Туркменбаши запретил автомобили с правосторонним управлением

Не зная, чем бы еще “осчастливить” свой народ, президент Туркменистана Ниязов запретил автомобили с правосторонним рулевым управлением

Уже несколько дней в г. Мары — административном центре Марыйского велаята на юге страны — продолжается акция протеста водителей микроавтобусов и легковых автомобилей “Тойота”.


Городская администрация не разрешает автомобилям этой марки с правосторонним рулевым управлением появляться на дорогах. Официального запрета на их использование не поступало, но 12 августа на заседании кабинета министров президент Ниязов повелел МВД убрать с автотрасс автомобили с правосторонним управлением в связи с тем, что они якобы повышают аварийность на дорогах.


Письменного президентского указа не последовало, а в сообщениях государственного информагентства TDH нет упоминаний о запрете подобных автомобилей. Но, поскольку слово президента в Туркменистане – закон, чиновники принялись усердно его исполнять.


Сами марыйцы убеждены, что истинные причины президентского запрета лежат в другой плоскости. Ни для кого не секрет, что президент недолюбливает марыйских текинцев, отделившихся от ахалтекинцев (племя, из которого происходит Ниязов) еще в начале ХIХ века.


Коренные жители этого южного велаята предприимчивы и трудолюбивы. Несмотря на экономические трудности, марыйцы находят выход, и немало предпринимателей начали преуспевать. Как раз это и пугает Туркменбаши. Богатые, а значит — влиятельные, люди представляют для него угрозу. Накопление капитала и неконтролируемые денежные потоки опасны для режима.


Известно немало случаев, когда Туркменбаши разорил и выжил владельцев преуспевающих частных фирм. Например, он закрыл сеть предприятий общественного питания и аптек “Гайрат”, принадлежавших клану Джумаевых, которые после этого были вынуждены эмигрировать из страны. И это — несмотря на то, что неприкосновенность частной собственности гарантируется Конституцией Туркменистана.


Многие местные жители занимаются частным извозом на импортных автомобилях с правосторонним управлением и регулярно пользуются автотрассой Мары-Ашгабат. Теперь, после президентского запрета, из города им не выехать. Хуже всего то, что запрет совпал по времени с окончанием летнего сезона отпусков, когда поток пассажиров значительно возрастает.


“Еле добрались до Ашгабата. Автомашины из Мары не выпускают, на поезд билетов нет, у железнодорожных касс — толпы пассажиров, люди возмущаются”, — рассказывает жительница столицы Айгозель Нурмурадова, недавно вернувшаяся от родителей из Мары.


Безработица в Туркменистане достигла сорока процентов, и немалую часть безработных составляют жители Марыйского велаята — второй по величине области в стране.


Марыйский велаят имеет самые большие посевные площади и, соответственно, сдает государству самые высокие урожаи зерна и хлопка. Но сельчане при этом живут в бедности. “Государство забирает у нас все до последнего зернышка и коробочки, — жалуются дехкане. — А если оставишь себе немного пшеницы — под суд отдадут”.


Для многих в Марыйском велаяте частный извоз является единственным способом прокормить семью. Государственные автотранспортные службы не справляются с перевозками пассажиров, да и качество государственного сервиса заметно уступает частному, а тарифы — практически одинаковые.


“Многие семьи живут за чертой бедности, — жалуется сельчанин из Марыйского района. – Пенсии в 200 тыс. манатов (10 долларов США) на жизнь не хватает, а земельный надел у нас небольшой, и мы можем вырастить на нем немного овощей — только для себя, на продажу ничего не остается. Мой сын купил “Tойоту” и стал зарабатывать частным извозом. На селе для молодежи работы нет. Все, кто может, перебираются в город”.


Президентский запрет отнимает у многих последний источник дохода и лишает возможности отработать долги в связи с затратами на приобретение автомобиля и лицензии.


“Мы заняли деньги на покупку автомобиля, рассчитывая заработать, расплатиться с долгами и содержать семью. Лицензию оплатили, работали по правилам, налоги исправно платили. Столько затрат… и что теперь? – сетует марыйский водитель Гурбангельды Атабалов. — К сведению президента, аварийность – это следствие узких и неблагоустроенных дорог”.


\»Ситуация — действительно тупиковая, — констатировал начальник государственной таможни в неофициальной беседе. — Ведь в страну уже завезено около 17 тысяч автомобилей марки \»Тойота\».


Ата Аманов – псевдоним журналиста из Туркменистана