В Санкт-Петербурге прошла встреча глав государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Показательно, что она состоялась сразу после завершения первого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, прошедшего 4 июня в Алматы. Есть много общего в этих двух саммитах. И в Алматы, и на берегах Северной Пальмиры главную скрипку играли Россия, Китай и Казахстан. Да и сценарий встреч несколько схож. В Санкт-Петербурге также были подписаны два документы, только один из них носит название “хартия”.
Символично, что эта встреча проходила в родном городе Владимира Путина, а дома, как говорится, и стены помогают. Можно предположить, что российский лидер не случайно выбрал именно этот город для проведения саммита ШОС. Всем известна любовь Цзянь Цзэминя ко всему российскому, а уж красота Санкт-Петербурга и его окрестностей давно признана во всем мире.
Формат этих двух организаций различен. Если СВМДА больше ставит своей целью диалог между представителями различных государств, путем которого определяется сфера общих интересов для обеспечения безопасности на Азиатском континенте, то ШОС более конкретна и предметна.
Итоги первого саммита СВМДА большинство участников оценили весьма положительно. Подписаны два документа, которые отныне будут определять деятельность этой организации. Достигнуто конкретное соглашение об образовании секретариата, который возьмет на себя все организационные заботы. Кстати, с казахстанской стороны СВМДА с самого начала занимались вице-министр иностранных дел Кайрат Абусеитов и заместитель директора КИСИ Мурат Лаумуллин; и в том, что многие принципы, на которых базируется СВМДА, становятся реальностью, есть и их заслуга. Возможно, Кайрат Абусеитов и возглавит секретариат, который будет осуществлять деятельность новой международной организации.
С того времени, когда на заседании 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости создания такой организации, прошло 10 лет. За это время в СВМДА вступили 16 государств, а еще 10 являются в нем наблюдателями. Большинство стран-участников согласны с тем, что новые вызовы времени, включая глобализацию и региональные конфликты, требуют объединения усилий. Однако первый саммит СВМДА показал, что противоречия между государствами, входящими в это объединение, остаются. Более того, в последнее время возникла напряженность во взаимоотношениях ряда стран. Обостряется обстановка на границе Индии и Пакистана, по-прежнему гремят взрывы в палестинских и израильских кварталах. Очевидно, со временем ряд стран может выйти из СВМДА, ибо их настроения не отвечают основополагающим принципам этого союза. Вместе с тем обеспокоенность за безопасность в регионе может привести в ряды СВМДА те страны, которые сегодня имеют статус наблюдателей, скажем, Японию или Вьетнам.
На первом саммите СВМДА в роли миротворца попытались выступить Владимир Путин, Цзян Цзэминь и Нурсултан Назарбаев. Однако их попытка усадить за стол переговоров президента Пакистана Первеза Мушаррафа и премьер-министра Индии Атала Бихара Ваджпаи, к сожалению, не увенчалась успехом. Индийский премьер оказался весьма агрессивно настроенным и в ответ на приглашение Владимира Путина приехать в Москву для продолжения переговоров не ответил согласием. Президент Пакистана Первез Мушарраф заявил: для того, чтобы хлопать, нужны две руки. Пакистан сделал шаг, теперь слово за Ваджпаи. По его мнению, для урегулирования конфликта между Пакистаном и Индией требуется третья сторона и ООН должна расширить свое присутствие в регионе.
Подводя итоги первого саммита СВМДА, Владимир Путин отметил, что на саммите прозвучали идеи, которые обнадеживают. Обещание индийской стороны не применять ядерное оружие первыми и заявление Первеза Мушаррафа о том, что на территории Пакистана нет места террористам, по его словам, это как раз то, что весь мир ожидал от лидеров двух стран. Мы увидели готовность путем диалога остановить эскалацию напряженности, подчеркнул он.
Российский лидер в роли главного миротворца на Евразийском континенте – такова интрига первых недель июня. И встреча в Санкт-Петербурге – подтверждение тому. Можно сказать, что в определенной степени эта роль Владимиру Путину удалась, ибо Пакистан в лице своего президента выразил готовность к диалогу и высоко оценил посреднические усилия российского лидера. Но не стоит сбрасывать со счетов казахстанского лидера.
