Двойное дно таджикской дипломатии

Если читатель ожидает, что речь пойдет лишь о политике двойных стандартов , то придется несколько заинтриговать его — таджикские дипломаты пошли дальше своих коллег, найдя этому понятию другое, вполне реальное применение.


Нa проходившем в Минске в мае 2000 года очередном саммите Таможенной пятерки президенту Таджикистана Эмоммали Рахмонову пришлось краснеть за действия своего дипкорпуса — сотрудники КНБ Казахстана обнаружили в машинах тогдашнего посла Таджикистана С.Негматова и торгового представителя Т.Нематова 62 килограмма героина, 54 тысячи долларов США и банковский чек на 1 млн. 261 тыс. английских фунтов стерлингов. Причем традиционной отговорки о том, что все было подброшено, не последовало по той простой причине, что обыск производился в присутствии самих посла и торгпреда, а также представителей МИД Казахстана.


Впрочем, приехавших на саммит представителей России это вряд ли удивило — там уже привыкли к тому, что таджикские дипломаты грешат подобной подработкой к основному ремеслу. Так, 26 ноября 1999 года сотрудниками таможни аэропорта Домодедово были задержаны 2 фельдъегеря правительственной почты Таджикистана. В спецконтейнере, предназначенном исключительно для перевозки документов, находились 6,5 кг героина и свыше 10 тысяч долларов. Очевидно, расчет был на то, что подобные контейнеры обычно не проверяются.


После подобных скандалов на международном уровне обыватель сразу же задается вопросом, куда же смотрели спецслужбы, если допустили подобное? К сожалению, и представители Министерства безопасности страны отнюдь не безгрешны в этом плане. Буквально на днях в Таджикистане арестована группа, состоявшая из действующих и бывших сотрудников спецслужб республики. Сотрудник данного ведомства по Муминабадскому району Шерали Бобоев был задержан при попытке перевезти свыше 16 кг героина из приграничного Шурабадского района в областной центр Куляб-зелье было обнаружено в тайнике его автомашины Нива. Вместе с Бобоевым под следствие попали еще двое гражданских лиц, в прошлом тоже работников спецслужб. В августе за контрабанду наркотиков и драгоценных камней были привлечены к уголовной ответственности еще два сотрудника Министерства безопасности.


Спецслужбы всегда стремятся быть над законом, а вот пограничники уж точно неподкупны, думают рядовые граждане. И окажутся не совсем правы. Так, в августе этого года, как сообщил начальник пресс-службы МВД Кыргызстана Кулдашбек Базарманкулов, в Чоналайском районе Ошской области арестован начальник одной из погранзастав Таджикистана. В багажнике машины офицер вез 9 килограммов героина, рядом с которым обнаружен пистолет. Страж границы настолько уверовал в надежность своего канала транзита, что даже не счел нужным прятать перевозимый героин.


Что ж, в семье не без урода, зато оборона наша крепка, считают те же оптимисты. И вновь придется разочаровать их. военной прокуратурой недавно завершено следствие в отношении заместителя министра обороны полковника Николая Кима, на служебном вертолете перевозившего героин с военного аэродрома Айни.


Одним словом, претензии официального Душанбе, выражаемые в посланиях МИД по поводу публикаций в российской прессе, представляются напрасными. Журналисты и рады бы не создавать из Таджикистана образ наркодержавы, да факты говорят сами за себя. Впрочем, и само внешнеполитическое ведомство косвенно это признало хотя бы фактом направления в аэропорты стран, имеющих со страной воздушное сообщение, официального уведомления со списком бывших дипломатов, срок действия паспортов которых истек, но их владельцы не хотят мириться с сознанием утери своей неприкосновенности.


Ответ на вопрос о том, почему настолько погрязло в коррупции и криминале правительство Рахмонова, лежит на поверхности. если и раньше кулябский клан не особо чтил закон, то после прихода во власть представителей ОТО слова о чести мундира вообще стали пустым звуком. Не случайно многие независимые эксперты обращают внимание на то, что прежнее преобладание в наркопотоке соломки и гашиша сменилось теперь промышленным героином. Это наводит на тревожные мысли о прогрессе в деятельности местных наркобаронов, видимо, не желающих ограничиваться ролью транзитного звена и налаживающих собственное производство внутри страны. По некоторым данным, в стране накопилось свыше 2 тысяч тонн героина. И эта критическая масса ищет выхода на мировые рынки через соседние Узбекистан и Киргизию.


О том, что наркотранзит и его маршруты строго поделены, свидетельствует та же пресса. Назовем лишь основных кураторов из ОТО и их зоны: Хаким Каландаров (Банги) — Пянжское направление, Мирзоали Халимов (Али Беспалый) — Шаартуз и Кабодиёнское направление, Сафар Эсанбой — Боботагские горы, Мулло Шукур — Сариасийское направление, Саидбурхон Саидкамол — Согдийская область, Мухаммадшох Искандаров — Джигартальский район. Кстати, распределением зон ответственности ведают руководитель МЧС Мирзо Зиёев, заместитель министра государственных доходов и сборов Мирзохужа Низомов, заместитель министра обороны Гайрат Атхамов. Гафур Седой, командир президентской гвардии, то ли в штуку, то ли всерьез заявляет, героин — это валюта Таджикистана. Кстати, он же является председателем Олимпийского комитета республики. Перед началом Азиатских игр в Пусане, с его слов, он был у Э.Рахмонова в надежде получить деньги на поездку таджикской сборной в Корею. По понятным причинам Э.Рахмонов отказал Гафуру Седому, указав ему, что он сам знает, где раздобыть валюту. Деньги, разумеется, нашлись: и спортсменам, и бравому генерал-лейтенанту Гафуру Седому, чтобы просаживать их (целое состояние) ежедневно в казино г.Пусана. По возвращении в Душанбе Седой не скрывал перед своими знакомыми, как он играл в рулетку в Корее.


Под стать генералам-наркобаронам их будущая замена. Это начальник Науского РОВД Р.Саидов по кличке Хан , командир базы КОГГ Зафарабадского района Н.Шералиев, сын начальника ГАИ МВД Таджикистана. Начальник Матчинского РОВД подполковник Раджабов, у которого крышуют героиновые оптовики Даврон, Хусрав, Идебай и прочая нечисть. Как видите, полный набор руководства силовых структур и организованной преступности.


Вот выходит, что криминальное двойное дно таджикской дипломатии является объективным отражением сложившейся в стране неприглядной действительности. Если события и дальше будут развиваться в подобном ключе, то возникают серьезные опасения в том, что со временем Таджикистан превзойдет Афганистан по масштабам производства и сбыта наркотиков.


Получено по электронной почте


nuriddins@mail.ru