Не судите, да не судимы будете

Источник: Газета “Новое время” (Павлодар)

В прошлом месяце произошло печальное событие — я разменял восьмой десяток. По этому поводу получил поздравления из высоких инстанций, в том числе приветственное письмо от президента страны Н.А. Назарбаева.

В ответном письме я поблагодарил его за теплые слова в мой адрес и высказал одну просьбу. Боюсь, что мое письмо не попадет в руки адресату, поэтому помещаю свою просьбу в печатном органе.

В своем письме я прошу президента проявить милосердие к Жакиянову Г.Б., потому что речь идет сегодня не только о его здоровье, но и его жизни. И о том, что бывший аким Павлодарской области добросовестно работал на всех постах, куда его направляли, положительно проявил себя на должности акима нашей области, что милосердие к нему со стороны Президента весьма положительно воспримут не только не только казахстанцы и что это сильный ход политика.

Я посетил одно из заседаний городского суда г. Павлодара, где слушается дело по приватизации трех “гигантов” отечественной экономики. Печально, господа-товарищи, лицезреть этот театр абсурда, на котором, кстати, присутствовали известные российские правозащитники С. Ковалев и Л. Пономарев, а также представители иностранных посольств и средств массовой информации.

Сидит на скамье подсудимых молодой, умный, талантливый национальный политик, имеющий блестящее образование и солидный опыт работы в государственных органах Республики Казахстан, много сделавший в свои тридцать девять лет.

Почему Аблязову приписывают, что он “вместе с конем украл уздечку”, к более чем полумиллиардной сумме приписывают сотовый телефон?

Видимо, у обвинения на том процессе нет уверенности, что подтвердится этот многомиллионный ущерб, а вот телефон — это нечто материальное. Удивительно, что у него не обнаружили охотничий нож, чтобы обвинить его в незаконном хранении “холодного оружия”, а то еще находят пару патронов от малокалиберки…

А если говорить о приватизации, то вряд ли найдется в республике пример, когда какой-либо объект продали по цене выше балансовой стоимости, даже по “английскому” методу, а что же делать с проданными объектами по “голландскому” методу?

Никого не привлекают к уголовной или материальной ответственности за копейки проданные шахты, разрезы, электростанции, заводы и фабрики, горнорудные предприятия, которые уже не один год дают большую прибыль новым хозяевам. А ведь государство продолжает нести убытки от недополучения налогов с этих предприятий из-за снижения стоимости при продаже этих объектов. Но тут я не согласен с министром Сулейменовым, который недавно заявил, что надо участников всех тендеров поголовно сажать. Конечно, при переходе государственной собственности в частные руки было и казнокрадство, и взяточничество, (в чем, как известно, Жакиянова не обвиняют), но полученный государством ущерб — не всегда преступление, в большинстве случаев — это упущенная выгода, на которую государство пошло вполне сознательно, ибо на рынке не находилось покупателей, желающих купить объекты по предлагаемой продавцом цене. И тогда придумали этот “голландский” метод (сельский клуб продавали за тысячу тенге!).

Расследовали, расследовали много месяцев “дело” Жакиянова, предъявили ему вину в нанесении ущерба в размере двух миллионов. Но, видимо обвинение это может развалиться в ходе суда, и тогда (на второй день судебного заседания) прокурор вытаскивает “рояль из кустов”, заявив, что он готовит иск на двадцать миллионов! За что же платят зарплату многочисленным следователям?

Вряд ли найдется человек, более-менее знакомый с ситуацией, который не понимал бы, что это не уголовное дело, тут наличествует политический заказ.

Об этом с солдатской прямотой сказал главный полицейский страны, заявив, что власти не собирались арестовывать Жакиянова, пока он не занялся активно политической деятельностью!

Такая логика действий властных структур заведет нас в туркменский тупик.

Главное достояние государства — люди.

Сколько тратит средств государство на подготовку профессионалов! Утечка умов и рабочих рук не кончается. В Казахстане проживало 17 миллионов жителей, а теперь нас менее 15 миллионов! Если так будет продолжаться дальше, то по прошествии какого-то времени в стране останется “Супер-Астана”, да промышленные города и поселки вокруг прибыльных предприятий зарубежных и местных олигархов, на которых будут эксплуатироваться остатки казахстанцев (а может, завозить будут китайцев, турок, корейцев или африканцев?).

От казахстанских “миллиардов пудов” хлеба и многочисленных стад скота и так осталось всего ничего…

И какими словами будут вспоминать нас наши потомки, живя в каком-то “зарубежье”? Видимо, у главы государства не все умные и дальновидные советники, ибо уголовное преследование инакомыслящих, как доказал мировой опыт, — это тупик.

Уважаемый Нурсултан Абишевич! В своей книге “Без левых и правых” Вы назвали меня “человеком честным и бескомпромиссным”, в приветственном письме сказали, что всегда были благодарны мне за годы совместной работы и “за нашу дружбу”. Я не состою ни в каких партиях и объединениях и откровенно говорю и пишу о том, что с моей точки зрения у нас делается не так. Я патриот своей страны. Родился, живу на этой земле, и, видимо, останусь в ней, когда срок подойдет…

Плохой мир всегда лучше хорошей ссоры. Не надо сажать в тюрьму таких людей, как Жакиянов. На это поколение завтра ляжет ответственность за судьбу страны и народа. Хотелось бы, чтобы было не стыдно глядеть в глаза истории и в глаза своих детей и внуков. Время вспять не повернуть, но часы еще не пробили…

С высоты прожитых лет признаюсь, что сожалею о краткости жизни, особенно молодости, о том, что добрых дел мог бы сделать больше…

“Новое время” (Павлодар),
№ 30, 24 июля 2002 г.