На саммите СВМДА практически все выступавшие выразили благодарность Нурсултану Назарбаеву, который предоставил возможность впервые после 11 сентября 2001 года сесть за стол представителям различных государств и обсудить актуальные проблемы Азиатского региона. Около 40 двусторонних переговоров состоялись в дни саммита в Алматы. Больше 20 встреч провел и сам Нурсултан Назарбаев. Выступая перед журналистами, заместитель генерального секретаря Лиги арабских государств Ахмад Адель отметил, что усилия Казахстана по выполнению резолюций ООН о ситуации на Ближнем Востоке не остаются незамеченными в арабских государствах. И предстоящий визит генерального секретаря Лиги арабских государств в Казахстан ставит своей целью дальнейшее расширение сотрудничества для обеспечения безопасности на всем Азиатском континенте.
Сам Нурсултан Назарбаев убежден в том, что, несмотря на различные подходы, государства Азии могут договориться о решении проблем путем диалога. На итоговой пресс-конференции казахстанский лидер напомнил, что ОБСЕ создавалась 50 лет, СВМДА насчитывает всего 10 лет. Со временем, надеется он, СВМДА будет выполнять на Азиатском континенте ту же роль, что и ОБСЕ в Европе. Но для этого необходимо преодолеть путь, который тернист и непредсказуем.
Первый саммит СВМДА и еще больше ШОС наглядно продемонстрировали: как бы то ни было, на карте мира есть новый центр, который выступает за создание общего и неделимого пространства безопасности в Азии. Следовательно, роль миротворца Россия на себя не просто примерила в ходе этих саммитов, а взяла на себя надолго. И даже то, что Индия заявила о себе как о стороне, равной России и Китаю, пока ни о чем не говорит. Тога миротворца пришлась по вкусу как Владимиру Путину, так и Нурсултану Назарбаеву.
Встреча в Санкт-Петербурге проходила в дни, когда в Государственной думе разгорались дебаты по поводу законопроекта \»О противодействии экстремистской деятельности\», представленного президентом. Вместе с, несомненно, позитивным началом в законопроекте содержатся нормы, которые при желании могут быть использованы для борьбы с теми, кто критически относится к деятельности власти. Так, министерство юстиции получило право на трехдневный срок останавливать деятельность политических партий, общественных объединений и СМИ, если они призывают к экстремизму. При этом определение экстремизма выглядит весьма расплывчато, что и отметили большинство депутатов. Судя по всему, Владимир Путин оказывается хорошим учеником Нурсултана Назарбаева. Во всяком случае, проект, подготовленный в недрах администрации российского президента, напоминает те поправки в Закон о СМИ, которые приняты в Казахстане в 2001 году. Это и контроль над веб-сайтами, и право минюста приостанавливать деятельность СМИ, и ликвидация СМИ, и т.д. Да и во всем другом Владимир Путин следует в фарватере старшего товарища. Та же ШОС — это попытка развить идею Нурсултана Назарбаева о создании организации по безопасности в Азии, напоминающую по структуре ОБСЕ. Поскольку инициатором СВМДА выступил казахстанский лидер и здесь Владимир Путин претендовать на первенство не может, остается организовать другое.
И еще. За всем, что происходит сегодня, отчетливо просматривается одна тенденция: чем больше беспорядка внутри страны, тем больше Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев занимаются интеграционными связями и внешнеполитическими инициативами. Чечня, скинхеды, ситуация с ТВ 6 — это в России. Голодовка жены Галымжана Жакиянова, которую не пускают к мужу, находящемуся в реанимационном отделении в предынфарктном состоянии, поджег офиса редакции \»Деловое обозрение Республика\» — это в Казахстане. Не правда ли, все это напоминает известную песенку \»Сарай сгорел, кобыла околела, ну а в остальном все хорошо, прекрасная маркиза!\»