“Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух”

“Говорят, есть и три свидетеля, готовые подтвердить факт передачи Г.Жакиянову взяток в размере от 100 до 200 тысяч долларов”

\»Для низких натур нет ничего приятнее,
как мстить за свое ничтожество,
бросая грязь своих воззрений и мнений
во все великое и святое\»
(Белинский).

Удивительная страна – Казахстан. Все в ней не так, как в других государствах. Вот уже где крылатое выражение “и впереди планеты всей” можно применить буквально ко всему и в первую очередь к нашей судебно-правовой системе. Скажем, состоялся судебный процесс над председателем политсовета общественного объединения “Демократический выбор Казахстана” Галымжаном Жакияновым. Вынесен приговор; судебное решение оспаривается в судах последующих инстанций. Так нет, оказывается, МВД продолжает “расследование по ряду эпизодов”. Об этом заявил сам министр внутренних дел Каирбек Сулейменов в газете “Время” в прошедший четверг. Собственно говоря, практика передачи дела в суд по одним эпизодам, а потом организация нового судебного процесса по иным обвинениям, не нова. Так бывает, когда сроки следствия проходят, а предъявить обвиняемому доказательно что-нибудь нет причин. Похоже, с делом Жакиянова происходит именно так. В том же интервью корреспондент задает прямой вопрос Каирбеку Шошановичу о качестве следствия и получает ответ: “Если есть приговор (имеется в виду судебный. – А.О.), то роль следователя, руководителей следственного органа уходит в тень. Решение суда перекрывает…


Ох, лукавит Каирбек Шошанович, лукавит. В том-то и дело, что задача суда – подтвердить или опровергнуть то, что предоставило следствие. А судебный процесс над Галымжаном Жакияновым изобиловал такими свидетельскими показаниями, которые начисто перекрывали все то, о чем говорил прокурор и предоставило следствие. Однако суд не принял эти показания во внимание. И именно это дает основание утверждать, что дело Жакиянова – политическое, а вовсе не уголовное. А слова министра о передаче материалов расследования по новым эпизодам в суд подтверждают, что власти, видимо, сами осознают шаткость обвинительного приговора, вынесенного Галымжану Жакиянову. Потому-то прокурор Демесинов буквально в первый же день судебного процесса заявил, что обвинение настаивает на том, чтобы ходатайство об отмене ареста на имущество было отклонено, “поскольку готовятся еще иски к подсудимому на сумму около 20 млн. тенге”. И вот об этом же говорит министр внутренних дел, ведомством которого производится расследование. Показательно, что Каирбек Сулейменов уже во второй раз публично достаточно цинично отзывается о Галымжане Жакиянове, но почему-то не допускает ничего подобного в отношении Мухтара Аблязова. Интересно, чем вызвана подобная избирательность? Где и в чем перешел дорогу министру экс-аким?


Глава ведомства указывает на расследование в соседней России. Интересно, что на этот раз припишут Галымжану Жакиянову? Незаконную торговлю зерном, военной техникой, обход закона при подписании контрактов об использовании электроэнергии и поставок угля? Из конфеденциальных источников просочилась информация о том, что на сей раз накопали материалы, согласно которым можно предъявить экс-акиму иск на возмещение им материального ущерба государству на сумму 3 миллиарда долларов. Говорят, есть и три свидетеля, готовые подтвердить факт передачи Г.Жакиянову взяток в размере от 100 до 200 тысяч долларов. Если эти слухи имеют под собой почву, то буквально скоро мы станем свидетелями нового судебного процесса в отношении опального лидера \»Демократического выбора Казахстана\». Что ж, если это случится, то политическая составляющая такого процесса станет еще явственнее. Ведь сделать обыкновенного уголовника из Жакиянова не удается, так надо попытаться превратить его во врага собственного народа, торгующего богатствами Родины, этакого Калугина казахстанского разлива. И невдомек тем, кто пытается сфабриковать новое дело Галымжана Жакиянова, что подобные попытки не новы. Мы видели такое уже в недалекие 50-е годы, когда людей, обладающих хваткой, деловой сметкой, предприимчивостью записывали в расхитителей социалистической собственности. Своими действиями власть доказывает то, что она — плоть от плоти того строя, несмотря на декларации о рыночных отношениях и приверженности демократическим идеалам.


