Прецедент имени Колпакова, или геополитические мотивы исхода русских менеджеров из Казахстана

Источник: Казахстанский общественно-политический еженедельник \"Мегаполис\"

Недавно колумнист еженедельника “НП” С.Волков, касаясь темы выезда из Казахстана на ПМЖ в Россию зампредседателя Нацбанка РК Константина Колпакова, логично задался вопросом: как это возможно, что на сей факт никак не отреагировали наши официальные лица? Ведь речь идет о человеке, который побывал “…помощником первого и последнего вице-президента страны, одним из родителей казахстанского фондового рынка, зачинателем нашей независимой юстиции и, наконец, главным администратором по технической стороне прошлогодней легализации капиталов”. Тем более, что “…г-н Колпаков поехал работать в Россию отнюдь не школьным учителем, а заместителем руководителя одного из крупнейших коммерческих банков” Напомним, сейчас К.Колпаков является одним из руководителей российского банка “Петрокоммерц”. Но итоговый вывод аналитика “НП” оказался несколько конспирологическим, а потому не совсем ясным: “Может быть, в его новой должности и кроются “непонятные причины” спокойствия официальной Астаны?”.

Сегодня же активно муссируется тема исхода на историческую родину уже главы Нацбанка РК Григория Марченко. На эту тему поразмышлял обозреватель другого крупноформатного еженедельника “Экономика. Финансы. Рынки — Деловое обозрение республики” Дулат Мусатаев.

Он исследует вопрос по-иному: никаких намеков на гостайну и на патриотизм. Коллега фокусирует внимание на том, что Россия выигрывает от приобретения такого специалиста, как Г.Марченко, а Казахстан, соответственно, проигрывает. Таким образом, оба эксперта, кстати, работающие в изданиях, которые являются соперниками в политическом смысле, тем не менее дружно сходятся в одном: и Колпаков, и Марченко — специалисты хай-класса. Как говорится, кто бы сомневался…

Нам же представляется не менее важным, чем алармизм по поводу вероятной утечки гостайн (а то мир не знает, что творится в Казахстане!) или потери великого специалиста (сейчас и токарей шестого разряда тоже днем с огнем не сыщешь!), найти ответ на вопрос: почему, как констатирует Д.Мусатаев, начался второй после начала девяностых исход высокопоставленных чиновников из Казахстана? Тем более в обществе открыто говорят, что у председателя Нацбанка, а мы добавим, как и у многих других представителей истеблишмента (а это не обязательно русские по национальности), давно уже есть квартиры в Москве (а то и особняки в Подмосковье), а их семьи с недавних пор проводят большую часть времени там, в России. Все это что-то да значит и указывает на “толстые” обстоятельства…

Безусловно, и Колпаков, и Марченко — специалисты. Надо иметь в виду, что эти интеллектуалы всегда были заняты не раздумьями над судьбами страны и мира и не выработкой общественного самосознания, а реализацией определенных программ законотворческого, финансового, политического, властного характера. Но при этом они оба, безусловно, были деятелями “двойного назначения”, через которых канализировались интересы внешнего мира.

Именно при Колпакове, например, был принят основной комплекс законов, регламентирующих отношения с крупными инвесторами. Юристов, которые готовили документы с казахстанской стороны, практически не осталось в Казахстане. Они уже далече. Не дал усохнуть этой тенденции и г-н Колпаков. Мавр сделал свое дело, мавр предпочел уйти. В отличие от классического героя Шекспира перемена участи прошла для них вполне безболезненно и с большим выигрышем. Что же до Григория Александровича, то за ним маячат крупные международные финансовые институты, вроде Deutsche Bank. Не противоречит нашим предположениям и другое объяснение “бегства” банкиров. Будучи людьми, имеющими огромные и конфиденциальные связи вне Казахстана, они обладают эксклюзивной информацией относительно дальнейшего развития Казахстана, оказавшегося ныне в сложнейшей геополитической обстановке. Ситуация, когда назревает битва за кашаганскую нефть, но пальму первенства в ней можно заранее отдать Штатам, априори не может нравиться Китаю. Об этом можно судить даже по таким косвенным данным, как увеличение объема вещания американского “Радио Свобода” на казахском языке и адекватный рост передач, строящихся на антикитайских мотивах. Казахстан становится ареной противостояния двух мировых держав. Недаром произошла утечка информации о том, что США якобы готовы вторгнутся на территорию Казахстана во имя спасения попранных идеалов демократии. Пришлось даже Послу США В РК Ларри Нэпперу давать опровержение… Но сам факт такого слуха, запущенного, кстати, в московских СМИ, говорит о многом.

Так что, по большому счету, в том, что страну покинул К.Колпаков, и, по всей видимости, готовится последовать его примеру бывший шеф и друг Г.Марченко, нет ничего сверхъестественного. И сравнивать их, скажем, с Савелием Пачиным или Леонидом Десятником, не говоря уже об Олеге Сосковце, было бы слишком удобопревратным выводом, поскольку здесь налицо неразличение сущностей этих исходов. Причины и следствия каждого из них происходят отнюдь не из одного корня.

Небо над Колпаковым и Марченко безоблачно, и ничто не предвещает грозы. Но картина выглядит достаточно выпукло: казахские менеджеры дерутся (не Марченко же заказал Какимжанова), а русские, которые всегда держали нейтралитет и были на хорошем счету у президента страны, бесшумно покидают страну.

Казахстан — страна огромных возможностей, и вряд ли можно поверить тому, что у того же Колпакова в России появилось больше возможностей, грубо говоря, “рубить капусту”. Но еще более смешным выглядит предположение, что его уход санкционирован Астаной, и теперь он “наш человек в Гаване”. Даже если он каким-то образом имеет личные связи с Казахстаном, он явно порвал с государством, в котором некогда занимал пост министра юстиции. Исход Колпакова, чьим любимым писателем является Солженицын (им это было подчеркнуто в телевизионном интервью И.Кациевой в программе “Между строк” в середине девяностых. – Прим.) – это знаковый момент. Не достигнув сорокалетнего рубежа, он решил не связывать свое будущее с Казахстаном. А можно сказать по-другому – человек не верит в будущее Казахстана. Выбор был сделан не сегодня и даже не вчера…

\»Мегаполис\», № 32, 15.08.02.