Кто есть кто в современном Казахстане?.. Часть 3

Разговор о белых пятнах в новейшей истории Казахстана

Читайте предыдущий материал:


Часть1. Жузовский фактор выдвигается во главу угла в политической борьбе


Часть 2. Какова позиция Старшего жуза по отношению к Среднему и Младшему жузу?


***


Часть 3. Какова позиция Среднего жуза по отношению к Старшему и Младшему жузу?


Нынче жузовский вопрос будируется прежде всего, как мы говорили уже в 1-ой части нашего материала, усилиями определенного круга представителей Среднего жуза. На сайте интернет-газеты “Навигатор” превалирующая там точка зрения по этой теме отражалась в материалах П.Своика (здесь и здесь) и Т.Медеу-улы, опубликованных прошлым летом. Ее лейтмотив таков: элита Старшего жуза заключила с ведущими деятелями Младшего жуза союз, направленный против Среднего жуза. Насколько же такой вывод соответствует реальности? Трудно ответить на подобного рода вопросы однозначно. Придает весомость данному выводу тот фактор, что в числе тех, кто его высказывает и отстаивает, есть немало людей, которые добивались немалых карьерно-служебных успехов на государственной службе или предпринимательских достижений в бизнесе. Более того, по мнению этих людей, оттеснение представителей Среднего жуза с передовых позиций в Казахстане в конечном итоге значительно подрывает административный и интеллектуальный потенциал государства, поскольку среднежузовцы являются, с точки зрения современных общенационального масштаба вызовов, наиболее дееспособными из всех трех групп казахского населения.


Исторически Средний жуз в общеказахской среде по многим показателям действительно является лидером. Возьмем вторую половину XIX века, когда все три казахских жуза оказались уже в составе Российской империи и стали восприниматься как составные части одной страны и одного народа. Царские власти в этот период в интересах налаживания и укрепления своей системы управления в степи стали подводить жизнь здешнего кочевого общества под специальные выработанные стандарты. И тогда казахи трех жузов, живших до этого каждый своей обособленной жизнью, впервые столкнулись с такой ситуацией, когда уже в плане задачи достижения максимального самоутверждения и общественного успеха можно было пределы своих амбиций расширить до общенационального масштаба. Здесь первыми проявили себя наилучшим образом представители Среднего жуза – Ч.Валиханов, И.Алтынсарин и А.Кунанбаев. По сути дела, они стали первыми из казахов личностями общенационального масштаба. И до этого, и после этого были у казахов люди, снискавшие громкую славу. Но многие из этих последних все-таки в первую очередь составляют гордость своих земляков, а потом только их имена выдвигают на общенациональный уровень. То есть касательно их присутствует элемент ревнивого отношения: ими сперва гордится должны мы, потом уж весь Алты Алаш (казахский народ, значит). Этот фактор обуславливает соответствующее отношение к именам таких деятелей в других регионах. Там, в свою очередь, предпочитают в первую голову славить своих аналогичного масштаба личностей. Каждый жуз или большое родоплеменное объединение пытается выдать свое видение по данному вопросу за общенациональное, но, как правило, сталкивается с противодействием других. Другими словами, каждая отдельная казахская группа стремится своей галереей славы заполнить большую часть общеказахской галереи славы. Особенно яркое выражение находит это стремление за последние годы, которые совпали с первыми декадами государственной независимости Казахстана. Это уже приводит к достаточно ярко выраженным конфликтам межжузовского характера. В прошлом, 2001 году деятели культуры и пресса, представляющие Средний и Младший жуз, схлестнулись на виду у всей казахстанской общественности в связи с именем акына Сегiз серi из Сары-Арки, жившего и творившего, как утверждают представители нынешнего поколения его земляков, в XIX веке. Страсти были нешуточные. Сыр-бор разгорелся из-за заявлений, вообще отрицающих существование поэта с таким именем, научно-творческих деятелей родом из Младшего жуза, которые были опубликованы газетами, контролируемыми их же сородичами. В конце концов была проведена в доме-музее М.Ауэзова в Алматы конференция по этому вопросу, она фактически превратилась в настоящую межжузовскую свару. Представители Среднего жуза постарались убедить посланцев своих оппонентов, но из этого ничего хорошего не получилось. Стороны остались при своем мнении. Среднежузовцам не осталось ничего другого, как постараться дать на виду у присутствовавших журналистов хотя бы эмоциональный бой тем казахским кругам, которые отрицают существование названного их акына, в этом священном для их духовной культуры доме (классик казахской литературы М.Ауэзов был родом из Прииртышья). Видимо, напор их возмущения всерьез встревожил лагерь оппонентов и заставил задуматься над тем, стоить ли продолжать пререкаться с ними по вопросу Сегiз серi. Во всяком случае после названной конференции накал публичных разборок сошел на “нет”.


