Путин, Назарбаев и Алиев поделили Каспий

Президенты России и Азербайджана подписали в понедельник в Москве соглашение о разделе Каспия. Как сообщают \»Вести\» РТР, в документе указаны координаты линии, которая разделит между двумя государствами сопредельные участки дна Каспийского моря. Она намечена с учетом принципов международного права и сложившейся на Каспии практики.


После подписания соглашения Владимир Путин заявил, что заложенная в нем формула \»делим дно — вода общая\» и принципы поэтапности \»приведут в конечном итоге к взаимовыгодному решению проблемы статуса Каспийского моря с учетом интересов всех прибрежных государств\», передает РИА \»Новости\».


По словам Путина, учитывая ранее подписанные соглашения между Россией и Казахстаном, а также между Казахстаном и Азербайджаном, \»можно с уверенностью сказать: отныне взаимодействие трех наших стран при освоении минеральных ресурсов дна центрального и северного Каспия обрело прочную международно-правовую базу\».


Российский президент также отметил, что Москва заинтересована в увеличении объемов прокачки азербайджанской нефти. Он сказал, что Россия \»встречно берет на себя обязательство обеспечения Азербайджана природным газом в необходимых для его потребностей размерах”.


В свою очередь азербайджанский лидер подчеркнул исключительную важность разработки нефтяных и газовых месторождений на Каспии и отметил при этом, что российский и казахстанский секторы Каспийского бассейна изучены в этом плане гораздо меньше, чем азербайджанский.


Лента.РУ


До этого еще в мае т.г. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали \»Протокол к соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года\», определяющий принципы и правовые основы взаимодействия двух стран в области освоения ресурсов дна Каспийского моря. Этот документ устанавливает \»географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в целях осуществления суверенных прав на недропользования\».


Президент России Владимир Путин после подписания соглашения в Гейдаром Алиевым практически повторил заявление, сказанное им при подписании подобного документа с Нурсултаном Назарбаевым, что применение формулы \»делим дно — вода общая\» и принципа поэтапности должны привести к взаимовыгодному решению проблемы статуса Каспийского моря с учетом интересов всех прибрежных государств.


Гейдар Алиев назвал подписанное соглашение \»примером для других прикаспийских государств\». В свое время Нурсултан Назарбаев назвал документ \»самым громадным\» соглашением, которое подписал Казахстан в рамках СНГ и во взаимоотношениях с Россией.


Итак, надо признать, что идея, предложенная Казахстаном, \»делим дно — вода общая\», которую вначале мало кто воспринимал, практически реализовалась. Таким образом, сейчас Россия, Казахстан и Азербайджан выступают единым фронтом. Похоже, в этой ситуации мало кто учитывал интересы и мнение Туркменистана. Иран остался при своей позиции. Он настаивает на принципе кондоминиума (общего владения морем), а если это невозможно — то на делении Каспия на пять равных долей (по 20%).


РИА “Новости” приводит краткую справку по каспийской проблеме. РИАН пишет, что в соответствии с действующим правовым статусом, опирающимся на советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов, Каспий открыт для пользования всеми прибрежными государствами на всем протяжении. По этим договорам Каспийское море объявлялось советско-иранским, на нем не устанавливалось границ, а за каждым государством резервировалась рыболовная зона шириной в десять миль, в которой могли ловить рыбу суда под соответствующим национальным флагом. Вся остальная часть Каспия объявлялась зоной свободного судоходства.


После распада СССР и образования независимых государств — Азербайджана, Казахстана и Туркмении — одной из первостепенных задач для стран Каспийского региона стало определение международно-правового статуса Каспийского моря. Вопрос о статусе Каспия возник в начале 1992 года, когда Иран выступил с инициативой создания Организации регионального сотрудничества прикаспийских государств. В дальнейшем проблема статуса становилась все более острой, поскольку она была связана с проблемой собственности на природные, прежде всего энергетические ресурсы, находящиеся под дном Каспия. С октября 1992 года состоялось несколько многосторонних встреч прикаспийских государств, но окончательного решения так и не принято.


Последний саммит глав прикаспийских государств, прошедший в апреле т.г. в Ашхабаде, закончился безрезультатно.


У Каспия есть и другая проблема: как называть его — морем или озером. Исходя из этого, можно было бы разделить водоем по установленным международным нормам. Однако до сих пор этот вопрос не решен, и никто из прибрежных государств не ставил его перед ООН. При применении подобной практики, если бы все участники спора согласились с решением ООН, то не возникло бы конфликта, и правовой статус Каспия был бы определен давно. Это, что называется, теория. А в жизни Иран более склонен считать Каспий озером, что по морскому праву позволяет ему претендовать на 20 процентов подводных месторождений нефти. Другие, наоборот, называя Каспий нейтральным водоемом, делят его, как море. Однако, как говорят эксперты, в конечном итоге и это не имеет никакого значения, ибо определение статуса будет зависеть от силы того или иного участника переговоров. Пока побеждает объединенная позиция бывших республик СССР. Иран выжидает. От его ответа зависит многое: будет ли мир на самом большом внутреннем водоеме Земли?