Молодежь об интеграции стран Центральной Азии

Ассоциация социологов и политологов попыталась выявить мнение молодежи Казахстана (как сельской, так городской) о возможностях и перспективах интеграции стран Центральноазиатского региона (ЦАР).

Для начала молодым людям давался перечень проблем и было предложено ответить на вопрос \»Какая из этих проблем: 1) является самой острой для Казахстана; 2) является самой острой для всех стран Центральной Азии; 3) требует своего решения совместными усилиями этих стран в первую очередь?\»

Сравнительное распределение показателей ответов на нижеследующие вопросы:
процент от общего числа опрошенных

Проблемы

Какая проблема в настоящее время является самой острой для Казахстана, которую необходимо решать в 1-ую очередь?

Какая проблема является самой острой для всех стран Центральной Азии, которая в одинаковой мере касается всех стран региона?

Какую проблему, одинаково беспокоящую граждан всех стран Центральной Азии, необходимо решать в сотрудничестве в 1-ую очередь?

Безработица, особенно среди молодежи

25,7

15,9

14,3

Бедность и материальная нужда среди широких слоев населения

23,2

21,1

15,9

Развитие экономики страны, повышение уровня производства всех отраслей народного хозяйства

15,7

14,4

15,0

Борьба с коррупцией и взяточничеством

7,2

5,6

4,6

Борьба с организованной преступностью, наркоманией

7,2

8,6

10,9

Охрана окружающей среды, борьба с последствиями экологической катастрофы: высыхание Арала, падение уровня воды в Амурдарье и Сырдарье, вредные для здоровья людей и окружающей среды химические производства

4,5

6,6

8,4

Высокие цены на основные продукты питания и предметы быта

4,2

3,3

4,7

Обеспечение безопасности страны, борьба с исламским экстремизмом и терроризмом

3,8

15,1

15,5

Стабильное обеспечение населения теплом и электроэнергией

2,3

1,0

1,0

Всестороннее обеспечение, утверждение и соблюдение прав человека

2,0

2,9

2,9

Снижение темпов инфляции, обесценивания национальной валюты

1,2

1,2

2,1

Развитие процесса интеграции государств ЦА

0,8

1,4

1,9

Стабильное обеспечение населения чистой питьевой водой

0,6

0,5

0,2

Другое

1,7

2,5

2,6

Респонденты были ограничены в выборе ответов на каждый из 3-х указанных в таблице вопросов. На каждый вопрос допускался лишь один ответ. По-видимому с этим не в последнюю очередь связаны большой разброс и невысокий удельный вес совпадающих ответов на поставленные вопросы. Данное обстоятельство в свою очередь, говорит о низкой когерентности (согласованности) составляющих массового молодежного сознания.

На основании данных таблицы поддается фиксации следующее:

Первое. По мнению от одной седьмой до одной четверти всей опрошенной молодежи, перед Казахстаном и всеми странами Центральной Азии одинаково остро стоят 3 главные проблемы, которые необходимо решать в 1-ую очередь как на внутристрановом, так и на региональном уровнях. Это: безработица, особенно среди молодежи; бедность и материальная нужда среди широких слоев населения; развитие экономики страны, повышение уровня производства всех отраслей народного хозяйства.

\"\"

Второе. Не актуальная на внутристрановом уровне (применительно к Казахстану), по данным таблицы, проблема обеспечения безопасности страны от проникновения исламского экстремизма и международного терроризма отнесена участниками опроса к числу остро стоящих первоочередных проблем общерегионального уровня, требующих для своего решения совместных усилий и сотрудничества всех стран Центральноазиатского региона.

И третье. Проблема интеграции государств Центральной Азии остается на периферии текущего внимания респондентов, что находит эмпирическое подтверждение в цифрах, представленных в таблице.

