сарсенбаев, многолетний министр информации и печати, ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в РФ. Однокашнику министра информации сам бог велел поднять газету. Но дело даже не в газете — с Нурторе ли, без него ли, эта газета существовала бы в любом случае. Вместе с газетой рос и сам Н.Жусип. Ибо стать главным редактором старейшей газеты и удержаться в этом кресле столько лет, когда самой независимости страны не более 10 лет, это дорогого стоит. Как и вхождение в команду А.Сарсенбаева, одного из самых амбициозных и прагматичных игроков на казахстанском политическом Олимпе.

В известной мере Н.Жусипа можно назвать “новым казахом” от журналистики. В данном случае его не назовешь состоятельным человеком, если сравнивать с каким-нибудь настоящим или бывшим министром, но определенный политический капитал он, несомненно, под сенью своего патрона набрал. “Жас Алаш”, будучи традиционной казахскоязычной газетой, т.е. будучи носительницей патриархального мышления и работающей именно на эту достаточно обширную аудиторию, тем не менее первой стала использовать определенные медиа-технологии (например, слухи, похожие на правду) и весьма порыночному, порой очень агрессивно, формировала общественное мнение под А.Сарсенбаева. И делало это лучше всех. Поскольку на молодого, но хваткого А.Сарсенбаева, помимо “Жас Алаша”, работали еще несколько изданий, включая такие, как “Казак адебиетi” и “Туркiстан”. Даже два главных официозных издания – казахскоязычный “Егемен Казакстан” и русскоязычная “Казахстанская правда” — и те были подконтрольны А.Сарсенбаеву. Так что, на каком-то этапе у Сарсенбаева под рукой был практически собственный медиа-пул, состоящий из нескольких центральных, т.е. республиканских газет и казахской редакции телеканала “Казахстан-1”. Но главной ударной силой был, конечно же, “Жас Алаш”. Казалось, позиции Нурторе Жусипа на казахскоязычном информационном поле непоколебимы. Но только ушел на дипломатическую службу Алтынбек Сарсенбаев, вставший на сторону ДВК первого созыва, как его кадры стали удаляться.

Как известно, вчерашний шеф “Жас Алаш” вошел в оргкомитет новой политической партии “Ак жол”, а это значит, что в этой партии незримо присутствует и сам А.Сарсенбаев. Но удары по сарсенбаевской империи наносятся не из-за “Ак жола”, точнее говоря, не только по этой причине. Ведь “красивый” уход Н.Жусипа: улыбающийся фотопортрет, напоминание даты собственного дня рождения (газета вышла 25 апреля, а 29 апреля день рождения), душещипательное заявление — все это говорит о том, что он уходит на заранее подготовленный аэродром. В партии, как доносят информированные источники, он вместе с А.Байменовым будет заниматься идеологическими вопросами (по всей видимости, обеспечивать ее казахскоязычный сегмент) и возглавлять “партийную печать”. Однако запланированным этот уход не назовешь, поскольку сведений о том, что в свет запускается “акжоловская” газета на государственном языке пока нет. Кто же поторопил главного редактора? Здесь прослеживается совокупность причин.

В годы независимости казахская печать, в частности “Жас Алаш”, довел до совершенства эзопов язык. Намек на то, что в верхних эшелонах власти его уходу способствовали какие-то “беки” (ныне очень редко применяемый термин!), можно понять, что в освобождении Н.Жусипа от занимаемой должности замешан Заманбек Нуркадилов. В бытность последнего акимом Алматинской области “Жас Алаш” “мочил” его не хуже, чем “НП” сегодня “сушит” Зейнуллу Какимжанова. Отличие только в том, что русскоязычные журналисты при проведении подобных “операций Ы” опираются на какую-то фактуру и редко переходят на личность и какие-нибудь индивидуальные особенности (тучность, лысоватость и т.п.), а казахская журналистика бьет согласно пословице “Ты и сидя выглядишь как олух, а встав с места, вообще смотришься как последний подлец”. Это особенность национального характера и менталитета, поэтому такой нехитрый прием выбивает из колеи и простолюдина, и любого сановного аксакала-агашку. Надо сказать, что таким манером “Жас Алаш” задел не только по-своему могущественного Зэ Ка, до сих пор имеющего огромный вес в коридорах власти.

Например, имеет зуб на “Жас Алаш” и нынешний премьер, давно соперничающий с Алтынбеком Сарсенбаевым на самом высшем политическом поприще. “Жас Алаш” больно задевал самого Имангали Тасмагамбетова и людей, входящих в его ближний круг общения. Это Крымбек Кушербаев, ныне аким Западно-Казахстанской области, известный казахский поэт, ныне возглавляющий одно из издательств, Есенгали Раушанов и др. Несмотря на тот факт, что в последнее время в “Жас Алаш” было много комплиментарных материалов по поводу нового премьера, старые казахские обиды взяли верх.

Но “сдачу” Н.Жусипа невозможно было произвести без нынешнего министра культуры, информации и общественного согласия, т.е. без Мухтара Кул-Мухаммеда. Видимо, его и имел в виду экс-главред “Жас Алаш”, когда сказал о “кул-кутандар”. Трудно себе представить ситуацию, что И.Тасмагамбетов смог бы отправить в “частное” плавание Н.Жусипа, если бы А.Сарсенбаев был отправлен не в Москву, а возвращен в шефы МКИОС. К примеру, как Даниал Ахметов был возвращен в кресло акима Павлодарской области…

Таким образом, можно предположить, что уход Н.Жусипа прежде всего связан с обострением борьбы между кланами, что вполне укладывается в общую канву большой войны разгоревшейся в верхних слоях казахского общества, сиречь, государства…