Об академиках журналистики и безграничной лояльности

“…журналистика не является наукой, поэтому научных званий типа магистра, доктора или академика в журналистике нет”

В Актобе 13 сентября состоялось выездное заседание исполнительного комитета конгресса журналистов Казахстана. Председательствовала Дарига Назарбаева. Возглавляемый ею телеканал “Хабар” весьма живописно рассказал об этом событии. По информации “Хабара”, основными темами обсуждения были кодекс этики журналистов и пресс-службы, как посредник между СМИ и правительством.


Начнем с наименее важного. Исполком громы и молнии метал в сторону пресс-служб. Дескать, они – самая главная причина того, что у нас до сих пор не восторжествовала свобода слова в стране. Они скрывают информацию, отделываются отписками и прочее. Помнится, как-то Владимир Рерих на полном серьезе заявлял, что “Хабар” – оппозиционный телеканал. Видимо, в порицании пресс-служб вся эта оппозиционность и проявляется. Дарига Нурсултановна же отметила, что все дело в правовой безграмотности журналистов. “Вот чего нам всем не хватает — так это профессионализма, правовой грамотности. Спросите, читали мы Закон о СМИ от “корочки до корочки”, Конституцию страны, свои права знаем или нет? В этом проблема профессиональной подготовки и журналистов, и пресс-служб, которые представляют органы власти и которые призваны способствовать диалогу, – их надо учить” – отметила она.


Этот короткий спич, исполненный глубокого смысла, должен звучать из уст не доктора политологии, а, как минимум, академика. Поэтому на состоявшемся в Национальном пресс-клубе заседании действительных членов Академии журналистики Казахстана за большой вклад в развитие СМИ республики звание академика присвоено председателю Совета директоров ЗАО Агентство “Хабар” Дариге Назарбаевой.


(Небольшая заметка на полях: журналистика не является наукой, поэтому научных званий типа магистра, доктора или академика в журналистике нет; те, кто заканчивают магистратуру факультета журналистики, становятся магистрами филологии, а не журналистики. Откуда у нас взялись академики журналистики – непонятно. Но они есть.)


Теперь перейдем к главному. К кодексу этики. К тому злосчастному кодексу этики, несколько вариантов которого было выдвинуто в свое время журналистами “Экспресс К”, а после них журналистами “Казахстанской правды”. Кодекс теперь стал “Декларацией о нравственных основах журналистики”. Считается (по крайней мере, журналистами “Хабара”), что декларация будет единогласна принята на февральском конгрессе журналистов Казахстана в Шымкенте. Допустим, будет так, а что толку? Декларация никакими юридическими правами не обладает, как на то мог рассчитывать кодекс. Впрочем, отринув здравый смысл, “Хабар” восторгается декларацией, как, наверное, восторгались в 18 веке своей Декларацией о независимости американцы. И даже цитирует некоторые самые принципиальные (опять же, на “хабаровский” взгляд) пункты. Для полноты картины процитируем их и мы: “Мы за свободу слова как форму и путь к гражданскому обществу, но мы против вседозволенности и безответственности в профессиональной деятельности”, “Между властью и СМИ – принцип социального партнерства, что не утверждает тип безграничной лояльности СМИ по отношению к власти”.


В первой цитате непонятно, что же можно считать вседозволенностью и безответственностью в профессиональной деятельности? Если под этими, мягко говоря, широкими понятиями скрывается то, что нельзя теперь будет слова “говно” и “жопа” в газетах писать, то, скорей всего, братья Шуховы под декларацией не подпишутся. Иначе у них вообще фактажа для своих опусов не останется, не из чего будет заметки лепить. Из-за второго пункта откажется свою подпись “Казправда” ставить – хоть они и настоящие партнеры с властью, но как же трудно им будет отказаться от безграничной лояльности.


Смех смехом, а в стране наблюдается тенденция раскола между средствами массовой информации. Да что там наблюдается – самый настоящий раскол и есть. “Хабар”, холдинг “Алма-Медиа” (к ним причислите “НП”), “Известия-Казахстан” и “Экспресс К” по одну сторону баррикад, повязанные общими интересами их хозяев — сторонников существующего режима; “СолДАТ”, “Экономика. Финансы. Рынки” и прочие – по другую; “Время” – по третью, “Мегаполис” – вообще себе на уме. И единства между этими изданиями быть не может, потому как понятия “демократия” и “свобода слова” для каждых – разные. И каждый старается доказать другим, что его понимание самое правильное. Если другие не с нами – то горе им.


Еще в связи с “Декларацией” упоминается некий общественный совет по СМИ при президенте. Это – инициатива самого Нурсултана Назарбаева, который объявил о ней на первом конгрессе. Кандидатуры уже предложены. Имена, правда, не оглашаются, оговаривается, что в составе совета будут авторитетные журналисты страны, представители общественных организаций, юристы, представители региональных СМИ. Исполком конгресса журналистов, возможно, сам того не желая, может усугубить раскол между журналистами и средствами массовой информации. По какому принципу будут отбираться “авторитетные журналисты”? По принципу старшинства? По габаритам? Может, по читательским отзывам? Скорее всего, по принципу – наш авторитетнее. А если работать совет будет так же, как и исполком конгресса журналистов, председатель которого защищает Артура Платонова, избитого отставными полицейскими, бросается громкими заявлениями и ни словом не упоминает избитого же Сергея Дуванова, не бросается громкими заявлениями после скандального поиска “бомбы” в типографии, где печатается свежий номер газеты “СолДАТ”, словом, если совет будет так же точно работать – то зачем он такой однобокий нужен? Еще шире станет пропасть между конфликтующими СМИ. Кому это на руку? Это на руку правящему режиму, который знает, что в единстве журналистов (настоящем, не на словах и не в декларациях) — его смерть. Так же как и в единстве оппозиции, которую успешно раскололи.