Впрочем, это покажет время. А мы укажем на некоторые обстоятельства, которые также опровергают все доводы прокуратуры по делу Жакиянова.


Прокурор Демесинов на суде обвинил бывшего акима Павлодарской области во всех смертных грехах, в частности, в развале экономики и уменьшении численности скота в сельских подворьях. Но вот что говорит статистика. По данным Агентства РК по статистике, приведенным КазААГ 15 июля сего года, в январе-июне 2002г. рост инвестиций отмечен в 11 регионах республики. Наиболее благоприятная ситуация в инвестиционной деятельности наблюдается в Жамбылской (в 2,8 раза), Актюбинской, Западно-Казахстанской, Алматинской (в 1,2-1,4 раза) областях. Рост объемов инвестиций в основной капитал наблюдается также в Костанайской, Южно-Казахстанской областях, г.Алматы (на 0,8-5,8%), Акмолинской, г.Астане и Атырауской областях (на 6,4-10,1%).

Снижение объемов инвестиций по сравнению с январем-июнем прошлого года наблюдается в Северо-Казахстанской, Карагандинской (на 5-9%), Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Павлодарской (на 21-44%) областях.


А ведь областью уже почти год руководит бывший вице-премьер Даниал Ахметов, Жакиянова уже нет, так почему наблюдается снижение инвестиций? Дальше: прокурор Демесинов заявил, что экс-аким “развалил сельское хозяйство, машиностроение, здравоохранение, увеличилось количество безработных”. Однако не привел никаких данных на этот счет. Между тем почти все свидетели в качестве положительного примера работы Жакиянова указывают на больничный комплекс и современное оборудование в нем.


Когда Галымжан Жакиянов принимал Павлодарскую область, то кредиторская задолженность составляла около 7,5 миллиардов тенге. Осенью 2001 года, когда Г. Жакиянова сняли с должности акима области, кредиторская задолженность региона уменьшилась до 40 миллионов тенге.


Увы, для той системы правосудия, которая выстроена в нашей республике и несет в себе все пороки советской системы, характерно такое, когда очевидные факты не принимаются во внимание. А то, что решение суда по делу Жакиянова давно уже готово, потвердило поведение прокуроров в суде. Примечательно, что прокурор Демесинов с ходу назвал дело экс-акима коррупционным. А то, что суд не сумел доказать коррупционные намерения в действиях Жакиянова, можно не принимать во внимание. Подумаешь: не вышло здесь, так еще найдем дело на 20 миллионов тенге. Именно так можно расценить слова Демесинова о новых эпизодах на сумму 20 миллионов тенге. Интересно, а почему это глава государства доверял так прежде экс-акиму, если давно известно, что он нарушает закон? Что же наши доблестные правоохранительнеы органы раньше умалчивали об этом и не докладывали президенту об этих вопиющих фактах? Естественно, все эти вопросы останутся гласом вопиющего в пустыне.


Что ж, покровы сброшены. Посадить нового лидера казахстанской оппозиции любыми способами – такова задача дня. И при этом мало кто задумывается, что политическая составляющая первого судебного процесса перевешивает все. Даже если сейчас новый суд сумеет доказать вину экс-акима по каким-то новым эпизодам, в том числе связанным с Россией, то в глазах международных правозащитных организаций, независимых СМИ, да и народа Галымжан Жакиянов останется человеком, которого наказывают за то, что он открыто выступил против системы. Понятно, что власти руководствуются принципом: “Пусть говорят что хотят, а мы его засадим, потому он – коррупционер”. Но ведь есть и иной суд. Суд времени, он-то и покажет, кто прав.