При рассмотрении приоритетности проблем в региональном (областном) разрезе прежде всего, обращает на себя внимание Кызылординская область. Область относится к зоне экологического бедствия, усугубляющегося депрессивной экономикой. Если в большинстве областей приоритетными признаются, как уже отмечалось, проблемы безработицы, особенно среди молодежи, бедности и развития экономики, то среди молодежи Кызылординской области такого мнения придерживаются от 5,5% (решение в 1-ую очередь проблемы безработицы совместными усилиями стран ЦАР) до 13,2% (та же проблема безработицы, но на внутриказахстанском уровне). Большинство же респондентов этой области считают приоритетной и в плане актуальности, и в плане первоочередности решения как на казахстанском, так и на общерегиональном уровнях проблему охраны окружающей среды, борьбы с последствиями экологической катастрофы (высыхание Арала, падение уровня воды в Амударье и Сырдарье, вредные для здоровья людей и окружающей среды химические производства и др.). Причем, в большей степени кызылординские респонденты признают общерегиональный уровень актуальности этой проблемы (41,8%), нежели внутриказахстанский (26,4%) и соответственно общерегиональный характер ее решения (44%).

Итак, приоритетность проблем, остро нуждающихся в своем незамедлительном решении, обозначена. Что же предпринимают власти (местные, республиканские, стран Центральной Азии) для их решения?

Как видно из графика, динамика распределения оценок деятельности местных органов власти и руководства Казахстана в решении остро стоящих перед страной проблем имеет идентичный характер. Несколько отличный рисунок ответов имеет распределение оценок деятельности руководства Центральной Азии. Здесь баланс оценочных суждений смещен в сторону неопределенных ответов. В целом преобладает негативный настрой. Разрыв между показателями положительных и отрицательных оценок в 1-ом случае составляет 6 раз, во 2-ом случае – 5 раз, в 3-ем случае – 3,4 раза в пользу последних. Согласно доминирующему мнению опрошенной молодежи, местными органами власти, руководством Казахстана и государств Центральной Азии не делается ничего для решения остро актуальных проблем как внутристранового, так и общерегионального масштаба.

Представляют интерес оценки молодыми жителями Казахстана уровня интеграции в решении острых проблем, стоящих перед странами ЦАР.

\"\"

Этот вопрос вызвал наибольшие затруднения у респондентов. В совокупности почти половина опрошенных (44,2%) так и не смогла ответить на него: либо затруднилась с ответом, либо просто не понимает, о чем вообще идет речь.

В целом по массиву поддается фиксации неоднозначность оценочных суждений респондентов относительно уровня интеграции стран Центральной Азии. Последние не имеют под собой сбалансированного основания в виде устоявшегося мнения, точки зрения или позиции. Единственный показатель, прошедший 25%-ный уровень совпадения, – “затрудняюсь ответить”.

В картине ответов, представленных на графике, обращают на себя внимание, по меньшей мере, 2 обстоятельства:

1. В ответах городских респондентов в 1,2 раза чаще, чем в среднем по массиву представлены низкие оценки уровня интеграции ЦАР; в ответах сельских респондентов, наоборот, в 1,6 раз реже.

2. В составе городских респондентов в 1,3 раза реже, чем в среднем по всему массиву встречаются молодые люди, отметившие, что не понимают, о чем идет речь; среди сельских респондентов таковые встречаются в 1,4 раза чаще, чем в среднем по массиву.

Довольно симптоматичные результаты были получены по вопросу:

Смогут ли государства Центральной Азии решить стоящие перед регионом проблемы самостоятельно, без чьей-либо помощи?
Процент от числа опрошенных

\"\"

Молодежь в своих оценках способностей государств ЦАР самостоятельно решить острые злободневные проблемы далека от оптимизма: каждый пятый высказал резко отрицательное мнение по этому вопросу. Согласно мнению каждого второго участника опроса страны Центральной Азии в состоянии самостоятельно справиться лишь с частью стоящих перед регионом проблем. И всего лишь одна тринадцатая часть опрошенных молодых людей ответила “да” на этот вопрос Какие же конкретно проблемы, по мнению молодых людей, страны региона способны решить самостоятельно, а какие – только при участии других стран мира?

Ответ на этот вопрос содержится в данных, приведенных в следующей ниже таблице.

