В Казахстане идет информационная гражданская война

«Общество и государство нуждаются в появлении такой силы и таких людей, которые были бы способны, поднявшись над ситуацией, найти способы разрядить атмосферу информационной гражданской войны, пока она не переросла в горячую и настоящую войну»

Из нее никому не выйти победителем…

Нынешняя общественно-государственная жизнь вКазахстане, прежде всего, характеризуется войной всех со всеми. Этот сквознойпроцесс охватил с самого верху административно-социальной лестницы до самогонизу всех, в ком есть огонь самолюбия или тщеславия (кому какнравится). Мы намеренно не берем в кавычки это словосочетание -война всех со всеми. Ибо это только на первый взгляд кажется, что речь идет опросто каких-то словесных баталиях. Но при более внимательном рассмотрениивыясняется, что все гораздо сложней, серьезней. Идет именно война, ибо любойсловесный спор, вынесенный на всеобщее обозрение через СМИ, предполагает соблюдениехотя бы какого-нибудь минимума приличия.

У нас этого нет нигде – ни наверху, нипосередине, ни внизу. В основе практически любого нынешнего словесногостолкновения, которому все общество делают свидетелем, нет ни желания достичьистины, ни стремления к одолению оппонента хотя бы за счет доказательствасвоего более искусного владения языком и фактами, ни просто элементарнойготовности прекратить спор при обнаружении бессмысленности его продолжения. Аесть только всепожирающая страсть к аннигилации (то есть — превращению в ничто) своего противника любой ценой. Его аргументы приэтом совершенно не принимаются к сведению. Эти словесные баталии можно было быназвать разговором глухого с немым, если бы не было в них столько тяжелойзлости.

Так что нынешнее наше общество можно называтьохваченным внутренней информационной войной. Да, это именно гражданская война.Причем не в метафорическом, а в настоящем смысле слова. Ибо в век информатикиосновной способ ведения войны и должен быть информационным. Гражданская войнатут вовсе не является исключением. Средства и орудия ее ведения – масс-медиа исуды. В качестве воинов выступают штатные и нештатные авторы. Средства массовойинформации сейчас, по сути дела, сделались боевыми отрядами гражданской войны.Справедливости ради надо отметить, что русскоязычные газеты и журналы, службына телевидении и радио все еще достаточно полно отвечают по своим уставнымобязательствам. То есть у них получается совмещать ведение информационныхбоевых действий с освещением всего спектра общественной игосударственной жизни. К примеру, газета «Новое поколение» вот уже которыймесяц занимается дискредитацией министра госдоходов З.Какимжанова, но при этомна ее страницах можно прочитать множество других материалов сугубо осветительногоили аналитического характера…

А вот казахскоязычные СМИ, так и не выйдя науровень профессиональной адекватности своим русскоязычным аналогам, сделались взначительной своей части структурами сведения взаимных счетов и сливанияотрицательных эмоций. Знакомство с их продукцией оставляет тяжелейший осадок надуше, ибо они очень много усилий тратят на нагнетание совершенно очевиднонездоровых страстей. Это относится и к самым главным изданиям. Так, например,«Жас Алаш» много недель подряд из номера в номер целенаправленно «бил» вновьназначенного акима Атырауской области А.Мусина.

При этом на ее страницах не было ничегодругого, отличающегося информационной или аналитической новизной. Так что всеэто время война против руководителя главной нефтяной области Казахстанасоставляла фактически всю суть и содержание второй по значимости казахскойгазеты страны. Даже при атмосфере всеобщей гражданской войны находятся люди,сохраняющие здравомыслие. Такие граждане, воспользовавшись предоставленнойдругими структурами (телеканал «Еларна», казахская служба КТК) возможностью,выражали свое крайнее недоумение тем обстоятельством, что газета, созданная вдалеком 1921 году легендарным вожаком казахской молодежи Г.Муратбаевым,превратилась в оголтелого поджигателя межобластных,межплеменных и межжузовых внутриказахских распрей.

А ведь приведенный пример с «Жас Алашем» икинувшимися защищать избиваемого им А.Мусина региональными (актюбинская «АлтынОрда») и республиканскими периферийными газетами(специализированная языковая газета «Ана тiлi»), телеслужбами(еженедельная передача «Кун дерек» на КТК) далеко не единичный и вовсе неслучайный. Колоссальный потенциал внутренних противоречий заложен в самойструктуре (жузы, племена, роды) казахского общества. Но, повторим вслед заглавным редактором «Алтын Орды» М.Акдаулетовым, надо ли, чтобы его приводил вдействие именно «Жас Алаш», получающий в качестве фактического официоза отгосударственного бюджета 50-60 млн. тенге ежегодно?! Ведь в данном случае, какни крути, получается, что сама центральная государственная власть финансируетизбиение непосредственно ею же назначенного областного руководителя. Где тутлогика? Ничем иным, кроме логики войны всех против всех, эту ситуацию объяснитьневозможно.