А ведь это всего лишь один пример из реальности наших дней. Много что сейчас делают определенные круги жузовских и родоплеменных общин в плане самоутверждения в виде попыток вознесения на общенациональный пьедестал славы имен своих деятелей. Почти каждое такое мероприятие обставляется с таким безудержно сверхмерным потоком кланового самовосхваления, что, как правило, ничего кроме раздражения, у других кланов не вызывает. Этот процесс усиления сегрегации в казахском обществе никакого препятствия со стороны государственной власти не встречает. Более того, сами люди, представляющие такую власть на самом высшем уровне, своим попустительством или, по меньшей мере, бездействием подстегивают его развитие, когда позволяют трайбалистски настроенным сородичам-подхалимам осуществлять свои подрывные деяния через непомерное возвеличивание их собственных имен или близких им по происхождению людей с расставленными трайбалистским образом акцентами.


В царской России (во второй половине XIX – начале XX вв.) властные амбиции выходцев из казахских семей главным образом ограничивались волостным уровнем. Даже на уездном уровне доступа к ответственным должностям им не было. В советское время им стал доступен областной и союзно-республиканский уровень. Правда, за 70 лет существования Казахской республики в составе СССР только 3 человека казахского происхождения находились на посту ее первого руководителя. Это – Шаяхметов, Кунаев и Назарбаев. Причем последний выдвинулся на эту должность только на излете советской власти. В царской России Оренбург, Омск и Ташкент, а в Советском Союзе уже сама державная Москва как центры управления казахскими областями занимались родоплеменными и жузовскими раздорами казахов. Вполне, думается, можно допустить, что они временами не столько регулировали эти разборки, сколько усугубляли их с тем, чтобы еще пуще стравливать местные кланы между собой и через это укреплять свою власть над ними. Но в любом случае наличие эффективной третейской инстанции, которая, оставаясь хозяином положения, уже в силу своего неместного происхождения могла признаваться по большому счету беспристрастной, удерживало потенциал трайбализма в казахском обществе в известных рамках и сдерживало развитие жузовщины. Царская администрация с раздробленностью казахского общества на жузы и родоплеменные группировки считалась, особенно и при принятии решений. При ней на местах названия уездов и волостей зачастую совпадали с названиями преобладающих в данной местности племен и родов. Советская власть, вознамерившаяся на словах создать за короткий срок казахскую социалистическую нацию, с тяготением коренного населения Казахстана к жузовской и родоплеменной раздробленности гласно не считалась. Но неофициально она также была вынуждена учитывать этот фактор при принятии решений. Особенно — кадровых.


С обретением нашей страной государственной независимости в Казахстане подобной вышестоящей третейской инстанции не стало. Благодаря этому, за прошедшее десятилетие потенциал трайбализма, пребывавший на протяжении почти всего двадцатого столетия в законсервированном на определенном уровне состоянии, высвободился и постепенно начал приобретать соответствующую его возможностям динамику. В этих условиях, видимо, стали нарушаться в сфере межжузовских отношений некие неписаные нормы и правила, которые кое-кто привык рассматривать как нерушимую данность. Речь в данном случае идет о тех среднежузовских деятелях, которые все громче и громче начинают говорить о заключенном элитами Старшего и Младшего жузов неформальном пакте, направленном против интересов выходцев из северных и восточных областей Казахстана. Как мы сказали выше, при царском режиме представители Среднего жуза Ч.Валиханов, И.Алтынсарин и А.Кунанбаев первыми из казахов стали личностями подлинно общенационального масштаба. И это, наверное, не случайно. Аналогичной была ситуация и при советской власти. В чисто количественном плане казахские представители из центральных, северных и восточных областей превзошли в тогдашних основных сферах самоутверждения выходцев всех, вместе взятых, из коренного населения представителей Старшего и Младшего жуза. Особенно подавляющим было их преимущество до середины XX столетия. К примеру, вошедшая в школьные учебники классика казахской советской литературы на девять десятых состояла из писателей и поэтов, представляющих Средний жуз. По сути, тогда в ней, за исключением Джамбула Джабаева и Нурпеиса Байганина, никого другого и не находилось. Три наиболее ярких представителя казахской советской литературы довоенного периода — С.Сейфуллин, Б.Майлин и И.Джансугуров – происходят из Среднего жуза. М.Ауэзов, С.Муканов, Г.Мусрепов и Г.Мустафин, наиболее яркие звезды из следующего поколения казахской литературы, родом также оттуда. По сути дела, казахская литература в XX веке — это в значительной мере литература казахов из северных, восточных и центральных областей. Даже в более позднюю эпоху писатели и поэты, происходившие из Среднего жуза, составляли, по меньшей мере, добрую половину членов Союза писателей Казахстана (Тем, кто желает проверить достоверность этой информации, мы рекомендуем обратиться к справочному изданию “Писатели Казахстана”, изд. “Жазушы”, 1982 г.). Тогда входящие в эту организацию люди были едва ли не самой привилегированной группой казахского населения.