\"\"

Как видно из таблицы, ни по одной из представленных проблем показатель удельного веса совпадающих ответов не дотягивает до необходимого минимального уровня (25%), чтобы можно было констатировать устойчивость общественного мнения опрошенной молодежи.

По удельному весу совпадающих ответов на 1-й вопрос лидирует проблема безработицы, особенно среди молодежи. По мнению одной пятой части опрошенных, именно эту проблему способны самостоятельно решить государства ЦАР без привлечения помощи извне.

Примерно столько же участников опроса (каждый 5-й) полагают, что проблему обеспечения безопасности государства ЦАР смогут решить только при поддержке другой (других) страны мира.

И вновь обращают на себя внимание показатели ответов респондентов Кызылординской области. Лишь 7,7% из их числа считают, что проблема охраны окружающей среды и борьбы с последствиями экологической катастрофы может быть самостоятельно решена странами региона. В то же время 53,8% опрошенных в Кызылординской области считают, что эта проблема может быть решена только при участии других стран мира.

Учитывая, что каждая из выше представленных в таблице проблем является источником дестабилизации ситуации в регионе, респондентам был предложен вопрос, показатели ответов на который приводятся на графике.

\"\"

По мнению каждого 5-ого опрошенного молодого человека, наибольшую угрозу безопасности и стабильности региону несет рост безработицы, особенно среди сельской молодежи.

Примерно в этих же пределах представлен масштаб мнения, согласно которому наибольший дестабилизирующий эффект на ситуацию в регионе оказывает нищета и тяжелое материальное положение отдельных слоев населения.

И вновь большинство опрошенных в решении проблем безопасности и стабильности в регионе уповает на помощь извне: 65,2% полагают, что государства Центральной Азии смогут решить эти проблемы только при поддержке других государств мира.

Независимо от пола, возраста, национальности, уровня образования и видов занятости большинство участников опроса возлагает надежды на помощь и содействие России странам ЦАР как в решении проблем региона, так и в обеспечении его безопасности.

\"\"

Бытует мнение, что участие нашей страны в антитеррористической коалиции, а также возможное размещение на ее территории Вооруженных сил стран антитеррористической коалиции (США, Англия, Франция и др.) способствует укреплению безопасности Казахстана. В ходе опроса по этим проблемам были получены любопытные результаты. Так, только 34,7% молодых казахстанцев (т.е. немногим более одной трети) считает, что участие Казахстана в антитеррористической коалиции укрепляет безопасность страны; ровно четверть опрошенных полагает, что это создает дополнительную угрозу безопасности Казахстана. Относительное большинство составили респонденты, считающие, что это обстоятельство никак не влияет на обеспечение безопасности страны. Мнения молодых людей по этой проблеме являются своеобразным индикатором их отношения к присутствию на территории нашей страны вооруженных сил стран антитеррористической коалиции: положительно к этому относятся лишь 19,1% респондентов; отрицательно – 39,5%; никак – 39,8%.

Таким образом, одна особенность зафиксирована достаточно четко – основная масса молодежи не приветствует размещение войск иностранных государств на территории Казахстана: число противников этой акции вдвое превосходит число сторонников.

Итак, проблему угрозы безопасности Казахстана, по мнению молодежи, надо решать без военного присутствия на его территории стран западной коалиции.

В связи с этим встает вопрос о готовности молодежи встать на защиту Родины в случае угрозы ее безопасности.

Готовы ли Вы встать на защиту Родины в случае прямой угрозы нашей стране?
Процент от числа опрошенных

\"\"

Что ж, половина опрошенных молодых людей обоего пола готова встать на защиту Родины, каждый восьмой – нет, немногим более четверти не смогла ответить на прямой вопрос.

Все же защита Родины – это прерогатива сильного пола. И абсолютное большинство юношей (молодых мужчин) – 58% — готово защитить Родину; 12,2% — нет; примерно одна пятая часть, 20,3%, затруднилась с ответом; 9% отказались отвечать.

Вызывает удовлетворение, что молодежь в основной своей массе проникнута духом патриотизма.