И вот что еще тут примечательно. «Жас Алаш»,превративший свою первую страницу в поле виртуального избиения А.Мусина, безвсяких условных допущений, то есть прямым текстом называет атырауского акима иего ближайшее служебное окружение (заместителей и других ответработников)коррупционерами и расхитителями казенных денег («жемкорлар»). И тем самымтопчет, образно говоря, ногами Конституцию Республики Казахстан с заложеннойтам презумпцией невиновности. Иными словами, ведет себя как базарная баба,готовая в ссоре выцарапать глаза своей противнице и, не выбирая выражений,вылить ей на голову ушат всяких гадостей. Но даже она допускает такое поведениев бытовой ситуации, стараясь не выводить конфликт на поле правоотношений. Ипотом, базарная баба не юридическое лицо, она ведет ссору на свой страх и рискили же, если взять шире, за свой счет. А «Жас Алаш», еще разподчеркиваем, поносит ответственное должностное лицо с совершенно откровеннымнарушением Конституции и соответствующего закона, да еще за государственный, тоесть за наш с вами, счет. А.Мусину и его соратникам ничего не стоило быподать в суд на редакцию этой газеты с фактически не требующим дополнительногодоказательства обвинением в диффамации и, выиграв, наказать ее примернымобразом. Но аким этого не делает. Он предпочитает защищаться путеминформационного противостояния через другие СМИ. Почему? Ведь ему было бы кудалегче заткнуть рот своим очернителям, поймав их на явном нарушениизаконодательных норм, а не вести затяжные контрдействия с сомнительным исходом.Ну, ладно, скажем, не хочет аким судиться с журналистами, хотя они его нежалеют и не выбирают выражений в очернении его личности. Но куда смотритКонституционный совет? Почему он молчит, когда основополагающие положенияОсновного закона нарушаются одним из главных изданий страны в отношении одногоиз крупнейших государственных администраторов и дискредитируется самогосударство и государственная власть как таковая?! Это ведь не шутки!

Ответ на эти «почему?» очень простой. Таковызаконы войны, хотя и информационной. На войне в разгар боевых действий никто необращается в суд с жалобой на противника, да и судебные органы при этомбездействуют. Если бы то, о чем мы тут ведем речь с самого начала, участвующимив нем активным образом сторонами не воспринималось именно как война, оно неприняло бы такие формы и не имело бы такие последствия. Все дело-то как раз втом, что все эти словесные баталии ведутся, если уместно позволить себе такоевыражение, насмерть. Поэтому многочисленные воюющие между собой стороны невыбирают средств, не отягощают себя соображениями моральной щепетильности и необижаются на своих противников, что бы они себе ни позволяли. Иными словами,атмосфера, в которой все эти конфликты происходят, напитана духом настоящейинформационной гражданской войны, где слабого убиваютне физически, а морально.

Еще одним показателем всей этой ситуации,подчеркивающим ее практически гражданско-военный характер, является отсутствиегосударства в качестве третейской стороны. Потому что та среда, котораяолицетворяет собой ядро государства, по всем признакам, также расколота намножество воюющих друг с другом группировок. И уже, видно, нет сил, способныхесли уж не примирить их, то хотя пригасить конфликт между ними. Приведенныевыше примеры из практики «Нового поколения» и «Жас Алаша» — явления привычные идаже будничные для Казахстана, но совершенно необычные для многих других странСНГ, хотя там тоже еще далеко до гражданского мира. Представьтесебе хотя бы на мгновение такую ситуацию: главная молодежная газетаУзбекистана, финансируемая из бюджета и выходящая в Ташкенте, день-деньскойизбивает на своей первой странице хокима Джизакской области, назначенногопрезидентом И.Каримовым. Не сможете представить. Потому что такоеневозможно. Даже если газета допустит такой поступок, очень быстро найдутсясилы для регулирования конфликтной ситуации. Потому что это – государство снормальной управляемостью. Как и везде, где есть гражданский мир и достаточностабильная государственная власть.

Все это говорит о том, что мы вовсе несгущаем краски, определяя сегодняшнюю общественную атмосферу в Казахстане какатмосферу состояния гражданской войны. Управляемость государства стремительноутрачивается. Запал войны всех против всех усиливается. Чем же все этокончится?

Одно совершенно очевидно. Такая ситуация несулит ничего хорошего большинству казахстанцев. Следовательно, она противоречитинтересам нашего государства, страны и общества. Но в умах и душах людейнакоплен огромный запас негативных мыслей и отрицательных эмоций. Это понятно.

Понятно и то, что все этимысли и эмоции требуют выхода и не преминут воспользоваться удобной для этогоситуацией. Такая ситуация, видимо, назрела. Война всех против всех набираетсилу, вовлекая в свои действия все больше новых и новых участников. Поэтомупервым делом необходимо разрядить ситуацию, благоприятствующую ей. Сделать этобудет с каждым днем все сложней. Потому что накапливается инерция, асколько-нибудь эффективного противодействия до сих пор не было. Общество игосударство нуждаются в появлении такой силы и таких людей, которые были быспособны, поднявшись над ситуацией, найти способы разрядить атмосферуинформационной гражданской войны, пока она не переросла в горячую и настоящуювойну.