Примерно такая же картина наблюдалась и в других основных сферах приложения казахов. К примеру, в науке. Первым академиком стал К.Сатпаев, представитель северных казахов. За 70-80 гг. прошлого века всего два человека из казахов стали лауреатами бывшей наиболее престижной в бывшем СССР Ленинской премии в области естественных наук и техники. Один из них — М.Айтхожин — получил ее за свой вклад в области биологии. Другой казах удостоился этой премии за разработку и внедрение новой технологии в горнорудном деле закрытым постановлением, поскольку его открытие имело отношение к оборонной отрасли. К сожалению, имя последнего до сих пор мало известно широкому кругу людей. Но совершенно очевидно другое: оба этих человека — представители Среднего жуза.


И в советской военной авиации среднежузовцы снискали наибольшую среди всех казахов славу. Н.Абдиров, Т.Бигельдинов и Т.Аубакиров, три прославленных Героя Советского Союза, происходят из региона Караганды-Акмола. Все трое совершили уникальные подвиги. Нуркен Абдиров повторил подвиг Н.Гастелло, направив свой горящий самолет на колонны вражеской техники. Талгат Бигельдинов стал дважды Героем Советского Союза, а такого отличия удостоились всего несколько десятков людей. Т.Аубакиров стал первым летчиком-испытателем, посадившим МИГ-29 на палубу авианесущего крейсера (“Тбилиси”), и первым казахом, совершившим полет в космос. Он — единственный человек, являющийся одновременно Героем Советского Союза и Героем Казахстана (“Халык Кахарманы”). И в России аналогичного двойного звания — Героя Советского Союза и Героя России — удостоился также лишь один человек. Он – тоже казах. К сожалению, второго звания он удостоился лишь посмертно. Звали его Каирболат (Николай) Майданов. Но о нем разговор пойдет в другой части нашего материала…


Как известно, многие, свойственные развитым нациям, общественно-государственные институты сформировались в Казахстане в советскую эпоху. Так сложилось, что практически во всех из них представители Среднего жуза имели значительный, а нередко и решающий вес. Они превалировали на руководящих должностях в сфере культуры, высшего образования, в партийно-государственных органах республиканского уровня, творческих союзах и т.п. структурах. На всем протяжении существования казахстанского правительства (оно называлось Советом Министров, затем Кабинетом Министров) большинство его членов составляли представители Среднего жуза. В первые годы независимости им принадлежали практически все министерские портфели ключевого блока (экономика, финансы, силовые и правоохранительные ведомства и т.д.). То есть инерция превалирования среднежузовцев в ключевых государственных структурах была огромная и после обретения независимости. И такая реальность сохранялась в целом до конца 90-х гг. А самое главное, в общественном сознании казахов (и особенно, естественно, среди среднежузовцев) сложилась традиция ее рассмотрения как закономерной реальности. Уход бывшего премьер-министра А.Кажегельдина в оппозицию вольно или невольно послужил первым толчком к пересмотру сложившейся государственной кадровой политики на высшем уровне. За прошедшие годы неприятие этих перемен в среде общественно-политических деятелей из Среднего жуза, нарастая постепенно, вылилось в озвучиваемое уже некоторыми лицами мнение о том, что Старший жуз и Младший жуз объединились против Среднего жуза.


(Продолжение следует)


***


Далее готовится к публикации:


Часть 4. Какова позиция Младшего жуза по отношению к Старшему и Среднему жузу?


Часть 5. Заключение